Разработка развернутого конспекта урока математики в 7 классе по теме «Уравнения с двумя переменными и их системы».
Автор: Пономарева Татьяна Анатольевна – учитель первой категории, учитель математики МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска.
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска
Дата: 13.10.2017г. Предмет: алгебра. Класс:7 «в». УМК: «Алгебра 7 класс».
Авторы УМК: Георгий Константинович Муравин – кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник образования, заведующий кафедрой математического образования института развития образовательных технологий (ИРОТ); Ольга Викторовна Муравина – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ИРОТ.
Тема урока: «Уравнения с двумя переменными и их системы».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: УМК «Алгебра 7 класс» авторов Муравина Г.К. и Муравиной О.В., мультимедиа – проектор.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
- хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
- стимулировать способность иметь собственное мнение;
- умение легко выполнять математические операции;
- умение слушать учителя и одноклассников и слышать, понимать суть;
- научиться «открывать» новые знания.
освоение способов деятельности
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;
- использование приемов умственной деятельности;
- умение выделять характерные связи между различными объектами;
- приобретение способности «открывать» новое математическое знание;
- использование различных методов (опыт, наблюдение);
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- развитие умений анализировать, аргументировать сделанный выбор, свое мнение;
- приобрести способности «открывать» новое математическое знание;
- умение использовать математическую терминологию;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- осознание границ своего знания и незнания, поиск причин возникших трудностей и их устранение;
- овладение умением постановки новых познавательных задач и средств их достижения;
- оценивание своих учебных достижений;
- умение ставить личностные цели и оценивать степень их достижения;
- понимание смысла «уравнение с двумя переменными»;
- проверять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными;
- математическое мышление и рассуждения, включая постановку вопросов, характерных для математики;
- осознанное употребление новых математических понятий в устной и письменной речи;
- приобретение способности «открывать» новое математическое знание, осознанно используя имеющиеся знания и опыт математической деятельности;
- математическая аргументация;
- овладение математической грамотностью на всех этапах обучения.
Ход урока:
1.Организационно – мотивационный этап (6 мин)
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости: педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей.
- За окном осень. Холодно. Но я уверена, что сегодня на уроке всем будет комфортно. Не бойтесь сделать ошибку. Ошибка – источник вашего личного опыта!
- Ребята, вы видите высказывание академика А.Н. Колмогорова: «Элементарные знания по математике и умение быстро считать и пользоваться формулами на практике необходимы каждому человеку» (Слайд № 1).
В этом вы уже не раз убеждались. На этом уроке мы продолжим пополнять багаж знаний. Продолжим работу с уравнениями. В добрый путь за знаниями!
На уроке обратная связь будет осуществляться при помощи сигнальных карточек красного и зеленого цветов. Приготовьте свои сигнальные карточки. На каждый прозвучавший ответ вы поднимаете сигнальные карточки, показывая зеленым цветом, что у вас такое же мнение, а красным – иное и тогда обсуждаем, выявляем причину разногласия.
- Ребята, вы каждый день ставите перед собой личностные цели на уроках математики. Подумайте, какая цель на уроке есть у каждого сегодня? Я постараюсь помочь вам найти свою цель. На экране вы видите список личностных целей.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Приобрести способность иметь собственное мнение.
2. Умение уверенно и легко выполнять математические операции.
3. Научиться применять свои знания и умения к решению новых проблем.
4. Хорошо говорить и легко выражать свои мысли.
5. Получить хорошую отметку и порадовать родителей.
6. Почувствовать свою успешность.
7. Умение слушать учителя и одноклассников, слышать, понимать суть.
8. Пообщаться с друзьями.
( Слайд №3)
Учитель предлагает одному ученику прочитать цели вслух.
Учитель: Выберите из этого списка для себя одну-две цели (можно сформулировать иную цель) и напишите ее номер (или номера) на полях в тетради. Постарайтесь поработать на нее в течение всего урока, а в конце урока мы проанализируем, достигли вы ее или нет и почему.
Фронтальная работа
Учитель: Посмотрите на экран (Слайд №4)
Какое слово спрятано?
Подземная часть растения
(******)
Решите уравнения
(Слайд №5)
Идет работа с карточками обратной связи. Ответы предлагаю записать в виде чисел в строчку.
Учитель: Получили запись13102017. Посмотрите внимательно. Что это может быть?
Дети: Если расставить точки, то получится дата сегодняшнего урока.
