«Родительское собрание «Дети в интернете. Интернет друг или враг»
Цель: выяснить мнение родителей по проблеме «Интернет детям друг или враг?»; выработать правила безопасного использования Интернета детьми и показать реальную возможность превращения интернета в друга.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, микрофон, оформление класса в двух цветах (сторона красных и сторона зелёных), детские плакаты на тему «Интернет-друг» и «Интернет-враг», бейджики (для участников и пресс службы), карточки для голосования, маркеры, листы бумаги, презентация «Интернет и дети», выставка детских компьютерных работ, портфолио достижений учеников, песня фиксики «Интернет».
Эпиграф:
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.
Генрих Гейне
План:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово — приветствие, представление участников «ток-шоу»
3.Актуальность темы.
4. Постановка проблемы.
5. Дискуссия «Моё мнение»
6.Анализ анкетирования родителей и учащихся.
7. Групповая работа родителей свод правил «Интернет и дети»
8. Представление результатов.
9. Открытое голосование за принятие правил.
10. Решение собрания.
11. Итог собрания.
12. Памятки для родителей.
13. Рефлексия.
1.Организационный момент.
Родители, под звучащую песню фиксики «Интернет» занимают места на «трибунах для зрителей» в зале, стилизованном под телестудию. Сцена оформлена детскими плакатами соответствующей тематики. На стендах выставка лучших детских работ, выполненных в компьютерных программах: коллажи, графические рисунки, эмблемы и др. На столе разложены портфолио учащихся с дипломами, полученными за участие в онлайн конкурсах разного уровня.
На импровизированной сцене – два сектора: красный (4 красных стула) и зелёный (4 зелёных стула).
2.Вступительное слово педагога – приветствие, представление участников «ток-шоу».
С большими, красными глазами
Сижу я ночи напролёт,
Пока с утра над небесами
Светило медленно встаёт.
Одну и ту же слышу «песню»,
Что стал похожим на сову,
Ведь я уже не первый месяц
В сети безвылазно живу.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, получить рекомендации и ответить на главный вопрос нашего собрания (обращается внимание родителей на запись темы собрания на доске) «Интернет и дети: интернет — друг или враг».
Сегодня родительское собрание пройдет в необыкновенной форме – в форме телевизионного ток-шоу. Я буду исполнять роль ведущего. В дискуссии участвуют 2 группы родителей: «зелёная сторона» - родители - сторонники общественного движения «Интернет-друг!» и «красная сторона» - родители - сторонники общественного движения «Интернет – враг!». Все готовы к сотрудничеству?
-Прошу участников пожать руку оппонентам.
-Зрителей в зале – поддерживать аплодисментами участников.
3. Актуальность темы.
С каждым годом компьютер все больше переплетается с нашей жизнью. Компьютер может быть для нас «телевизором», когда хочется посмотреть новый фильм, «музыкальным центром», когда хочется послушать любимую музыку, богатой «библиотекой» или великолепным «справочным бюро», когда нужно найти какую-то информацию. Благодаря компьютеру мы общаемся с родственниками и друзьями, которые находятся за тысячи километров от нас. Многие профессии сегодня немыслимы без использования компьютера. А компьютерные игры прочно удерживают лидерство среди способов детского отдыха.
Несмотря на широчайшие возможности компьютера, с каждым годом все сильнее раздаются голоса о его вредном влиянии, особенно на детей. Ну, а о вреде компьютерных игр и о коварстве компьютерной зависимости ныне предупреждают многие специалисты, и все больше становится пострадавших. Нас волнует вопрос вредного влияния компьютера и интернета на детей, которые стремятся все свободное время проводить у монитора.
4.Постановка проблемы.
Нужен ли компьютер и интернет нашим детям? Интернет друг или враг? Эти вопросы мы и ставим на обсуждение в дискуссии «Моё мнение».
5.Дискуссия «Моё мнение».
Ведущий:
- Я приглашаю «зелёную сторону» изложить свои аргументы в пользу Интернета.
