СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по ИЗО для детей ОВЗ вариант 7.1

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП  по ИЗО 1- 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по ИЗО для детей ОВЗ вариант 7.1»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (1-4) класс вариант 7.2

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) заключается:  в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;  в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;  в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. В соответствии с

ПрА ООП определяются общие задачи курса:  формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;  формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, 130 дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;  формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;  овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);  воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;  формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;  овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства Задачи конкретизируются следующим образом:  получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;  формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;  формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями;  овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративно-прикладное творчество);  воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное );  формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

Изучение предмета «Изобразительное искусство»:  способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;  формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;  содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;  учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;  способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;  формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;  знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. В ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы: Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство). Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм). Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям красоту». Опыт художественно-творческой деятельности. Таким образом, запланированное содержание учебной программы полностью соответствует таковому в ООП НОО. Однако без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его невозможно. Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования. Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие произведений искусства. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются 133 трудности действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов. Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), учителю в 1 классе следует соблюдать ряд специальных рекомендаций. Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся:  более тщательно, пошагово анализировать образцы;  проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;  организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;  постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;  соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;  выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;  создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания. Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих двух или трёх уроках. В процессе обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование 134 представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером), кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке. Занятия рекомендуется проводить в игровой, занимательной форме, всемерно способствуя формированию положительного отношения к рисованию. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия. Игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением необходимых (возможно, простейших) рисунков – различных линий (прямых, дугообразных), предметов круглой, овальной, квадратной формы, раскрашиванием объектов, рисованием несложных геометрических узоров в полосе и т.п. В первом полугодии следует поощрять игры с цветом. Во втором полугодии, когда дети приобретут некоторые изобразительные умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами, а также поощрять тематическое рисование (наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки). Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и ориентации. Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), 135 осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения). Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания. Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности. Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности). В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика». Занятия по предмету «Изобразительное искусство» облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях. Место предмета в учебном плане В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции обучающегося с ЗПР, мониторинг становления которой проводится по ниже перечисленным направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.); 136 – обратиться за помощью к учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника; – в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников; – в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется: – в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия; – в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются: – в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками; – в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка результатов может осуществляться как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.). Итоговая оценка результатов происходит по завершении периода начального образования. Личностные результаты:  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 137  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;  сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);  называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;  проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;  определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);  знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:  проговаривать последовательность действий на уроке; 138  работать по предложенному учителем плану;  отличать верно выполненное задание от неверного;  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;  определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;  понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;  определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;  учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;  с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);  ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;  отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;  сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;  анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:  пользоваться языком изобразительного искусства;  слушать и понимать высказывания собеседников;  согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;  отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;  принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;  контролировать свои действия при совместной работе;  осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий). Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:  сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;  развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;  овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);  умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Виды художественной деятельности». Особенности художественного творчества: художника и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественных произведениях. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. «Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки, кисти, краски. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки декоративно-прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т.д. Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, тёплых и холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи эмоционального состояния природы, человека, животного. Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и передача их на плоскости. «Значимые темы искусства»(Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. «Опыт художественно-практической деятельности». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Темы уроков содержание уроков

1 четверть 1 Виды художественной деятельности (8ч). Художник. Инструменты и материалы, которыми работает художник. Пятно. Линии. Рассматривание иллюстраций, картин. Беседа о художниках, изобразительном искусстве. Знакомство с альбомом, кистью, красками. Приемы работы кистью. Основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Различение. Выбор. Использование. Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.). Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, 142 Раскрашивание по контуру. сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. Раскрашивание элементов и предметов с соблюдением контура.

2 четверть 2 Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч) Рисование предметов различной формы (круг, овал). Рисование предметов Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др. Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной 143 различной формы. (прямоугольник, треугольник). Рисование предметов разной величины. Праздничные флажки. Новогодние игрушки. величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши – толстые и тонкие, елочки –высокие и низкие и др. Рисование не сложных геометрических узоров чередующихся по форме и цвету в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). Раскрашивание элементов с соблюдением контура. Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4–6 на листе бумаги).