Учитель: Запишите в тетрадях 13.10.2017
Классная работа (Слайд № 6)
2. Этап актуализации знаний (2 мин)
Беседа с учащимися:
1.Что является решением уравнения с одной переменной? ( Дети: число)
2. Что такое множество истинности уравнения с одной переменной? ( Дети: множество чисел, при подстановке которых в уравнение, оно становится верным равенством)
3. Этап постановки темы и цели урока (4 мин)
(Слайд № 7) Какое уравнение лишнее? Почему?
5х + 1 = 3;
5 – 0,2х = 0,2 х + 5;
-2х = 4х + 8;
2х – 3у = 9.
Дети: 2х – 3у = 9. Это уравнение с двумя переменными.
Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях, а я на доске «Уравнения с двумя переменными и их системы» (Слайд № 8)
Теперь можно сформулировать цель урока.
Мы с Вами решали уравнения с одной переменной. Как Вы думаете, что нам предстоит «открыть» на этом уроке? ( Дети: что является решением уравнения с двумя переменными, алгоритм решения таких уравнений)
4.Этап «открытия» нового знания (20 мин)
4.1. Беседа с учащимися. Как Вы думаете:
1.Что является решением уравнения с двумя переменными? ( Дети: пара чисел).
2. Что бы Вы назвали множеством истинности уравнения с двумя переменными? ( Дети: множество пар, при подстановке которых в уравнение, оно становится верным равенством).
4.2. Решение упражнений. №102(1;2).
Является ли пара чисел решением уравнения: 1) 2x+3y=-30.
Один из учащихся выполняет у доски с комментированием.
2x+3y=-30.
Решение.
2(-8)+3(-6)=-16-18=-34
Дети: левая часть -34 не равна правой -30, значит, пара чисел x=-8, y=-6 не является решением уравнения.
Ответ. Пара чисел x=-8, y=-6 не является решением уравнения.
Учащиеся работают самостоятельно, затем каждый этап решения обсуждается.
3x-2y=-12.
Решение.
3(-8)-2(-6)=-24+12=-12.
Дети: левая часть -12 равна правой -12, значит, пара чисел x=-8, y=-6 является решением уравнения.
Ответ. Пара чисел x=-8, y=-6 является решением уравнения.
Учитель: в №102 пара чисел уже была дана. Как бы Вы искали пару чисел, которая является решением уравнения с двумя переменными? Дети читают задание №103. Ответ: выразить из уравнения одну из переменных через другую.
№103(1)
3x+2y=5;
3x=5-2y;
x=.
Учитель: Вы выразили x через y. Как можно еще выразить одну из переменных через другую? (Учащиеся предлагают выразить y через x)
3x+2y=5;
2y=5-3x;
y=.
Учитель: найдите какие – нибудь два решения уравнения. (Учащиеся: x=0, y=2,5)
4.3. Первичный опыт использования нового знания
Учитель: может ли пара целых чисел быть решением уравнения (№ 104)
Обсуждение возможных вариантов ответа.
( При нахождении целых решений уравнения используется делимость чисел. В задании 1 нет целых решений, потому что левая часть уравнения делится на 4, а правая часть не делится. Аналогичные рассуждения в заданиях 2 и 6. В задании 3 x=-4, y=3; в задании 4 x=0,y=0, в задании 5 x=3,y=0 или x=0, y=2)
Учитель: Уравнение, решениями которого являются только целые числа называются диофантовыми. (Слайд № 9)
4.4. Физкультминутка. (Сайт proshkolu.ru Файлы/ «Электронные физминутки») (Слайд 10) (2 мин)
Первичный опыт использования нового знания (продолжение)
№ 103(1)
Уравнения составляются произвольно, а их значения находятся в ходе вычисления:
3x-5y=3(-3)-5*9= - 54. Получаем 3x-5y= - 54.
5. Домашнее задание (Слайд 11) (2 мин)
№103 (2,4,6); №107(3,4), для желающих №106
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 мин)
Учитель: Давайте подведем итог урока.
- Что новое вы «открыли» сегодня на уроке?
- Что научились делать?
- Какие имеющиеся знания вам помогли это сделать?
Учитель предлагает выполнить оценку деятельности всего класса и самооценку.
- Посмотрите в свою тетрадь: вы на полях поставили номер личной цели. ( На доске высвечивается слайд 12 с личными целями)
- Ребята, достигли ли Вы поставленную перед собой в начале урока цель?
Дети поднимают сигнальные карточки.
Учитель предлагает детям по желанию поделиться вслух сделанным выводом. (Слайд 13. Итог урока. Выбор за вами)
Учитель после подведения итога:
- Все сегодня замечательно поработали на уроке. Спасибо всем за работу!
( Слайд 14)
7