«Зелёная сторона»
Компьютеры и различные гаджеты (телефоны, планшеты и пр.) давно уже стали незаменимыми вещами в нашей жизни. Их часто можно увидеть в руках наших детей.
Сегодня существует множество обучающих программ, используются дистанционные системы обучения.
Ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:
1.Развитие мелкой моторики.
2.Обучение учащихся.
3.Доступ в любое время к большому количеству полезной информации..
4.Формирование у учащихся навыка поиска и фильтрации информации.
5. Быстрая связь в любую минуту с родителями, друзьями и педагогами для обмена информацией. (Приложение 1)
Ведущий:
- А сейчас слово предоставляется «красной стороне», она у нас выступает против использования Интернета нашими детьми.
«Красная сторона»
Наше мнение, что частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
1.Проблемы со здоровьем.
2.Психологические проблемы.
3.Зависимость. (Приложение 2)
Ведущий:
- Нам не менее интересно и мнение нашего зала и уважаемых экспертов (пригласить выразить свою точку зрения по одному человеку из зала и жюри)
Ведущий: Вашему вниманию представляется «Социологический опрос» наших детей. Он проходил в два этапа. Первый этап — анкетирование, второй этап - краткое высказывание своего мнения на вопрос «Интернет друг или враг?» (Приложение 3) ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным, и вредным. Изучая проблему влияния компьютера на здоровье человека, очевидным становится тот факт, что средства информационных технологий оказывают негативное воздействие на организм. Более того, «общение» с умной машиной требует четкой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.
6. Групповая работа родителей.
Ведущий:
Уважаемые участники нашей дискуссии, я предлагаю выработать совместно свод правил «Интернет и дети». Для этого приглашаю две стороны «зелёную» и «красную» объединится и поработать над правилами. (раздаются листы и маркеры)
- А пока разрабатываются правила я обращаюсь в зрительный зал. У каждого из вас есть два смайлика один зелёный,а другой красный. Прошу Вас сейчас проголосовать «Интернет -друг» или «Интернет-враг» (Подводится итог голосования)
7. Представление свода правил (Приложение 4) ПРАВИЛА
8. Голосование за принятие правил. (все участники голосуют за принятие разработанных правил)
9. Решение собрания.
Решение сегодняшнего собрания:
1. Создатьусловия для безопасного всестороннего развития личности.
2. Регулярно повышать уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей.
10. Итог собрания.
От увлечения компьютером наших детей никуда не деться. Компьютер пришёл в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Надеюсь наше собрание было полезным для вас. Нашим детям довелось жить в век прогресса, новейших технологий. Очень неразумно было бы ограждать ребёнка от этого мира. Гораздо правильнее научить в нём жить. (Каждый родитель получает памятку и рекомендации по безопасному использованию компьютера и интернета)
(Приложение 5)– ПАМЯТКА
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Рефлексия.
Оценить нашу встречу. На доске расположен контур компьютера и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный кружок, если частично-жёлтый квадрат, а если не удовлетворены - красный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Приложение 1
Положительные моменты использования компьютеров и различных гаджетов с выходом в интернет (телефоны, смартфоны, планшеты и пр.)
1.Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание ребёнка.
2.Обучение учащихся. Происходит с помощью специальных обучающих программ, игр и заданий, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.
3.Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете учащиеся могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой - мгновенное поступление новой информации.
4.Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.
4. Связь с друзьями и педагогами. Очень хороши специальные сайты, блоги и группы в социальных сетях, создаваемые специально для общения учеников определенного объединения. Например, у нас есть сайт нашего ЦДО «Меридиан», нами так же созданы для общения такие группы как: клуб по месту жительства «Авиатор», студия журналистики «ТелеВид», театр «Валяшки», прошлое и настоящее школы№164», наш посёлок «Берёза».
Здесь педагог и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения, совместно работать над проектами, участвовать в онлайн конкурсах и акциях разного уровня, делиться своими успехами и др.