3 четверть 3 Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 ч) Краски времен года. Зима. Снеговик. Настроение. Что вокруг нас. Как видит искусство? Дымковские узоры. Украшение посуды. Открытка для папы. Поздравление для мамы. Хохломские узоры. Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. 144 Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

4 четверть 4 Опыт художественно-творческой деятельности(8ч). Тематический рисунок. Иллюстрация к сказке. Украшение предметов быта, одежды. Рассматривание иллюстраций к книге. Анализ событий и состояния природы, людей, украшений. Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные отношения несложных предметов и их сравнительную величину (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия: Кузин В.С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. – М.: ДРОФА. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий альбом Материально-техническое обеспечение В соответствии с ПрАООП специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.













ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:

Осознание себя как гражданина России проявляется в:

  • освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов, проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре;

  • знании различных изобразительных промыслах народов России

- проявлении чувства гордости за культуру и искусство я, своего народа, России;

  • стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимые эстетические ценности России,

  • стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);

  • проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);

  • соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности);

  • соответствии поведения дисциплинарным требованиям;

  • социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;

  • описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях,

  • умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов художественной деятельности мастера;

  • умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;

  • умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;

  • способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.

  • Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

  • умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

  • стремлении украшать предметы окружающей действительности,

  • интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира,

- Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

- использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

  • умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

  • умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетической среды обитания;

  • осознании важности эстетической красоты окружающего мира;

  • демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы;

- знании функций профессий художественной направленности;

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),

  • умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности

Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

  • рационально организовывать рабочее место

  • рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными источниками информации;

  • изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими фигурами, телами;

  • переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

  • стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

  • понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации,

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

- в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,

  • в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  • с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • оперировать известными понятиями.

  • самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты

  • самостоятельно учителя отличать новое от уже известного;

  • самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

  • самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

- создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;

- использовать знаково-символические обозначения,

- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для создания изображения;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях.

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютер для поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:

- самостоятельно определять цель выполнения заданий;

  • выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
    – самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
    – контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

- определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;

  • исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.

  • оценивать результат своих действий.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • вести диалог по обозначенной теме;

  • договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;

  • приходить в обсуждении к общему решению;

  • учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:

  • добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

  • узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

  • узнавать ведущие художественные музеи России.

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства)

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

  • - различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

  • применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;

- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Примеры контрольно-оценочных мероприятий:

Формы контроля:

-Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

 - Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

- Контрольное тестирование

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • активность участия.

  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Развернутость ответов, образность, аргументированность.

  • самостоятельность.

  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

  • Аккуратность всей работы.

Текущий контроль:

Дескрипторы и критерии их оценки:

А) оценка качества работы на уроке.

Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):

Адекватность действий:

5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом.

4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать.

3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.

2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.

Правильность действий:

5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь

4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь

3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь

2 – задание не выполняет, помощь не принимает.

Вербальное оформление ответов:

5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами.

4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.

3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника.

2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.

Качество выполнения работы.

5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу

4 – работа выполнена аккуратно с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований.

3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами

2 – работа не выполнена

Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:

18-20 баллов – «отлично».

13-17 баллов – «хорошо».

10-12 баллов - «удовлетворительно».

8-9 баллов – «неудовлетворительно».

Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:

Оценка «5» 

- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применять полученные знания на практике;

- тщательно спланированы действия и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы художественной техники, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;

- работа выполнена с учетом установленных требований;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4» 

- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.

- допущены незначительные недостатки в планировании и организации рабочего места;

- в основном правильно выполняются приемы художественной техники;

- работа выполнялась самостоятельно;

- норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;

- работа выполнена с незначительными отклонениями;

- полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3» 

- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

- имеют место недостатки в планировании и организации рабочего места;

- отдельные приемы художественной техники выполнялись неправильно (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требуют корректировку со стороны учителя;

- самостоятельность в работе была низкой;

- норма времени недовыполнена на 15-20 %;

- работа выполнена с нарушением отдельных требований;

- не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.

Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах.

Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля.

Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам.

Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам.

Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Виды художественной деятельности (8 часов)

Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).

Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 часов)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.

Цвет. Практическое овладение основами цветоведения.

Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)

Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности. (8 часов)

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Раздел

Примерные темы уроков

Примерное содержание уроков и основные виды деятельности



1 четверть (8 часов)



1

Виды художественной деятельности (8 часов)

Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” (1ч.)


