Пояснительная записка...........................................................................................3
Общая характеристика учебного предмета ..........................................................3
Описание места учебного предмета в учебном плане .......................................4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»………………………………………………....5
Личностные, метапредметные предметные результаты освоения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур » …………………….……6
Содержание учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»……………………………………………………………………...…….7
Тематическое планирование..................................................................................9
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических
основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.
Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный модуль является культурологическим, направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание основ религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе начальной школы отводится 34 часов (1 час в неделю).
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Введение предмета «Основы мировых религиозных культур» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
№ п/п | Содержание материала |
Формируемые умения/личностные качества(планируемые результаты обучения) |
Деятельность учащихся |
предметные |
метапредметные |
личностные |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
-
| Россия – наша Родина. | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, гос-ые символы; духовный мир человека, культурные традиции. |
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) |
-
| Культура и религия | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование образа мира как единого и целостногопри разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. |
-
| Культура и религия | Формирование понимания связи между культурой и религией. | Формирование познавательных УУД: структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | | Культура и религия. Культурный человек, культура поведения. |
-
| Возникновение религий. Древнейшие верования | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Пантеон Многобожие. Завет. Храм |
-
| Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм |
-
| Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | Формирование познавательных УУД:осознанное и произвольное построение речевого высказывания вустной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Веды, Типитака, Танах. |
-
| Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. | Формирование познавательных УУД:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД:оценки —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве. | Тора, Библия, Коран. |
-
| Хранители предания в религиях мира | Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях. | Формирование познавательных УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД:умение формулировать собственное мнение и позицию | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама. |
-
| Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование знания о возникновении в мире зла. | Формирование познавательных УУД:подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД:оценки —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция. |
-
| Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». | Формирование познавательных УУД:построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД:коррекции —внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД:умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | | Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция |
-
| Человек в религиозных традициях мира | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Формирование познавательных УУД:построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД:коррекции —внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и егорезультата Формирование коммуникативных УУД:умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Молитва, таинства, намаз, мантра |
-
| Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Формирование познавательных УУД:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формированиебережного отношения к материальным и духовным ценностям.Воспитание доверия иуважения к истории и культуре всех народов.Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Храм, икона, синагога, мечеть |
-
| Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | Формирование познавательных УУД:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД:оценки —выделенияи осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД:умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Минарет, ступа, пагода |
-
| Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Формирование познавательных УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД:оценки —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Искусство. Икона, каллиграфия, арабески. |
-
| Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | Семисвечник,способы изображения Будды |
-
| Творческие работы ученика | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | Формирование познавательных УУД:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД:прогнозирования —предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования —определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками—определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование образамира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | |
-
| Творческие работы ученика |
-
| История религий в России | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Формирование познавательных УУД:смысловое чтение как осмысление цели чтения ивыбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД:оценки —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. |
-
| История религий в России | Формирование знания о появлении на территории Россииислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | | | |
-
| Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Формирование познавательных УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Воспитание доверия иуважения к истории и культуре всех народов. | Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин |
-
| Религиозные ритуалы.Обычаи и обряды |
-
| Паломничества и святыни. | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | Формирование познавательных УУД:синтез—составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД:коррекции —внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Паломничество, мощи. Хадж. Накхор. |
-
| Праздники и календари | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | Формирование познавательных УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД:коррекции —внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Песах, ШавуотСуккотХанука.Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан –байрам, Ураза –байрам, Мавлид. |
-
| Праздники и календари |
-
| Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Формирование познавательных УУД:формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД:коррекции —внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе вситуации столкновения интересов. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Заповеди, притча, бодхисатва. |
-
| Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира. |
-
| Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Формирование познавательных УУД:синтез —составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Милосердие, сострадание, милостыня. |
-
| Семья. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Формирование познавательных УУД:подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Семья |
-
| Долг, свобода, ответственность, труд. | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Формирование познавательных УУД:выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД:прогнозирования —предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД:умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Долг, свобода, ответственность, труд. |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
-
| Любовь и уважение к Отечеству. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД:преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД:оценки —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. |
-
| Подготовка творческих проектов. | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народаРоссии | Формирование познавательных УУД:выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД:прогнозирования —предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования —определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | | |
-
| Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. |
-
| Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
-
| Презентация творческих проектов | Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). |
1. Издательство «Просвещение» http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20322
2. Основы мировых религиозных культур в ИИПКРО
3. Основы мировых религиозных культур http://www.orkce.ru/
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
3. Электронное приложение к курсу «Основы мировых религиозных культур» М. Просвещение. 2012.
4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)