«Согласовано» Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________Кривенкова Е.Л. ______________Н.В.Котова
Приказ №200 от 31.08.2020
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Рабочая программа
по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия
учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта
(задержка психического развития, умственная отсталость)
в 5-9 классах
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на создание системы психолого-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа предполагает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушением интеллекта индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа разработана на 5 учебных лет для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Цель программы: развитие познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений;
развитие пространственных и пространственно-временных представлений;
развитие памяти и мнестических процессов;
развитие внимания и его свойств;
развитие наглядно – образного и элементов словесно – логического мышления;
развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
развитие умения переносить усвоенный способ действия;
развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:
принцип наглядности – использование в работе наглядных пособий и специального коррекционного оборудования;
принцип доступности – используемый материал адаптирован как с учетом возраста, так и с учетом имеющегося дефекта;
принцип активного взаимодействия – все занятия строятся на взаимодействии с учащимися в форме игр, упражнений и т.д.
Общая характеристика программы
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.
Для детей с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, умственная отсталость) характерны неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности; также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Особенности мышления отмечены снижением уровня сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса; снижением познавательной активности. У детей отмечается снижение продуктивности запоминания и его устойчивость; преобладание наглядной памяти над словесной, быстрое забывание материала, низкая скорость запоминания.
Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью характерен низкий уровень самоконтроля, неумение организовать свою работу. Так же отмечается недостаточная познавательная активность: недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире, затруднения при узнаваемости предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, недостаточная сформированность пространственных представлений (трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации).
Обучающиеся с овз имеют особенности эмоционально волевой сферы и личности: эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения и эмоций); слабость волевых усилий (несамостоятельность, внушаемость); личная незрелость в целом; частые проявления беспокойства и тревоги; снижение уровня произвольной регуляции, низкий уровень самоконтроля; неустойчивость самооценки, неуверенность в себе; недостаточность самосознания; эмоциональная нестабильность, неустойчивость во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа КРЗ, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.
Программа рассчитана на 5 лет обучения для 5,6,7,8, 9 классов.
Для 5 класса – 68 часов в год.
Для 6 класса – 68 часов в год.
Для 7 класса – 68 часов в год.
Для 8 класса – 68 часов в год.
Для 9 класса - 34 часа в год.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт педагогу – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа КРЗ обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с интеллектуальными нарушениями с целью дальнейшей их социализации.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.
Предметные результаты для 5 класса (1-ый год обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения дать название предмета; умение находить сходство и различие предметов; овладение понятиями «слева», «справа», «перед», «за». | Овладение понятиями времени, пространства. Формирование умения анализировать простые закономерности. |
Предметные результаты для 6 класса (второго года обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения дать название предмета; умение находить сходство и различие предметов; овладение понятиями «слева», «справа», «перед», «за». Овладение понятиями времени, пространства. | Формирование умения анализировать простые закономерности, формирование умения определять причинно-следственные связи. |
Предметные результаты для 7 класса (третьего года обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Овладение понятиями времени, пространства. Формирование умения анализировать простые закономерности. | Формирование умения определять причинно-следственные связи., выделять в явлении разные особенности; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения. |
Предметные результаты для 8 класса (четвертого года обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения анализировать простые закономерности. Формирование умения определять причинно-следственные связи. | Выделять в явлении разные особенности; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения. Формирование умения вычленять в предмете разные свойства и качества. |
Предметные результаты для 9 класса (пятого года обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения анализировать простые закономерности. Формирование умения определять причинно-следственные связи. | Выделять в явлении разные особенности; выделять фигуры из фона; запоминать 7-9 предметов без учета месторасположения. Формирование умения вычленять в предмете разные свойства и качества; формирование умения выявлять сложные причинно-следственные связи |
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения данной программы одинаково актуальны на всех этапах освоения программы.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Содержание программы
5 класс
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развитие зрительного и визуального восприятия. Развитие тактильных ощущений. Развитие орального праксиса и обработки речевых сигналов. Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений. Обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие речи
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Итоговое повторение
6 класс
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Развитие внимания и памяти
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема, уровня распределения и устойчивости внимания. Развитие уровня кратковременной слуховой памяти. Формирование целостного образа предмета. Развитие зрительного внимания и концентрации. Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Развитие и коррекция мыслительной деятельности
Развитие способности анализировать простые закономерности. Сравнение картинок с последующим рассуждением. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Установление последовательности событий (серия картинок, предложение). Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. Разгадывание кроссвордов. Понимание пословиц и поговорок. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Пространственно-временные отношения
Развитие ориентировки в пространстве и способности к наглядному моделированию. Для развития умения ориентироваться в ближайшем окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Формирование умения определять положение предмета по отношению к другому предмету. Умение объяснять пространственное размещение предметов, устанавливать причинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами.
Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Итоговое повторение
7 класс
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Интеллектуальное развитие
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу).
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Пространственно-временные отношения
Развитие ориентировки в пространстве и способности к наглядному моделированию. Для развития умения ориентироваться в ближайшем окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Формирование умения определять положение предмета по отношению к другому предмету. Умение объяснять пространственное размещение предметов, устанавливать причинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами.
Развитие и коррекция мыслительной деятельности
Развитие способности анализировать простые закономерности. Сравнение картинок с последующим рассуждением. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Установление последовательности событий (серия картинок, предложение). Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. Разгадывание кроссвордов. Понимание пословиц и поговорок. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Итоговое повторение
8 класс
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу).
