Сценарий родительского собрания
«Зачем отдавать своего ребенка в музыкальную школу»
с классным концертом учащихся.
Разработчик:
Двойнишникова Г.Н. преподаватель по классу « Фортепиано»
Цель: приобщить родителей и учащихся класса к музыкальному искусству, вооружить пониманием необходимости обучения музыке на современном этапе для всестороннего личностного развития ребенка.
Задачи:
Помочь родителям и учащимся разобраться, для чего нужно учиться в ДШИ.
Знакомство с навыками, формирующимися в процессе обучения.
Раскрыть способы и методы, стимулирующие музыкальные занятия ребенка.
Советы родителям по созданию благоприятных условий для обучения.
«Музыкальность» - это целый комплекс способностей, которые развиваются в процессе занятий музыкой. У каждого ребенка какие-то из них обязательно присутствуют. Совсем немузыкальных детей практически нет. И сроки проявления музыкальных способностей индивидуальны. А цель не только в обучении игре на инструменте, и не в подготовке музыкантов – профессионалов, главное – чтобы ребенок полюбил музыку.
Итак, зачем ребенку музыка? Красота не уживается со злом. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Завтра такой же редкостью будет человек, не имеющий среднего образования. Труднее дело обстоит с нравственным воспитанием.
У ребенка мало знаний и опыта, но он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. И музыка, понятная и прочувственная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания.
«Я считаю, что обучение музыке делает людей добрее, сердечнее.
Как приятно собраться всей семьей и устроить небольшой семейный концерт. Тогда и дети меньше ссорятся, и уступают друг другу, и характер их мягче. В моей семье было принято именно так. Я приглашала соседскую девочку Таню, стучав ей по трубе. Мы собирались, сажали на стулья кукол, приходили родители и начинался маленький концерт. Мы играли сольно и в ансамбле, подпевая себе под одну и ту же мелодию подряд все стихи из томика С.Есенина. Родители с удовольствием подпевали нам. Иногда они пели на два голоса. Я научила маму самым простым четырем аккордам. Иногда папа пел , а она аккомпанировала ему. Такие маленькие концерты получались очень душевными и очень сплачивали нас.
Дело в том, что при обучении игре на каком-либо инструменте главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребенок не только учится на инструменте играть, он учится играть для других, учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее. Таким образом, музыкальное образование дает ребенку эстетическое, нравственное воспитание и духовное развитие. Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее.
Итак, вы отдали ребенка в музыкальную школу. А как же музыкальная школа на них влияет?
Давайте разберем десять причин, по которым стоит ходить в музыкальную школу.
Несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; ребенку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая… Есть веские причины все это преодолеть и все-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.
Причина первая.
Играть- это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Причина вторая.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже рукеу.
Причина третья.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70 % членов университетского музыкального клуба.
Причина четвертая.
Музыка и язык – близнецы – братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны – литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Ролан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Причина пятая.
Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного, структурного. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Майкрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Причина шестая.
Музыкальные занятия развивают навыки общения, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок – музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться, донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь пониманием, управлять ими.
Причина седьмая.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты – мужчины чувственны, как дамы, а музыканты – женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Дети, которые занимаются музыкой, сочуственны и одновременно терпеливы, а потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Причина восьмая.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом на завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад.
Причина девятая.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам.
И, наконец, последнее….
Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9
Детали….
Как стимулировать музыкальные занятия ребенка?
Вопрос важный и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.
Хорошие родители важнее хороших педагогов. –Генрих Густавович Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, профессор Московской консерватории. Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон и почти не знающий исключения. Именно родители должны заразить ребенка любовью к музыке.
Домашние концерты.
Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним относятся. Причем не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону. Вот несколько советов по подготовке к такому концерту.
Первое время не приглашайте слишком много гостей, но кто-то кроме домашних должен быть обязательно. Это повышает ответственность юного концертанта.
Во время концерта не разговаривайте, не делайте замечаний, не ходите по комнате. Словом, попытайтесь создать атмосферу настоящего концерта.
Как бы не играл ребенок, наградите его игру аплодисментами, скажите одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.
Особенно нравятся детям совместные концерты. Например, поет бабушка, а ребенок аккомпанирует. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно в Германии, семейные ансамбли – давняя традиция. Детей специально стараются учить на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.