Актуализация знаний, полученных в предыдущих классах: беседа об изобразительном искусстве. Повторение пройденного: названия, назначение инструментов и материалов, которыми работает художник (может проходить в разнообразных формах: викторина, игра, отгадывание кроссворда и др.); правила организации рабочего места (работа с памяткой-инструкцией). Работа с учебником: ориентировка в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре), повторение условных обозначений. Поэтапная демонстрация приемов работы кистью (мазок, прикладывание, линия) Повторение детьми приемов, показанных учителем. Практическая работа: рисование картины «Летние впечатления». Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. (1ч.)


Демонстрация видеоролика или фотографий с изображениями дымковских, богородских, каргопольских, филимоновских игрушек. Беседа о видах современного декоративно-прикладного искусства. Работа с учебником: анализ особенностей форм игрушек, сравнение форм разных промыслов между собой. Повторение приемов работы с пластичными материалами. Составление плана выполнения работы на основе слайдовых изображений. Практическая работа: Лепка игрушки по выбору. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Твои игрушки. Украшение. (1ч.)



Повторение пройденного: видеовикторина (учащиеся должны определить по изображению предмета название промысла). Демонстрация видеоролика или фотографий с изображением различных элементов росписей игрушек. Беседа об увиденном: какие цвета используются в данном промысле? Выявление особенностей росписи игрушек разных промыслов. Изучение нового: рассказ учителя, объясняющий понятия фон, контраст, сочетание цветов. Составление эскиза росписи игрушки. Практическая работа: роспись изготовленных игрушек на предыдущем уроке в соответствии с эскизом. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Посуда у тебя дома. (1ч.)


Рассматривание изображений и различной посуды, рассуждение об увиденном (анализ формы, цвета, настроения, которое вызывает тот или иной предмет). Изучение нового:

Разъяснение особенностей формы, цвета предметов посуды от назначения посуды; рассказ учителя о художественном промысле - «жостово». Демонстрация особенностей цветового решения и приемов, используемых жостовскими мастерами. Составление эскиза чайного сервиза. Практическая работа: изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Обои и шторы у тебя дома (1ч.)

Беседа «Ткани и рисунок». Рассматривание и нахождение красоты в различных тканях с рисунком рассуждение об увиденном. Изучение нового: рассказ учителя с применением иллюстраций о связи цвета и настроения, роли цвета в интерьере, необходимости учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета). Демонстрация приемов выполнения повторяющегося рисунка. Словарная работа: трафарет. Составление плана выполнения работы с опорой на материал в учебнике. Практическая работа: Рисование с помощью трафарета. (использование фигурных линеек, заранее заготовленных трафаретов).

Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Мамин платок Цвет и ритм узора. (1ч.)

Отгадывание загадок о платке. Беседа

«Русский платок». Рассматривание картин с изображением русских красавиц в платках разных художников и нахождение закономерностей и различий в изображениях, рассуждение об увиденном. Изучение нового: рассказ учителя о работе художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, о принципах росписи платков (симметричная, асимметричная), видах орнаментов Закрепление: определение типов платков по изображению. Беседа о назначении платков (какие носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни). Составление эскиза платка. Практическая работа: Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Иллюстрация твоей книжки.

(1ч.)


Чтение веселых потешек. Изучение нового: Показ многообразия форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснение нескольких трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, концентрация внимания на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.


Выбор потешки для иллюстрации (можно использовать учебник «Литературное чтение»). Практическая работа: Иллюстрирование русских народных потешек. Подведение итогов, чтение потешки с демонстрацией, выполненной к ней иллюстрации, обсуждение соответствия иллюстрации теме потешки.





Открытки

(1ч.)

Промежуточный тест «Виды художественной деятельности». Беседа

«Открытки». Рассматривание открыток различного предназначения нахождение закономерностей и различий в изображениях, рассуждение об увиденном. Изучение нового: ознакомление с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; понятия: орнамент, элементы орнамента. Демонстрация видов орнамента. Составление плана работы для изготовления открытки. Практическая работа: разметка и вырезание заготовки для открытки, украшение лицевой стороны орнаментным рисунком. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.



2 четверть (7 часов)



2

Азбука искусства. Как говорит искусство?

(7 ч)


Труд художника для твоего дома. (1ч.)


