Разработка рабочей программы и тематического планирования по курсу информатики в 5-6 классах Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики.
Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.
Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно:
проанализировать существующие программы
макроструктура курса: линейная, концентрическая, спиральная,
распределение учебной нагрузки по урокам исходя из содержания параграфов учебника,
экспериментальная составляющая учебников и полнота формирования ууд;
выделить основные концепции необходимые при разработке программы;
составить пояснительную записку;
определить содержание рабочей программы;
составить учебно-тематический план;
продумать и составить перечень средств обучения;
окончательное оформление текста рабочей программы;
утверждение .
Структура рабочей программы обычно состоит из нескольких частей:
1 часть – Нормативная или пояснительная записка, в которую входит перечень основных документов, цели и задачи программы, описание результатов.
2 часть - Констатирование содержания образования.
3 часть – Информационно – содержательная, которая в свою очередь включает тематический план, УМК и техническое обеспечение, формы контроля (таблица №1)
Таблица № 1 Структура рабочей программы
Элемент | Содержание |
Титульный лист | название образовательного учреждения; название учебного предмета; обозначение класса, для которого разработана рабочая программа; сроки действия рабочей программы (учебный год); краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя, его разряд или квалификационная категория, педагогический стаж, опыт работы с данным учебно-методическим комплектом); место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ. |
Пояснительная записка (приложение 1) | авторская программа и учебники, используемые в процессе обучения (Ф.И.О авторов, год издания); педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе; особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.д.); особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе; информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений; информация об изменении содержательной части авторской программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то требуется согласование и рецензия компетентного органа образования (научно-методического центра, ИПКРО и т.д.). |
Планирование учебной деятельности | |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | список развивающе-познавательной литературы для учащихся; список методической литературы для учителя; база заданий; база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр); перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д. |
Ввиду того, что в рабочей программе есть ссылки на основную образовательную программу, учителю рекомендуется иметь выдержки, копии необходимых документов в рабочей папке учителя (приложение 2).
Тематический план по ФГОС должен отражать планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
В каждой школе тематический план приводят в соответствие с единым, выбранным руководством, стандартом, который, к сожалению, не только варьируется по школам, но и не всегда отражает реальность.
Необходимо привести тематический план к одному образцу и подтверждать его содержание технологическими картами урока.
Планируемую проектную деятельность лучше вынести за пределы тематического плана. Для удобства записи можно сокращать планируемые результаты кодируя их, в соответствии с их порядковым номером, прописанным в рабочей программе.
Один из возможных вариантов тематического планирования представлен в приложении 3.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности .
5-ти модульная технологическая карта урока разработанная Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М. представлена в Приложении 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пояснительная записка (шаблон)
Рабочая программа по (предмет)…. составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждёна приказом директора от________№____);
3. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от________№____);
4. Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от________№____);
5. Примерная программа по учебному предмету (ФИО авторов, год издания, издательство);**
** Примерная программа рассматривается как нормативный документ, а авторские программы к УМК как методические материалы и рекомендации.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией……, утверждённый приказом директора ОУ от_______№_______.
Состав УМК (перечислить):
Особенностью данного класса является (СКК VII вида и классы с углублённым изучением предметов)........
Цель и задачи обучения (указать предмет) в ___ классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.8 рабочей программы.
Целью обучения предмета "…. "в __ классе является.........
Основными задачами обучения предмету «…» в __классе являются (соотнести с целями):
1. ….
2. ….
Содержание учебного предмета … способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы ОУ через __________ (указать элементы содержания).
Содержание учебного предмета … способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет … является приоритетным для формирования следующих УУД (перечислить).
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета … способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рабочая папка учителя, работающего по ФГОС
1. Нормативные документы. Регламентирующие деятельность учителя-предметника (выдержки или приказы по предмету).
2. Выдержки из ФГОС НОО и ООО (все разделы, касающиеся предмета).
3. Копии из основной образовательной программы ОУ: планируемые результаты по предмету на ступень, содержание предмета и междисциплинарных программ (УУД, ИКТ и т.д.) в части своего предмета, копию Положения о системе оценивания, Положения о портфолио, материально-техническое оснащение по предмету.
4. Программы внеурочной деятельности по предмету.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Календарно - Тематический план
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Планируемые результаты | ИКТ | Формы контроля | класс | Примечание |
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Проектная деятельность
№ п/п | Название раздела | Тема проекта |
1 | Компьютер для начинающих | Мини проект «Компьютер на службе человека». |
2 | Информация вокруг нас | Разработка альтернативной азбуки для кодирования информации «Делаем новую Морзянку». «Экзотическая бабочка» |
3 | Информационные технологии | «Создаем анимацию на свободную тему». Итоговый проект «История письменности». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Технологическая карта урока
Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Автор УМК__________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Задание базового уровня | Задание повышенного уровня |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |