МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области
Технологическая карта урока
Учитель: Гордеева Ольга Николаевна
Предмет: обществознание
Класс: 8
Тема урока: «Рынок, цена, конкуренция»
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы общества;
осознание значения экономики и производства в жизни человека и общества;
определять позитивные и негативные причины успешности;
определять и поддерживать учебную мотивацию.
Метапредметные:
уметь определять тему урока и формулировать цели;
уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;
уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения,
уметь выстраивать цепочку логических рассуждений;
уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
умение вести самостоятельный поиск информации
уметь работать в паре, находить общее решение.
Предметные:
формировать представления о рынке, цене, конкуренции и их роли в экономике;
уметь определять основные рычаги экономики;
уметь определять основные функции цены, виды конкуренции;
применять приёмы работы с документами.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Техники и технологии: критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы: Учебник Обществознание. 8 класс под редакцией А.И. Кравченко;
- технологическая карта урока;
- презентация по теме урока (Приложение 1).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |
1. Проверка домашнего задания | Организует работу по проверке домашнего задания. | Учащиеся составляют из предложенных слов экономические понятия; соотносят понятия и определения; заполняют пропуски в тексте. | Формирование познавательного интереса. | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью | Выражение собственного мнения. Аргументация. | Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. | Устное диагностическое оценивание Взаимооценка |
2. Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Задаёт вопросы: 1. Как происходило зарождение рынка? 2. Чем рынок отличается от обмена? | Учащиеся просматривают видеосюжет. Формулируют проблему урока. (Приложение 1) Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. | Формирование познавательного интереса | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; | Устное диагностическое оценивание |
3. Изучение нового материала | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Задаёт учащимся вопросы: Что такое рынок? Как вы думаете, что нужно для обмена? Чем отличается обмен от рынка? Приведите примеры экономического и неэкономического обмена. Подводит учащихся к формулировке понятия «рынок». Организует работу учащихся с тексом учебника Найти в учебнике ответы на вопросы: Что такое цена? Зачем нужна цена? Какие функции выполняет цена? Подводит учащихся к определению понятия «конкуренция». Организует работу учащихся по заполнению таблицы «Виды конкуренции». Организует обсуждение вопросов: Для чего нужна конкуренция? Что мы все выигрываем от конкуренции? Координирует и корректирует работу учащихся в парах. | Рассматривают процесс зарождения рынка. Формулируют определение понятия «рынок». Записывают в тетрадях определения экономических понятий. Формулируют определение понятия «цена» и функции цены. Выполняют задание: опиши ситуацию, когда цена повлияла на совершение вами покупки. Выявляют условия возникновения равновесной цены. Работают в парах по заполнению таблицы «Виды конкуренции». Выявляют значение конкуренции для производителей и потребителей. | Формирование познавательного интереса. Способность оценивать результат групповой деятельности. | Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе. | Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Приобретение новых знаний | Устное оценивание. |
4. Обобщение и систематизация | Организует работу по обобщению и систематизации. Организует обсуждение высказываний: «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ».Э. Гроув «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит | Высказывают собственное мнение, отвечая на вопросы учителя. | Повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы жизни общества. Эмоциональное отношение к теме. Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам. | Умение осуществлять самооценку и взаимооценку. | Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. | Систематизация и обобщение знаний по теме. | Формирующее оценивание. Устное оценивание. |
5. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. (Приложение 1) Проводит беседу. Организует самооценку результатов работы уч-ся. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Повышение внутренней мотивации. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала. | Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ. | Умение ориентироваться в своей системе знаний | Формирующее оценивание. |
6. Домашнее задание Параграф 12, ответить на вопросы, выполнить задания и практикум. Выполните задания в рабочей тетради п.12, №1, 4, 6. Найдите и сформулируйте условия, необходимые для существования рынка. |
Приложение 2
Инструкция для выполнения домашнего задания
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Познакомьтесь с материалами п. 35 «Внешняя политика Александра III» (учебник История России. XIX век. Данилов А.А.).
2. Поработайте с материалами контента НП «Телешкола» Модуль 11, тема 5, раздел «Изучаем».
3. Познакомьтесь с материалами, представленными в ресурсе 1, ресурсе 2, ресурсе 3.
4. Определите цель и приоритетные направления внешней политики России в конце XIX века. Выпишите их в тетрадь.
5. Познакомьтесь с текстом документов на стр. 225-226 учебника «Из проекта военной конвенции между Россией и Францией. 5 августа 1892 год».
Ответьте письменно на вопросы: В чём состояли основные положения русско-французского договора? С какой целью он был заключен? Оцените данный договор с позиций современного человека.
6. Выполнить задания в разделах «Тренажер» №1- 3 и «Контроль» №1-3.
Приложение 3
Тест для проведения входного контроля
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Что из нижеперечисленного относится к внешней политике Александра III?
1) ведение активных боевых действий на Балканах
2) участие в антинаполеоновской коалиции
3) отсутствие крупномасштабных военных действий
4) участие в Континентальной блокаде.
2. Александр III царствовал в
1) 1848 - 1883 гг. 3) 1881 - 1894 гг.