Рассматривание фотографий комнат детей, домашней обстановки. Рассматривание картин с изображением интерьеров разных художников и нахождение закономерностей и различий в изображениях, рассуждение об увиденном. Изучение нового: объяснение особенностей профессии художника – дизайнера, художника инженера. Обобщение знаний детей о украшении дома, (демонстрация изображений с заданием указать где можно использовать данное украшение). Изучение нового: ознакомление с понятием «витраж», способом создания витража. Практическая работа: создание рисунка эскиза витража. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Памятники архитектуры. (1ч.)


Повторение изученного: зрительная викторина по теме «народные промыслы» Просмотр фрагмента видеоролика «Путешествие породному городу», нахождение закономерностей и различий в архитектуре зданий, рассуждение об увиденном. Изучение нового с использованием учебника: рассказ об архитектуре, русской архитекту­ре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); о приемах владения графическими материалами; о способах рисования по представлению. Работа со словарем: памятники архитектуры – уточнение значения словосочетания. Работа с учебником: рассматривание памятников архитектуры. Практическая работа: учитель предлагает выполнить задание учебника: используя технику аппликации, сделать памятник архитектуры из цветной бумаги. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Парки, скверы, бульвары. (1ч.)


Рассматривание фотографий с изображением парков и скверов, роликов, нахождение закономерностей и различий в изображениях, рассуждение об увиденном. Изучение нового: демонстрация изображений планировки парков, рассказ об эмоционально-образном характере парков разного назначения; знакомство с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари. Составление плана работы. Практическая работа: Изображение на листе бумаги парка, сквера. Подведение итогов, оценивание деятельности по следующему алгоритму: Что вам нужно было сделать? Что бы вы хотели изменить в своей работе? Как вы оценили свою работу?





Ажурные ограды. (1ч.)


Объявление темы урока «АЖУРНЫЕ ОГРАДЫ». Постановка целей: на уроке должны сделать красивую ажурную ограду для парка. Уточнение значения слова

«ажурный», работа со словарем

Изучение нового: рассказ учителя на основе презентации о кузнечном деле, устройстве кузницы, профессии кузнеца.

Демонстрация фотографий и изображений произведений кузнечного искусства города Санкт- Петербурга, объяснение понятия «чугунное кружево». Чтение стихов А.С. Пушкина., М.Ю. Лермонтова, воспевающих красоту чугунных оград. Вопрос учащимся: какие произведения кузнечного дела вы видели на улицах нашего города? (ограды. решетки, козырьки) Каким вы хотите видеть наш город? Работа по учебнику: рассматривание крылышек бабочки и стрекозы, паутинки. Сопоставление переплетений с узорами ограждений. Повторение правил работы с ножницами, способов создания симметричных повторяющихся узоров (складывание гармошки, вырезание узоров). С помощью демонстрационных таблиц детям объясняется поэтапное выполнение работы. Самостоятельная работа учащихся: складывание базовой заготовки; нанесение рисунка; вырезание элементов рисунка ограды; развертывание заготовки и приклеивание на альбомный лист и приклеить. Выставка и анализ работ учащихся





Волшебные фонари. (1ч.)


Рассматривание фотографий, роликов, видео с изображением уличных фонарей разных времен, нахождение закономерностей и различий в изображениях, рассуждение об увиденном. Изучение нового: демонстрация возможностей монохромного изображения. Изучение приемов работы тушью. Практическая работа: изображение фонаря при помощи туши и палочки. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ подгрупп с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Витрины. (1ч.)


Беседа о работе художника-оформителя, о многообразии способов оформления витрин, о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности оформления. Демонстрация изображений витрин. Изучение нового

ознакомление с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города, ролью художника-дизайнера в городской среде. Практическая работа: изготовление плоского эскиза витрины, украшенной к новогодним праздникам,

способом аппликации. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ подгрупп с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Праздничные украшения(1ч.)

Обобщающий урок

Повторение и обобщение пройденного: инструменты и материалы, которыми работает художник, возможностях в создании украшений. (промежуточное тестирование, викторина, опрос). Деление на группы. Постановка цели: создать необычное елочное украшение, используя изученные способы. Практическая работа: создание объемных елочных игрушек из различных материалов.

Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, украшение класса, елки



3 четверть (11 часов)



3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 ч)


Удивительный транспорт. (1ч.)


Викторина «Транспорт». Беседа об оформлении транспорта, о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции. Изучение нового: демонстрация изображений городского транспорта, анализ форм сложного объекта (техники), его составляющих, цветовой гаммы окраски кузова в соответствии с назначением. Рассказ о рекламе, рекламных возможностях. Практическая работа: изображение фантастической машины, используя восковые мелки. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Труд художника на улицах твоего города... (1ч.)