Как первый концерт может стать последним….
Папа был в командировке. Коля писал отцу восторженные письма о занятиях, мечтал показать, чему научился. В день приезда Коля с утра повторял пьеся. Но после первых же тактов отец уткнулся в газету, а по окончании игры сказал, не отрываясь от газеты: « Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или в футбол поиграл с ребятами. И полезней, и времени мало отнимает». Коля убежал в слезах и категорически отказался от занятий в музыкальной школе. Это пример равнодушия родителя, которое передалось ребенку.
Естб мамы, папы, бабушки, считающие своим долгом грубо и бесцеремонно вмешиваться в самостоятельные занятия ребенка, то и дело вставляя грубые замечания типа « Ты без конца ошибаешься, бестолочь! В ноты смотри! Что, у тебя глаз нет?» В результате ребенок только придет в раздражение от вас и от музыки.
Материальный стимул.
Как это ни необычно звучит, но иногда важным стимулом для занятий на музыкальном инструменте может стать материальный стимул. Не только какая-то вещь (велосипед, плеер или что-то еще), но и просто деньги. Сегодняшняя жизнь показала что иногда они работают.
Некоторые родители рассказывали, что добиваются успеха самым нехитрым образом. За каждые 10 минут домашних занятий «платят» столько то рублей.
Как это не кощунственно звучит ( общение с музыкой само по себе должно приносить ребенку радость), но иногда подобные «непедагогические» приемы, особенно в первый год обучения на инструменте, на наш взгляд, возможны. Почему?
Дело в том, что первый период обучения на инструменте самый сложный, требующий большой усидчивости и внимания. Поэтому опытные педагоги чаще играют для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит инструмент на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться. Но цель целью, а дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что для того чтобы добиться результата, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малышей. Вот тут на помощь и приходит материальный стимул. Для успокоения родителей добавим, что этот период длится сравнительно недолго, а суммы материального стимулирования могут быть символическими.
Присутствие родителей на уроке.
Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом.Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается. А мамы и папы, бывшие на уроке, могут им помочь выполнить задание. Хочу отметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все могут выдержать, чтобы не вмешиваться в урок. Многим кажется, что их ребенок плохо себя ведет, медленно думает, говорит глупости и т. д. Многие не выдерживают и выходят из класса. Но если вы все-таки выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требованияпреподавателя. Ошибки ребенка в постановке рук, получаете представление о том, как должна звучать пьеса, и дома сможете квалифицированно помочь ребенку.
Если родители учились когда-то играть сами, то эта помощь будет особенно эффективна. Но даже если вы не знакомы с нотной грамотой. –это не повод говорить: « Отстань от меня! Я в этом ничего не понимаю!» Это лишь предлог! В музыке всего 7 нот. который каждый в состоянии изучить( при желании).
Как совместить две школы? Как успеть все?
Ну «все» - это мы слегка погорячились. Все - это явный перебор….. Какие то ограничения необходимы. От чего-то ученику музыкальной школы приходится отказываться. Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но все-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Не раз убеждались, что масса времени у тех, кто живет без такого распорядка ,зафиксированного (это важно!) на бумаге, исчезает непонятно где. Растворяется в тумане. Мы утверждаем, что некоторые временные резервы у ребенка, занимающегося в двух школах, есть.
Очень часто можно встретить примеры, когда дети бросают муз. школу, т.к. не успевают в основной школе, но их успеваемость не улучшается. Наоборот, чем больше загруженность, тем дети лучше, правильнее учатся распределять свое время, не тратят его «зря».
Посещение музыкальных концертов.
Советуем не пренебрегать такой возможностью. Одно дело – музыка звучащая по радио, в записи или по телевизору, и совсем другое – атмосфера исполнения в концертном зале, когда музыка рождается, что называется, в эту минуту, когда ее внимательно слушают много людей. Тогда создается особое, праздничное и яркое биополе музыкального единения и музыкального сопереживания, если можно так сказать .
Многие большие музыканты вспоминали, что первые и наиболее значительные впечатления были связаны с такими публичными концертами.
Не будьте равнодушны к своим детям, помогайте им, у них большая нагрузка, и тогда в скором времени они обязательно порадуют вас своими творческими достижениями.