Тема: «Русские посиделки»
Цель урока: на основе наблюдения выявить жанровые особенности
фольклорных произведений, подвести ребят к выводу о
поразительном богатстве народного художественного слова.
Раскрыть мудрость смысл пословиц и поговорок.
Оборудование: частушки, пословицы, придумать «меню» посиделок,
бублики, скатерть, чайный сервиз, самовар;
костюмы для учащихся: сарафаны и ситцевые косыночки
для девочек, рубашки (на 2 размера больше) и кепки
I Подготовительная часть
В классе стоит стол накрытый скатертью, на нём расставлены чайные приборы.
Столы (парты) расставлены в форме буквы «П», середина класса пустая.
У входа в «горницу» гостей встречают Хозяин и Хозяюшка.
На них связки бубликов, одеты в русские народные костюмы.
Хозяин: Проходите гости славные.
Хозяйка: Гости добрые, желанные.
Хозяйка: Отведайте хлеба с солью.
Хозяин: Как в народе говорят: «Не дорог виноград терский, а дорого хлеб
деревенский».
Хозяйка: Соли не жалей – так есть веселей.
Гости проходят в «горницу» и рассаживаются за столом.
II Основная часть
Выходят четверо выступающих: 2 мальчика, 2 девочки.
1й парень: На Руси, бывало, предки
Чтобы время скоротать
1я девица: Собирали посиделки
Поиграть и поболтать
2й парень: Народ посмотреть
И себя показать
2я девица: Хороводы водить
Частушки – нескладушки петь
1й парень: Никто не знает, когда возникли пословицы. Пословицы сопутствовали
народу всегда. Русские пословицы – это крылатая мудрость народа.
1я девица: Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь
не молвится». Пословицы для нас – это своеобразный учебник жизни.
Они учат нас каким должен быть человек в труде, в дружбе.
2й парень: «Счастье не ищут, а делают»., «Ученье свет, а не ученье – тьма».
Русские пословицы охватывают все стороны жизни. Выражают и
любовь к Родине, храбрость, честность.
1й парень: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
От пословицы не уйдёшь.
2й парень: Пословица – всем делам пословица. Пословица недаром молвится.
1я девица: Без пословицы не проживёшь. Пословица в век не сломится.
2я девица: Пословицы – это цвет народного ума. Красна речь пословицей.
Учитель: В некотором государстве, в фольклорном царстве, жили – были
многочисленные народы: пословицы, поговорки, загадки, былины, считалки,
дразнилки, колыбельные песни. А дело было так.
Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего из – за того, что в них
Происходят чудеса. Сказки о животных считали, что они самые интересные, т.к.
в них животные ведут себя, как люди.
Бытовые сказки называли себя самыми смешными.
Когда – то люди жили племенами в лесах и, идя на охоту, просили своих богов
об удаче. Они верили в разум животных. Люди ставили их во главе рода,
поклонялись им. Это называется тотеизм. Это широко отразилось в сказках.
Со временем люди стали мудрее. Они научились излагать мысли коротко и ясно.
Так появились пословицы и поговорки.
Значит ребята, какой мы делаем вывод? Что относится к жанру фольклора?
Дети: Они являются жанрами фольклора.
Учитель: На нашем уроке мы предоставляем трон Её Величеству – Пословице и
Её Величеству – Поговорке.
На стулья садятся две девочки. На них короны, где написано «Пословица» и
«Поговорка».
Конкурс «Пословицы и поговорки»
Учащиеся делятся на 2 команды. Им предлагаются ситуации, требующие умения
применить нужную пословицу. Ситуации записываются на карточки, команды
должны отгадать (применить) нужную пословицу.
Конкурс «Найдите пару»
У стола стоят девочка - Поговорка и девочка - Пословица. На столе разбросаны
карточки. Между происходит спор:
Девочка – Пословица: Ну что ты наделала? Все пословицы перепутала? Как я
теперь их сложу?
Девочка – Поговорка: А ребята на что? Они сейчас все их и соберут. Ведь правда,
ребята?
Командам раздаются карточки. Учащиеся находят продолжение пословиц и
поговорок.
Конкурс «Восстанови пословицу»
Учащиеся восстанавливают пословицы по опорным словам.
Пропущенные слова: 1 … ложь
2 … служба …
3 … портит
4 … час
5 … делом
6 … тьма
Конкурс «Отгадайте загадки – пословицы»
Учитель: О каком человеке говорится в пословице: «Язык без костей, что хочет,
то и хлопочет». (БОЛТУН)
В какой пословице муха превращается в слона? (Делает из мухи слона)
Учащиеся подбирают синоним к пословице: «Преувеличивать»
III Заключительная часть
Учащиеся исполняют частушки – нескладушки .
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь
Сидит заяц на берёзе,
При колошах, при часах
Я спросила:
- Сколько время?
А мне заяц отвечает:
- Неженатый, холостый.
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку - из сапог
Дом построил из опилок
На заборе чепуха
Жарила варенье
Сено косят на печи
Молотками раки.
Между небом и землёй
Поросёнок рылся.
И нечаянно хвостом
Д/З. Написать краткое сочинение на предложенную пословицу.
Например: «Друзья познаются в беде».