Рощина Ирина Валентиновна учитель математики МБОУ Шиморской СШ
Методическая разработка по геометрии
«Площади»
(8 класс)
Пояснительная записка
Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин ( физика, черчение и т.д.)
Актуальность изучения в курсе математики величин и их измерений имеет большое значение в плане развития школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности.
Цели раздела .
познавательные:
- формирование у учащихся понятие площади как количественной характеристики фигуры
- расширение и углубление полученных в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей;
- формирование практических навыков вычисления площадей многоугольников, применяя свойства и формулы
- формирование целостного представления о содержании всей темы, понимание логической взаимосвязи изучаемых понятий, глубокое осмысление сущности математических методов
развивающие:
- формирование алгоритмического, эвристического, логических и эмпирических, математических методов познания
- формирование общематематической культуры учащихся, познавательного интереса к изучению геометрии как составной части человеческой культуры.
- развитие пространственных представлений и пространственного воображения
- развитие творческих способностей.
воспитательные:
- развитие мировоззрение учащихся;
- воспитание инициативы, воли, настойчивости в преодолении трудностей, самостоятельности;
- воспитание уважения к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
- развитие воображения, внимания, аккуратности
- Знакомство учащихся с историческими фактами и идеями научных открытий по изучаемой теме.
Для достижения поставленных целей
в процессе обучения решаются следующие задачи:
- вывести формулы площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- выявить понятия равносоставленных и равновеликих фигур;
- изучить одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора;
- изучить утверждения об отношении площадей треугольников, имеющих равные высоты;
- изучить теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- научить применять изученные формулы и теоремы при решении задач;
- выработать у учащихся умения и практические навыки решения основных задач;
- ориентировать учащихся на поиски красивых, изящных решений, оригинальных и экономичных решений;
- научить решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. Уметь вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; Знать формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач. Уметь выполнять чертежи по условию задач
- Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
- Уметь вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- Знать формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач.
- Уметь выполнять чертежи по условию задач
Элементы содержания образования
Тема : «Площади » (14 часов)
Единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей. Площадь параллелограмма, площадь треугольника, соотношение площадей, площадь трапеции.
Прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора
Методы обучения : лекция, беседа, объяснение.
Способ изложения побуждает учащихся не только механически запоминать учебный материал, но и размышлять над ним в процессе обучения.
Важную роль играют задачи . Новые понятия, их свойства, способы рассуждений учащиеся усваивают в процессе решения задач.
На начальных этапах изучения темы больше использовать средства наглядности, при решении задач – готовые чертежи.
Формы контроля : тесты, самостоятельные и контрольные работы.
Учебно-тематическое планирование
№
1
Содержание материала
Площадь многоугольника
Кол час
2
Тип урока
2
3
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции
Теорема Пифагора
Урок-лекция,
практикум
4
Ресурсы
ИКТ
6
5
Контроль знаний
Урок усвоения новых знаний, практикум, лекция.
презентация
Формы контроля
4
Урок коррекции
Проблемное изучение материала
С.р.
1
презентация
презентация
С.р.
1
Урок контроля ЗУН учащихся
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
http://geometry2006.narod.ru/ege/B6.htm
С.р.
Контрольная работа по трем уровням
Демонстрационный материал
презентация
УРОК № 1
«Понятие площади многоугольника»
Цели урока : 1. Дать представление об измерении площадей многоугольников;
2. Рассмотреть основные свойства площадей;
3. Развить культуру математической речи, самостоятельность.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сообщить тему урока , сформулировать цели урока.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
- Ученик у доски разгадывает кроссворд Слайд 11
- Учащиеся решают самостоятельно тест.
3 . Изучение нового материала.
Изучение нового материала проходит в виде беседы:
- Что такое площадь?
- Какие единицы измерения вы знаете?
Далее учитель обобщает все сказанное учениками.
4. Практическая работа.
Решение задач.