Приложение 2
Негативные последствия
1.Проблемы со здоровьем. Частое сидение за компьютером или планшетом может привести к покраснению и сухости глаз, ухудшению зрения, нарушению осанки, проблемам с мышцами (от их длительной неподвижности), кислородному голоданию мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха), расстройствам сна.
2.Психологические проблемы. Дети, с раннего возраста много пользующиеся гаджетами и мало времени проводящие со сверстниками, могут иметь проблемы с социальной адаптацией. Им трудно общаться с людьми, находить с ними общий язык, они робки и застенчивы, мало знают о жизни за пределами компьютера и часто теряются в реальных жизненных ситуациях. (слайд)
3.Зависимость. Это самое серьезное последствие от использования компьютера и интернета. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройства, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т.д.) и имеет целый ряд симптомов
Приложение 3
Анкета.
1.Можешь ли ты обойтись без компьютера?
А) Могу
Б) Могу, но с трудом;
В) Не могу.
2. Какие чувства ты испытываешь, когда садишься за компьютер заниматься любимым делом?
А) Радость;
Б) Удовольствие;
В) Никакие;
Г) Азарт;
Д) Хорошее настроение.
3. Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером когда в том есть острая необходимость?
А) Плохое настроение;
Б) Досада;
В) Обида;
Г) Никакие;
Д) Злость;
Е) Нервничаю;
Ж) Разочарование.
4. В ком или в чём ты видишь замену компьютеру?
А) Телефон;
Б) Общение с друзьями;
В) Спорт;
Г) Рыбалка;
Д) Телевизор;
Е) Улица;
Ж) Затрудняюсь ответить.
Результаты анкеты:
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным и вредным. Изучая проблему влияния компьютера на здоровье человека, очевидным становится тот факт, что средства информационных технологий оказывают негативное воздействие на организм. Более того, «общение» с умной машиной требует четкой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.
Приложение 4
Представление свода правил при работе с компьютером
1. Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
2. Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т. д.).
3. Подобрать компьютерный стол и стул, чтобы ребенок мог соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз и взгляд был бы направлен в центр монитора.
3. В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
4.Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером в зависимости от возраста ребёнка (в среднем не более 20 минут). По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз. (слайд)
5.Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (развивающие, расширяющие кругозор игры), заострять внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы).
6
.Нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми), в реальной действительности ребенок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого»искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует (слайд).
Приложение 5
Памятка для родителей
Советы по безопасности работы в интернете в возрасте 13-17 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
2. Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате. Часы работы в Интернет могут быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля KasperskyInternetSecurity 7.0
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
5. Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет.
7. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
8. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
9. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
10. Расскажите детям о порнографии в Интернет.
11. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
12. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Приложение 6
Тест для родителей «Есть ли повод для волнения?»
Этот тест поможет Вам проверить, все ли у вашего ребенка в порядке с нервной системой, как ему рядом с вами, вольготно ли, хорошо ли. Ответьте «да» или «нет».,
Вы уверены, что:
Ваш ребенок часто бывает весел и беззаботен?
После вкусного обеда так благодушен, что кажется вот-вот замурлыкает?
Кроме компьютера (телевизора) есть какие-то еще увлечения, хобби, в которые он\она время от времени уходит с головой?
Он доволен другими людьми, окружающими его?
А собой он доволен?
В бодром настроении он бывает чаще, чем в подавленно-грустном?
Он напоминает вам щенка, которого в дому обожают?
Перед сном он спокоен и уравновешен?
Ваш ребенок – оптимист?
Все нормально, если на 5 и более ответов вы ответили «Да». Это значит, что ваш ребенок по-прежнему умеет сочетать и модное увлечение, и веселую детскую жизнь.
Если у вас более 4 отрицательных ответов, стоит насторожиться. Что-то с ребенком творится не то, есть проблемы, которые он самостоятельно не может решить. Вы сомневаетесь, тогда приглядитесь к ребенку в течение 2-х недель и ответьте на эти вопросы еще раз. Если после этой проверки результат не изменился, необходимо налаживать здоровье и отношения с ребенком.