2) 1825 - 1855 гг. 4) 1853 - 1874 гг.
3.Выберите верное утверждение:
А). При Александре III укрепились позиции России на Балканах.
Б). В ноябре 1886 года дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?
1) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России
2) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене
3) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии
5. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?
1) Россия, Англия и Франция 2) Россия, Австро-Венгрия и Германия
3) Россия, Франция и Турция
6. Строительство Транссибирской магистрали началось в:
1) 1856г. 2) 1904г. 3) 1914г 4) 1891г.
Приложение 4
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________________________
Входной контроль.
Оценка по 5-балльной шкале | Количество выполненных заданий | Оценка за входной контроль |
5 | 6 | |
4 | 4-5 |
3 | 3 |
2. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)
3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.
Участие и активность в планировании 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером | Распределение функций внутри группы 0 – в работе над проектом не участвовал(а) 1 – распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным 2 – распределения функций было, выполнял(а) свою часть работы | Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает | Активность при презентации проекта 0 – не проявляет активности 1 – активен, но инициативы не проявляет 2 – активен, проявляет инициативу | Баллы |
| | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 8-9 баллов |
4 | 6-7 баллов |
3 | 4-5 баллов |
2 | 0-3 балла |
Рефлексия:
Продолжите высказывание
1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.
2. Сегодня мне удалось ______________________________________.
3. Мне было сложно _________________________________________.
Приложение 5
Маршрутный лист для группы №1.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и материалами ресурса 1, ресурса 3.
Выполните задание – заполните схему «Балканская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http:// ote4estvo.ru
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какова позиция Александра III по отношению к Болгарии.
Проблемные вопросы:
1. Выявите причины ослабления влияния России на Балканах.
2. Каковы последствия Балканской политики?
3. В данном случае невмешательство выступает как выжидание или как действие?
Вывод: _______________________________________________
_____________________________________________________
Маршрутный лист для группы №2.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3. Выполните задание – составьте сравнительную таблицу «Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http://www.rosimperija.info/
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
Основной вопрос: Политика Александра III- выжидание или действие?
1.Выберите верную формулировку проблемы:
Границы на юге Средней Азии.
Что предпринять России с целью укрепления границ на юге Средней Азии, не обострив отношений с Англией?
Как укрепить границы в Средней Азии?
2. Что стало решением данной проблемы?
3. Каковы главные приоритеты политики России в Средней Азии?
4. Зачем России необходимо было укрепиться на Дальнем Востоке?
5. Какие шаги предпринимал Александр III для укрепления позиций на Дальнем Востоке?
Линии сравнения | Политика России в Средней Азии | Политика России на Дальнем Востоке |
| | |
| | |
| | |
Маршрутный лист для группы №3.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3.
Выполните задание – составьте кластер «Европейская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http://www.rosimperija.info/
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
Проблемные вопросы:
1. Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
2. Какая цель стояла перед Россией?
3. Каков результат политики Александра III в Европе?
Приложение 6
Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера
Критерий | Показатели | Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) | Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц | 0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы | 1 |
Верно понимает и выделяет смысловые единицы | 2 |
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) | Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания | 0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера | 1 |
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат | 2 |
Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение) | Связи не найдены или найдена 1-2 связи | 0 |
Найдено 3-4 связи | 1 |
Найдено 5 и более связей | 2 |
Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез) | Выводы не сформулированы | 0 |
Сформулированы выводы без аргументации | 1 |
Сформулированы аргументированные и верные выводы | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 7-8 |
4 | 5-6 |
3 | 3-4 |
2 | 0-2 |
Рубрикатор оценивания задания по заполнению схемы
Критерий | Показатели | Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) | Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц | 0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы | 1 |
Верно понимает и выделяет смысловые единицы | 2 |
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) | Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания | 0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера | 1 |
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат | 2 |
Все элементы схемы логически взаимосвязаны (анализ, синтез) | Логики в записях нет | 0 |
Логика заполнения схемы частично соблюдена | 1 |
Логика заполнения схемы соблюдена полностью | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 6 |
4 | 4-5 |
3 | 2-3 |
2 | 0-1 |
Рубрикатор оценивания заполнения сравнительной таблицы
Критерий | Показатели | Баллы |
Выявление основных линий сравнения (анализ, синтез) | Линии сравнения не отражены | 0 |
В таблице отражены не все линии сравнения. Просматриваются только отличительные или только схожие черты. | 1 |
Верно отражены основные линии сравнения. В таблице просматриваются как сходные, так и различные черты | 2 |
Заполнение таблицы (знание, применение) | Графы таблицы не заполнены или заполнены не верно | 0 |
В заполнении граф таблицы допущены фактические ошибки | 1 |
Запись содержательная. Все графы таблицы заполнены без фактических ошибок | 2 |
Лаконичность и глубина информации (коммуникация) | Записи не продуманные, не имеют отношение к теме таблицы | 0 |
Отсутствуют четкие записи, добавлено много лишней информации | 1 |
Запись чёткая, продуманная в деталях, не содержит лишней информации | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 5-6 |
4 | 3-4 |
3 | 1-2 |
2 | 0 |
6