СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы и тематического планирования по курсу информатики в 5-6 классах

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход на ФГОС предполагает разработку рабочей программы курса информатики.

Напомним, что тематический план по ФГОС должен отражать планируемые  результаты  освоения основных образовательных программ.

Существует необходимость привести тематический план к одному образцу и подтверждать его содержание технологическими картами урока.

Этастатья одна из таких попыток. 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы и тематического планирования по курсу информатики в 5-6 классах»

Разработка рабочей программы и тематического планирования по курсу информатики в 5-6 классах

Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и  Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики.

Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно:

  1. проанализировать существующие программы

  • макроструктура курса: линейная, концентрическая, спиральная,

  • распределение учебной нагрузки по урокам исходя из содержания параграфов учебника,

  • экспериментальная составляющая учебников и полнота формирования ууд;

  1. выделить основные концепции необходимые при разработке программы;

  2. составить пояснительную записку;

  3. определить содержание рабочей программы;

  4. составить учебно-тематический план;

  5. продумать и составить перечень средств обучения;

  6. окончательное оформление текста рабочей программы;

  7. утверждение .

Структура рабочей программы обычно состоит из нескольких частей:

1 часть – Нормативная или пояснительная записка, в которую входит перечень основных документов, цели и задачи программы, описание результатов.

2 часть - Констатирование содержания образования.

3 часть – Информационно – содержательная, которая в свою очередь включает тематический план, УМК и техническое обеспечение, формы контроля (таблица №1)



Таблица № 1 Структура рабочей программы

Элемент

Содержание

Титульный лист

  • название образовательного учреждения;

  • название учебного предмета;

  • обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;

  • сроки действия рабочей программы (учебный год);

  • краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя, его разряд или квалификационная категория, педагогический стаж, опыт работы с данным учебно-методическим комплектом);

  • место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.

Пояснительная записка

(приложение 1)

  • авторская программа и учебники, используемые в процессе обучения (Ф.И.О авторов, год издания);

  • педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

  • особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.д.);

  • особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

  • информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений;

  • информация об изменении содержательной части авторской программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то требуется согласование и рецензия компетентного органа образования (научно-методического центра, ИПКРО и т.д.).

Планирование учебной деятельности

  • календарно-тематическое планирование с выделением характеристик деятельности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  • список развивающе-познавательной литературы для учащихся;

  • список методической литературы для учителя;

  • база заданий;

  • база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);

  • перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.

Ввиду того, что в рабочей программе есть ссылки на основную образовательную программу, учителю рекомендуется иметь выдержки, копии необходимых документов в рабочей папке учителя (приложение 2).

Тематический план по ФГОС должен отражать планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

В каждой школе тематический план приводят в соответствие с единым, выбранным руководством, стандартом, который, к сожалению, не только варьируется по школам, но и не всегда отражает реальность.

Необходимо привести тематический план к одному образцу и подтверждать его содержание технологическими картами урока.

Планируемую проектную деятельность лучше вынести за пределы тематического плана. Для удобства записи можно сокращать планируемые результаты кодируя их, в соответствии с их порядковым номером, прописанным в рабочей программе.

Один из возможных вариантов тематического планирования представлен в приложении 3.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  1. осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  2. определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  3. определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  4. определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  5. соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: 
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности .

5-ти модульная технологическая карта урока разработанная Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М. представлена в Приложении 4.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пояснительная записка (шаблон)

Рабочая программа по (предмет)…. составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждёна приказом директора от________№____);

3. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от________№____);

4. Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от________№____);

5. Примерная программа по учебному предмету (ФИО авторов, год издания, издательство);**

** Примерная программа рассматривается как нормативный документ, а авторские программы к УМК как методические материалы и рекомендации.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией……, утверждённый приказом директора ОУ от_______№_______.

Состав УМК (перечислить):

Особенностью данного класса является (СКК VII вида и классы с углублённым изучением предметов)........

Цель и задачи обучения (указать предмет) в ___ классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.8 рабочей программы.

Целью обучения предмета "…. "в __ классе является.........

Основными задачами обучения предмету «…» в __классе являются (соотнести с целями):

1. ….

2. ….

Содержание учебного предмета … способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы ОУ через __________ (указать элементы содержания).

Содержание учебного предмета … способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет … является приоритетным для формирования следующих УУД (перечислить).

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Содержание учебного предмета … способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рабочая папка учителя, работающего по ФГОС

1. Нормативные документы. Регламентирующие деятельность учителя-предметника (выдержки или приказы по предмету).

2. Выдержки из ФГОС НОО и ООО (все разделы, касающиеся предмета).

3. Копии из основной образовательной программы ОУ: планируемые результаты по предмету на ступень, содержание предмета и междисциплинарных программ (УУД, ИКТ и т.д.) в части своего предмета, копию Положения о системе оценивания, Положения о портфолио, материально-техническое оснащение по предмету.

4. Программы внеурочной деятельности по предмету.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Календарно - Тематический план


п/п

№ урока в теме

Тема урока

Планируемые результаты

ИКТ

Формы контроля

класс

Примечание

Личностные

Метапредметные

Предметные

план

факт







































Проектная деятельность


№ п/п

Название раздела

Тема проекта

1

Компьютер для начинающих

Мини проект «Компьютер на службе человека».

2

Информация вокруг нас

Разработка альтернативной азбуки для кодирования информации «Делаем новую Морзянку».

«Экзотическая бабочка»

3

Информационные технологии

«Создаем анимацию на  свободную тему».

Итоговый проект «История письменности».



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта урока

Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Автор УМК__________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!