Просмотр презентации «Украшения на улицах города». Какие мастера работают над обликом города? (мастер Изображения, мастер Украшения и мастер Постройки). Деление на группы. Повторение правил работы в группе. Изучение нового: рассказ об архитектурном жанре о выражении художником-оформителем, художником-архитектором характера, настроения через форму зданий. Составление плана работы. Практическая коллективная работа: создание панно «улицы города» с использованием рисования акварелью, объемной аппликации. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности





Художник в цирке. (1ч.)


Проверка готовности к уроку, организация рабочего места. Отгадывание загадки о цирке. Беседа о цирковых профессиях, особенностях работы художника по костюмам. Демонстрация приемов изображения клоуна. Практическая работа:

Изображение с использованием гуаши клоуна по представленному картинному плану. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Образ театрального героя. (1ч.)


Беседа о кукольном театре. изучение нового: рассказ об истоках театрального искусства, ознакомление с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром. Демонстрация последовательности изготовления театральной куклы. Повторение понятия эскиз. Практическая работа изображение эскиза театральной куклы. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Театр кукол. (1ч.)


Беседа «Кукольных дел мастера» особенности профессии мастера по изготовлению кукол. Демонстрация последовательности и приемов создания головы пальчиковой куклы из соленого теста (пластилина). Практическая работа: Изготовление головы для пальчиковой куклы из соленого теста (пластилина) по эскизу, созданному на предыдущем уроке. Роспись изготовленной головы.

Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Театр кукол. (1ч.)


Демонстрация изображений и анализ костюмов театральных кукол (фотографии, реальные объекты). Составление плана работы для выполнения костюма пальчиковой куклы из текстильных материалов или картона по эскизу. Практическая работа: изготовление пальчиковой куклы (создание костюма, прикрепление к голове, на основе эскиза, созданного на первом уроке по данной теме). Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности





Театральные маски. Изготовление эскиза маски (1ч.)


Повторение: Викторина по теме «Театр». Демонстрация изображений с различной мимикой людей. Игра «Крокодил»» (показ эмоций). Изучение нового: рассказ о карнавальных древних ритуалах; о специфике работы художника в театре, показ на примерах усиления эмоционального состояния в маске - контрастность, яркая декоративность. Составление плана работы. Практическая работа: изображение эскиза театральной маски. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Художник в театре. (1ч.)


Беседа: Обобщение знаний о работе художника в театре. Изучение нового:

рассказ об эволюции теат­рального помещения от древнего амфитеатра до современного, о способах изображения эскизов театрального занавеса. Практическая работа изображение эскиза декораций, театрального занавеса. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Художник в театре. (1ч.)


Беседа обобщение знаний о работе художника-декоратора. Изучение нового: демонстрация с объяснением назначения составных частей декораций в театре: задник, кулисы, ширма, рампа. Деление на группы. Составление эскизов макета декораций к выбранной сказке. Практическая работа: коллективное изготовление макетов декораций к выбранной сказке.

Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности, обсуждение и анализ работ с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.





Афиша и плакат. (1ч.)


Повторение: викторина «Художник в театре». Актуализация знаний: Как мы узнаем о спектаклях? Где располагаются в городе объявления о будущих спектаклях? Как называются объявления о спектакле? (афиша.)

Рассматривание различных плакатов и театральных афиш и рассуждение об увиденном. Изучение нового: знакомство с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснение воз­можности использования художественных средств выразительно­сти для создания своего варианта плаката. Практическая работа: изображение эскиза плаката-афиши к спектаклю. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности











Обобщающий урок по разделу.

Промежуточное тестирование «О чем говорит искусство?» Проверка и самооценка готовности к уроку, организация рабочего места. Постановка цели урока (по табличке: узнаем…, изучим…, повторим…) на основе изображений или картинного плана. Демонстрация презентации с целью обобщения знаний6 виды кукол, деятельность художника в театре.

Практическая работа: изображение наиболее понравившегося вида деятельности художника в театре (эскиз куклы, занавеса, декораций, афиши). Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности



4 четверть (8 часов)



4

Опыт художественно­

творческой деятельности (8ч).


Праздник смеха (1ч.)