5. Закрепление материала.
Решение задач по готовым чертежам Слайд 9
6-7. Итог урока. Домашнее задание Слайд 14
п.48,49, вопрос 14, устно №449, №450, решение задач по готовым чертежам.
Подготовка к восприятию нового материала
1 ученик работает у доски с кроссвордом
Остальные работают с тестами
1. Периметр параллелограмма 56см. Одна из его сторон 7см. Найти вторую.
Р) 49 П) 21 Т) 4 Г) 12
2. Сумма двух углов параллелограмма 100º. Найти все углы параллелограмма.
М) 40º,140º А)80º,100º Л)50º,130º О)40º, 60º
3. Углы ромба относятся как 8: 10. Найти все углы ромба.
У) 50º,130º У)70º,110º О) 80º,100ºИ) 30º, 150º
4. Биссектриса АМ параллелограмма АВСД делит сторону ВС на отрезки ВМ=5см, МС=8см. Найти периметр параллелограмма.
Щ) 36 Ш) 42 Ц) 26 Д) 52
5. В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в точке О и равны 16см и 20см. АВ=7см. Найти периметр треугольника СОД.
О) 39 Е) 46 Т) 32 А) 25
6 .Биссектриса любого угла
параллелограмма отсекает от него:
М) прямоугольный треугольник,
Д) равнобедренный треугольник,
К) равносторонний треугольник,
С) произвольный треугольник.
7. Найти периметр ромба, если один из его углов равен 60º, а меньшая диагональ равна 12см:
А) 24см, О) 36см, Ь) 48см, Е) 72с
1 . Хоть стороны его попарно и равны, и параллельны,
но всё же он в печали, что не равны его диагонали.
Да и углы они не делят пополам.
Так кто же он?
2. А у него равны диагонали.
Его не назовете вы едва ли.
И хоть и не зовется он квадратом.
Приходится ему родным он братом.
3. Его хоть и не равны диагонали,
по значимости всем уступит он едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
и каждый угол делят пополам. С
4. Как называются углы А и В по отношению
к стороне АВ треугольника АВС.
А В
5. Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника.
6. А у него четыре стороны
И все они между собой равны.
И у него ещё равны диагонали.
Углы они его делят пополам.
И ими на части равные разбит он сам.
7. Отрезок, соединяющий две противоположные вершины многоугольника.
↖
Изучение нового материала .
Площадь – это некоторая характеристика геометрической фигуры, расположенной на плоскости или на иной поверхности. Пока будем рассматривать лишь площади многоугольников. Итак, можно сказать, что площадь многоугольника - это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.
. Что такое 1см²? 1мм²? 1га?
Приведите, пожалуйста, примеры, связанные с практической необходимостью измерения площадей.
Площадь зеркала водохранилища нужно знать его проектировщикам для…...
Площадь поверхности стен в помещении нужно знать для…..
Площадь поверхности дороги нужно знать для…..
Свойство 1°. Равные многоугольники имеют равные площади.
Если F 1 =F 2 , то S 1 =S 2
Свойство 2°. Если многоугольник состоит из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников S=S 1 +S 2 +S 3
Свойство 3°. Площадь квадрата равна квадрату его стороны S = a 2
Свойство 4° Площадь выражается положительным числом
↖
Практическая работа.
Практическую работу организую в парах.
Для выявления равновеликих фигур применяется исследовательский метод.
ЗАДАНИЕ № 1.
Нарисовать и вырезать 2 равных прямоугольных треугольника.
Составить из них:
- Равнобедренный треугольник.
- Прямоугольник.
- Параллелограмм.
Будут ли равны между собой площади всех полученных фигур?
ЗАДАНИЕ № 2 .
Нарисовать и вырезать два равных прямоугольника, у каждого из которых одна сторона в два раза больше другой.
Один из них разрежьте на 2 части так, чтобы из них можно было составить прямоугольный треугольник.