Интеллектуальное развитие
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы.
Развитие и коррекция мыслительной деятельности
Развитие способности анализировать простые закономерности. Сравнение картинок с последующим рассуждением. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Установление последовательности событий (серия картинок, предложение). Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. Разгадывание кроссвордов. Понимание пословиц и поговорок. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (7-9 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Итоговое повторение
9 класс
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Пространственно-временные отношения
Развитие ориентировки в пространстве и способности к наглядному моделированию. Умение объяснять пространственное размещение предметов, устанавливать причинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами.
Развитие и коррекция мыслительной деятельности
Развитие способности анализировать простые и сложные закономерности. Сравнение картинок с последующим рассуждением. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Установление последовательности событий (серия картинок, предложение). Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом. Разгадывание кроссвордов. Понимание пословиц и поговорок. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу).
Итоговое повторение
Тематический план
Тема | Кол-во часов |
5 класс |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 16 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 2 |
Развитие зрительного восприятия | 2 |
Развитие слухового восприятия | 2 |
Восприятие пространства | 2 |
Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); | 2 |
Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем» | 2 |
Упражнение: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий | 2 |
Развитие внимания | 16 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 3 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 3 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 4 |
Формирование умения устанавливать взаимоотношения «целое - часть» | 2 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Игра “Муха” 1-й уровень | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 16 |
Развитие пространственной ориентировки, выделение фигуры из фона | 4 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | 4 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за, сначала, потом) | 4 |
Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух и более изображений | 4 |
Развитие речи | 18 |
Формирование активного словаря | 3 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 3 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 3 |
Чтение рассказов и повестей. Оценка поступков героев | 3 |
Составление устного рассказа о своем доме, школе, друзьях, семье | 3 |
Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов | 3 |
Итоговое повторение | 1 |
6 класс |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Развитие внимания и памяти | 18 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 2 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 2 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); | 2 |
Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем» | 2 |
Упражнение: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий | 2 |
Упражнения «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений | 2 |
Игры на перевоплощение | 2 |
Игры «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | 2 |
Развитие и коррекция мыслительной деятельности | 18 |
Формирование умения устанавливать взаимоотношения «целое - часть» | 4 |
Упражнение «Какие предметы на ощупь» (употребление понятий «твердый», «мягкий», «сыпучий», «жидкий») | 4 |
Упражнение «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий предметов) | 2 |
Упражнение «Что не дорисовал художник?» | 2 |
Упражнения на умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия («Опиши предмет по схеме», «Допиши предложение») | 2 |
Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик» | 2 |
Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки» | 2 |
Пространственно-временные отношения | 16 |
Формирование взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА». | 4 |
Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов | 4 |
Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД». | 4 |
Анализ временного распорядка дня обучающегося. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток. | 4 |
Развитие восприятия и воображения | 14 |
Развитие пространственной ориентировки, выделение фигуры из фона | 3 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | 3 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за, сначала, потом) | 4 |
Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух и более изображений | 4 |
Итоговое повторение | 1 |
7 класс |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Интеллектуальное развитие | 20 |
Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне | 2 |
Развитие способности анализировать простые закономерности | 3 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 3 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 3 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 3 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 3 |
Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству | 3 |
Развитие внимания | 12 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 4 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 4 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 4 |
Развитие памяти | 12 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 2 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 2 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), | 2 |
Пространственно-временные отношения | 10 |
Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД». | 2 |
Анализ временного распорядка дня обучающегося. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток. | 2 |
Анализ последовательности дней недели, месяцев, лет | 2 |
Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения. | 2 |
Анализ мер времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»). | 2 |
Развитие и коррекция мыслительной деятельности | 12 |
Формирование умения устанавливать взаимоотношения «целое - часть» | 3 |
Упражнение «Что не дорисовал художник?» | 3 |
Упражнения на умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия («Опиши предмет по схеме», «Допиши предложение») | 3 |
Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки» | 3 |
Итоговое повторение | 1 |
8 класс |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Развитие внимания | 18 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 2 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 4 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 4 |
Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); | 4 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 4 |
Интеллектуальное развитие | 16 |
Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне | 2 |
Развитие способности анализировать простые закономерности | 2 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 2 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 2 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 2 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 3 |
Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству | 3 |
Развитие и коррекция мыслительной деятельности | 16 |
Формирование умения устанавливать взаимоотношения «целое - часть» | 4 |
Упражнение «Что не дорисовал художник?» | 4 |
Упражнения на умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия («Опиши предмет по схеме», «Допиши предложение») | 4 |
Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки» | 4 |
Развитие памяти | 16 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 4 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 4 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов (7-8 предметов без учета месторасположения) | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
9 класс | |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Развитие внимания | 12 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 4 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 4 |
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах | 4 |
Развитие и коррекция мыслительной деятельности | 12 |
Упражнение «Что не дорисовал художник?» | 4 |
Упражнения на умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелями и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия («Опиши предмет по схеме», «Допиши предложение») | 4 |
Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки» | 4 |
Пространственно-временные отношения | 8 |
Анализ временного распорядка дня обучающегося. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток. | 2 |
Анализ последовательности дней недели, месяцев, лет | 2 |
Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения. | 2 |
Анализ мер времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»). | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.
В ходе изучения данного курса необходимо применять согласно:
- учебно-методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений,
- комплексные программы развития познавательной сферы и личности; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения) и т.д.
Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).