Актуализация знаний: загадывание загадок, викторины, шутки. Изучение нового: рассказ об особенностях элементов единого стилистического оформления, созданных художником в соответствии с тематикой праздника: плакаты, украшения, костюм, реквизит.

Деление на группы. Составление критериев оценивания результата. Практическая работа: «День смеха». Изготовление украшений интерьера помещения, атрибутов одежды. Подведение итогов, защита проектов, оценка по выдвинутым критериям в соответствии с памяткой





Музей в жизни города (1ч.)


Беседа о музеях, интерьере музея. Видеоэкскурсия. Изучение нового:

Рассказ о музеях, в которых хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов, об интерьере музея в соответствии с видом музея.

Составление плана работы. Практическая работа: изображение интерьера музея. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности





Картина-особый мир (1ч.)


Рассматривание картин художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Беседа о способах передачи в собственной художественной деятельности разнообразия и красоты форм и настроений. Повторение: картинная викторина «В каком музее ты находишься?», «Виды картин». Практическая работа: создание картины в любом жанре (по выбору) для картинной галереи класса. Подведение итогов, оформление выставки. Домашнее задание: подготовка рассказа экскурсовода по картинной галерее класса.





Картина - пейзаж (1ч.)


Повторение: что такое пейзаж? Особенности изображения пейзажей, виды пейзажей. Рассматривание пейзажей художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Наблюдение и выявление особенностей и закономерностей жанра. Прослушивание стихотворений о весне. Повторение: цветовая гамма весны, составление композиции. Практическая работа изображение весеннего пейзажа на основе правополушарного рисования. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности





Картина - портрет (1ч.)


Рассматривание автопортретов художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Наблюдение и выявление особенностей и закономерностей жанра. Изучение нового: знакомство с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; с парадным портретом как разновидностью жанра, применением парадного портрета в разные исторические периоды. Повторение: порядок выполнения изображения лица человека. Практическая работа: изображение автопортрета. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Картина-натюрморт (1ч.)




Рассматривание натюрмортов художников мирового значения и рассуждение об увиденном. Наблюдение и выявление особенностей и закономерностей жанра натюрморт.

Изучение нового: знакомство со сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к дета­лям и комбинирования деталей; чувство пропорции, соразмерности; приемами рисования с нату­ры или по представлению. Анализ представленной для изображения композиции. Практическая работа:

Изображение натюрморта. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Обобщающий урок (1ч.)


Контрольное тестирование.

Практическая работа: рисование на тему «Мы играем» с использованием понравившихся техник. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов творческой деятельности.





Музеи народного декоративно-прикладного искусства. (1ч.)

Урок – видеоэкскурсия.

Знакомство с музеем декоративно-прикладного искусства как отдельной разновидностью музеев, о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, с местными художественными музеями и выставками. Создание выставки-музея своих работ.







ТЕХНОЛОГИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям:

Осознание себя как гражданина России проявляется в:

  • знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);

  • проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);

  • соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);

  • соответствии поведения дисциплинарным требованиям;

  • социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты в 1 классе проявляются умениями:  организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться баночкой для воды;  выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;  обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;  ориентироваться на плоскости листа бумаги;  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);  составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов орнамента;  изображать предметы окружающей действительности;  понимать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную; 146  правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;  владение элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;  правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;  выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;  передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;  применять элементы декоративного рисования. соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия: Кузин В.С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. – М.: ДРОФА. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий альбом Материально-техническое обеспечение В соответствии с ПрАООП специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование.





Календарно- тематическое планирование








Раздел

Тема урока



1 четверть


1


Виды художественной

деятельности (8ч)






.









1.Художник. Инструменты

и материалы которыми работает художник




Беседа о художнике изобразительном

искусстве




2.Пятно


Основные цвета

( красный, желтый




3.Линия

Рисование прямой линии в разных направлениях

(столбы, косой дождик, высокие горы).Игровые графические упражнения-рисование прямых ,вертикальных и горизонтальных линий в различных, направлениях(по показу; высокие столбы, заборчик и другие(прямые вертикальные линии) провода, дорожки, цветные веревочки.

Рисование прямых, и горизонтальных линий (лесенка, шахматы, доска, окошко).

Игровые графические упражнения-рисования дугообразных линий(по показу) дым идет ,бьет фонтанчик, самолет летит и др.




4. Рассматривание иллюстраций картин.


Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!