«Согласовано» Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________Кривенкова Е.Л. ______________Н.В.Котова
Приказ №200 от 31.08.2020
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Рабочая программа
по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия
учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта
(задержка психического развития, умственная отсталость)»
в 1-4 классах
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики учащихся школы с нарушениями интеллекта. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.
Основная цель программы: развитие познавательной сферы учащихся.
Задачи программы:
осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений
формирование сенсорных навыков, развитие основных видов ощущений
развитие пространственных и пространственно-временных представлений;
развитие памяти и мнестических процессов;
развитие внимания и его свойств;
развитие наглядно – образного и элементов словесно – логического мышления;
развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация;
развитие умения переносить усвоенный способ действия;
развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
развитие речи.
Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:
принцип наглядности – использование в работе наглядных пособий и специального коррекционного оборудования;
принцип доступности – используемый материал адаптирован как с учетом возраста, так и с учетом имеющегося дефекта;
принцип активного взаимодействия – все занятия строятся на взаимодействии с учащимися в форме игр, упражнений и т.д.
Общая характеристика программы
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.
Отечественные психологи и дефектологи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина, Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) отмечали, что наиболее заметные трудности в развитии психики детей с нарушениями интеллекта проявляются в познавательной сфере: внимании, памяти мышлении и т.д..
Так, ощущения детей с нарушениями интеллекта характеризуются неточностью, малой интенсивностью и продолжительностью. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, также не сформировано восприятие пространства, что отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения.
Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью (колебанием), сниженной концентрацией, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий. Ребенок с задержкой психического развития или умственной отсталостью удерживает одновременно малый объем информации. У учащихся отмечается низкая избирательность, трудности организации, переключения внимания с одного вида или найденного способа деятельности на другой.
У таких детей выражено преобладание кратковременной памяти над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). Отмечаются низкая продуктивность запоминания и его неустойчивость, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, преобладание механического запоминания над словесно-логическим; быстрое забывание и низкая скорость запоминания.
Их мышление поверхностно, инертно, некритично. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают должного уровня. Мыслительные операции протекают с большим своеобразием. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения. При переходе из одной системы знаний и навыков к другим дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой. Особенно ярко инертность проявляется при предъявлении заданий, которые требуют самостоятельного поиска способа его решения.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа КРЗ, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.
Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов, 34 часа в год для каждого.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа КРЗ обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с интеллектуальными нарушениями с целью дальнейшей их социализации.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемы результаты освоения программы
Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с нарушениями интеллекта.
Планируемые результаты освоения программы для 1 класса
(1-ый год обучения)
Предметные | Личностные |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Формирование умения дать название предмета; понятия — слева, справа, перед, за. | Формирование умения выделять фигуры из фона; запоминать 2-4 предметов без учета месторасположения. | Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам. |
Планируемые результаты освоения программы для 2 класса
(2-ой год обучения)
Предметные | Личностные |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за. | Формирование умения выделять в явлении разные особенности (сопоставление погодных и природных явлений); запоминать 4-5 предметов без учета месторасположения. | Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам и следовать им. |
Планируемые результаты освоения программы для 3 класса
(3-ий год обучения)
Предметные | Личностные |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за. | Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения. | Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам, следовать им; формирование умения простого анализа поступков (что такое «хорошо», что такое «плохо») |
Планируемые результаты освоения программы для 4 класса
(4-ый год обучения)
Предметные | Личностные |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за. | Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять в явлении разные особенности; вычленять в предмете разные свойства и качества; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения. | Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам, следовать им; формирование умения простого анализа поступков (что такое «хорошо», что такое «плохо») |
Содержание программы
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Интеллектуальное развитие
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Развитие речи
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Итоговое повторение
Тематический план
1 класс (первый год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Интеллектуальное развитие | 6 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 1 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 1 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 1 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 1 |
Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству | 2 |
Развитие внимания | 6 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 |
Графический диктант | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Знакомство с игрой “Муха”-1-й уровень | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 6 |
Развитие пространственной ориентировки | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 2 |
Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений | 2 |
Развитие памяти | 6 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры “Муха ” 1 уровень | 2 |
Развитие речи | 8 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Чтение сказок. Оценка поступков героев | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
2 класс (второй год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Интеллектуальное развитие | 10 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 2 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 2 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 2 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 2 |
Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству | 2 |
Развитие внимания | 6 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 1 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 |
Графический диктант | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Развитие памяти | 8 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 1 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 1 |
Развитие двигательной и вербальной память | 1 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 1 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 1 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 1 |
Игры на развитие памяти | 2 |
Развитие речи | 8 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Чтение сказок. Оценка поступков героев | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
3 класс (третий год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Интеллектуальное развитие | 8 |
Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне | 1 |
Развитие способности анализировать простые закономерности | 2 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 1 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 1 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 1 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 1 |
Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству | 1 |
Развитие внимания | 8 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 1 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 |
Графический диктант | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 1 |
Знакомство с игрой “Муха” 1-й уровень | 1 |
Игры на развитие внимания | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 6 |
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема | 2 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 2 |
Развитие памяти | 6 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры на развитие памяти | 2 |
Развитие речи | 4 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 1 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 1 |
Итоговое повторение | 1 |
4 класс (четвертый год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Интеллектуальное развитие | 8 |
Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне | 2 |
Развитие способности анализировать простые закономерности | 1 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 1 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 1 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 1 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 2 |
Развитие внимания | 8 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант с выявлением закономерностей | 2 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Игры на развитие внимания | 2 |
Развитие памяти | 10 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 1 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 1 |
Развитие двигательной и вербальной память | 1 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 1 |
Игры на развитие памяти | 2 |
Развитие речи | 6 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.
В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:
- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений;
- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).
Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).