Второй разрежьте на 3 части так, чтобы из них можно было составить квадрат.
Будут ли равны между собой площади всех полученных фигур?
↖
Закрепление материала
В
С
Задача 1:
Дано: ABCD – параллелограмм
S ABCD = 12
Найти: S ABC , S ACD
Задача 2.
Найти площадь квадрата, если его сторона равна:
а) , б)
Задача 3.
Найти сторону квадрата, если его площадь равна:
а) , б) 20см²
Задача 4.
Стороны квадрата 8м и 15м. Найти сторону квадрата, площадь которого равна сумме площадей данных квадратов.
Задача 5.
Найти площадь заштрихованной фигуры
Сколько способов вы видите?
Стороны квадратных клеток равны 1
А
Д
↖
Самостоятельная работа № 1
Площадь треугольника
1 вариант
Рис.1. Дано : ABC – треугольник, AB =9см, АС=12см, . Найти : S ABC .
Рис.1 Рис.2
В A D
O
А С C B
D
Рис.2. Дано : АО=4, СО=5, DO =8, ВО=9, S AOC =15. Найти : S BOD .
2 вариант
Дано : ABC – треугольник, AB =6см, АС=8см, . Найти : S ABC .
B Рис.1 Рис.2 A D
O
A D C C B
2. Дано : АО=10, СО=12, DO =6, ВО=8, S BOD =14. Найти : S AOC .
Самостоятельная работа № 2
Площадь трапеции
Вариант I
Высота и основания трапеции относятся как 5 : 6 : 4. Найдите меньшее основание трапеции, если ее площадь равна 88 см 2 .
Вариант II
Высота трапеции равна меньшему основанию и в два раза меньше большего основания. Найдите высоту трапеции, если ее площадь равна 54 см 2 .
Вариант III (для более подготовленных учащихся)
Основания равнобедренной трапеции 12 см и 16 см, а ее диагонали взаимно перпендикулярны. Найдите площадь трапеции.
Самостоятельная работа № 3
Теорема Пифагора
1 вариант
1. Диагонали ромба равны 14 и 48 см. Найдите сторону ромба.
2. В треугольнике углы равны 45 0 и 90 0 , один катет 6 см. Найдите две другие стороны треугольника.
2 вариант
1. Стороны прямоугольника равны 8 и 12 см. Найдите его диагональ.
2. В треугольнике АВС угол А равен 90 0 , а угол В – 30 0 . Большая сторона 10 см. Найдите две другие стороны треугольника.
Самостоятельная работа № 4 (тест)
Площадь четырехугольников
Вариант 1
1. Выберите верные утверждения:
а) Площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;
б) Площадь квадрата равна квадрату его сторон;
в) Площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.
2. Закончить фразу: Площадь ромба равна половине произведения…
а) его сторон;
б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;
в) его диагоналей.
3. По формуле можно вычислить площадь:
а) параллелограмма;
б) треугольника;
в) прямоугольника.
4. Площадь трапеции ABCD с основаниями AB и CD и высотой BH вычисляется по формуле:
а ) S=AB:2∙CD∙BH;
б ) S=(AB+BC):2∙BH;
в ) S=(AB+CD):2∙CD∙BH;
5. Выберите верное утверждение.
Площадь прямоугольного треугольника равна:
а) половине произведения его стороны на какую-либо высоту;
б) половине произведения его катетов;
в) произведению его сторон на проведенную к ней высоту.
Вариант 2
1. Выберите верные утверждения:
а) Площадь квадрата равна произведению его сторон;
б) Площадь прямоугольнику равна произведению его противолежащих сторон;
в) Площадь прямоугольника равна произведению двух его соседних сторон.
2. Закончить фразу: Площадь параллелограмма равна произведению…
а) двух его соседних сторон;
б) его стороны на высоту, проведенную к этой стороне;
в) двух его сторон.
3. По формуле можно вычислить площадь:
а) параллелограмма;
б) треугольника;
в) ромба.
4. Площадь трапеции ABCD с основаниями BC и AD и высотой CH вычисляется по формуле:
а ) S=CH∙(BC+AD):2;
б ) S=(AB+BC)∙CH:2;
в ) S=(BC+CD)∙CH:2;
5. Выберите верное утверждение.
Площадь треугольника равна:
а) половине произведения его сторон;
б) половине произведения двух его сторон;
в) произведению его стороны на какую либо высоту.
Контрольная работа
Вариант I
1. Смежные стороны параллелограмма равны 32 см и 26 см, а один из его углов равен 150°. Найдите площадь параллелограмма. 2. Площадь прямоугольной трапеции равна 120 см 2 , а ее высота равна 8 см. Найдите все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6 см. 3. На стороне АС данного треугольника ABC постройте точку D так, чтобы площадь треугольника ABD составила одну треть площади треугольника ABC.
Вариант II
1. Одна из диагоналей параллелограмма является его высотой и равна 9 см. Найдите стороны этого параллелограмма, если его площадь равна 108 см 2 . 2. Найдите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и ВС, если AВ = 12 см, ВС = 14 см, AD = 30 см, ∠В = 150°. 3. На продолжении стороны KN данного треугольника KMN постройте точку Р так, чтобы площадь треугольника NMP была в два раза меньше площади треугольника KMN.
Вариант III (для более подготовленных учащихся)
1. Стороны параллелограмма равны 12 см и 8 см, а угол между высотами, проведенными из вершины тупого угла, равен 30°. Найдите площадь параллелограмма. 2. Середина М боковой стороны CD трапеции ABCD соединена отрезками с вершинами А и В. Докажите, что площадь треугольника АВМ в два раза меньше площади данной трапеции. 3. Точки A 1 , В 1 , C 1 лежат соответственно на сторонах ВС, АС, АВ треугольника ABC, причем АВ 1 = 1/3АС, СА 1 = 1/3СВ, ВС 1 = 1/3BA. Найдите площадь треугольника А 1 В 1 С 1 если площадь треугольника ABC равна 27 см 2 .
↖
Результаты выполнения самостоятельных и контрольных работ по теме «Площадь»
Вид работы
Количество учеников
С.р.№1
17
С.р.№2
Получили
«5»
Получили
«4»
4
С.р.№3
17
17
5
С.р.№4
3
Качество знаний
16
7
Уровень обученности
5
К.р.
53 %
17
100 %
7
5
59 %
71 %
6
94 %
5
94 %
7
65 %
100 %
71 %
100 %
Литература
1. Атанасян А.С. И др. Геометрия 7-9. Учебник для 7-9 классов. М.: «Просвещение» 2006г.
2. Бурмистрова Т.А. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. М.: « Просвещение» 2009г.
3. Полонский В.Б. и др. Геометрия: Задачник к школьному курсу . М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр- S , 1998г.
4. Алтынов П.И. Геометрия. Тесты 7-9 класс . М.: Дрофа 1997г.
5. Саврасова С.М. и др. « Упражнения по планиметрии на готовых чертежах». М.: Просвещение 1987г.
6 Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. М.:ВАКО, 2004.- 288с.- (В помощь школьному учителю).
Геометрия, 8 класс: Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7- 9 классы». – Волгоград: Учитель, 2005. – 167с.
Геометрия: разрезные карточки для тестового контроля к учебнику Л.С.Атанасяна. 8 класс/сост. Т.В. Коломиец. – Волгоград: Учитель, 2007. – 182с.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/Л.С.Атанасян и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 255с.:ил.
11. Звавич Л.И. и др. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 класс. М.: Дрофа 2002г.
12. Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах 7-9класс. К.: ГИППВ, 1998г.
14. Ковалева Г.И. и др . Геометрия 7-9 Тесты для текущего и обобщающего контроля) Волгоград: Учитель, 2008г.
↑