СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Русские посиделки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Русские посиделки"»

















































Тема: «Русские посиделки»


Цель урока: на основе наблюдения выявить жанровые особенности

фольклорных произведений, подвести ребят к выводу о

поразительном богатстве народного художественного слова.

Раскрыть мудрость смысл пословиц и поговорок.

Оборудование: частушки, пословицы, придумать «меню» посиделок,

бублики, скатерть, чайный сервиз, самовар;

костюмы для учащихся: сарафаны и ситцевые косыночки

для девочек, рубашки (на 2 размера больше) и кепки

I Подготовительная часть

В классе стоит стол накрытый скатертью, на нём расставлены чайные приборы.

Столы (парты) расставлены в форме буквы «П», середина класса пустая.

У входа в «горницу» гостей встречают Хозяин и Хозяюшка.

На них связки бубликов, одеты в русские народные костюмы.

Хозяин: Проходите гости славные.

Хозяйка: Гости добрые, желанные.

Хозяйка: Отведайте хлеба с солью.

Хозяин: Как в народе говорят: «Не дорог виноград терский, а дорого хлеб

деревенский».

Хозяйка: Соли не жалей – так есть веселей.

Гости проходят в «горницу» и рассаживаются за столом.






II Основная часть


Выходят четверо выступающих: 2 мальчика, 2 девочки.

1й парень: На Руси, бывало, предки

Чтобы время скоротать

1я девица: Собирали посиделки

Поиграть и поболтать

2й парень: Народ посмотреть

И себя показать

2я девица: Хороводы водить

Частушки – нескладушки петь

1й парень: Никто не знает, когда возникли пословицы. Пословицы сопутствовали

народу всегда. Русские пословицы – это крылатая мудрость народа.


1я девица: Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь

не молвится». Пословицы для нас – это своеобразный учебник жизни.

Они учат нас каким должен быть человек в труде, в дружбе.


2й парень: «Счастье не ищут, а делают»., «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Русские пословицы охватывают все стороны жизни. Выражают и

любовь к Родине, храбрость, честность.


1й парень: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

От пословицы не уйдёшь.


2й парень: Пословица – всем делам пословица. Пословица недаром молвится.


1я девица: Без пословицы не проживёшь. Пословица в век не сломится.


2я девица: Пословицы – это цвет народного ума. Красна речь пословицей.


Учитель: В некотором государстве, в фольклорном царстве, жили – были

многочисленные народы: пословицы, поговорки, загадки, былины, считалки,

дразнилки, колыбельные песни. А дело было так.

Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего из – за того, что в них

Происходят чудеса. Сказки о животных считали, что они самые интересные, т.к.

в них животные ведут себя, как люди.

Бытовые сказки называли себя самыми смешными.

Когда – то люди жили племенами в лесах и, идя на охоту, просили своих богов

об удаче. Они верили в разум животных. Люди ставили их во главе рода,

поклонялись им. Это называется тотеизм. Это широко отразилось в сказках.

Со временем люди стали мудрее. Они научились излагать мысли коротко и ясно.

Так появились пословицы и поговорки.

Значит ребята, какой мы делаем вывод? Что относится к жанру фольклора?


Дети: Они являются жанрами фольклора.


Учитель: На нашем уроке мы предоставляем трон Её Величеству – Пословице и

Её Величеству – Поговорке.


На стулья садятся две девочки. На них короны, где написано «Пословица» и

«Поговорка».


Конкурс «Пословицы и поговорки»

Учащиеся делятся на 2 команды. Им предлагаются ситуации, требующие умения

применить нужную пословицу. Ситуации записываются на карточки, команды

должны отгадать (применить) нужную пословицу.


Конкурс «Найдите пару»


У стола стоят девочка - Поговорка и девочка - Пословица. На столе разбросаны

карточки. Между происходит спор:

Девочка – Пословица: Ну что ты наделала? Все пословицы перепутала? Как я

теперь их сложу?

Девочка – Поговорка: А ребята на что? Они сейчас все их и соберут. Ведь правда,

ребята?

Командам раздаются карточки. Учащиеся находят продолжение пословиц и

поговорок.


Конкурс «Восстанови пословицу»


Учащиеся восстанавливают пословицы по опорным словам.

Пропущенные слова: 1 … ложь

2 … служба …

3 … портит

4 … час

5 … делом

6 … тьма

Конкурс «Отгадайте загадки – пословицы»

Учитель: О каком человеке говорится в пословице: «Язык без костей, что хочет,

то и хлопочет». (БОЛТУН)

В какой пословице муха превращается в слона? (Делает из мухи слона)

Учащиеся подбирают синоним к пословице: «Преувеличивать»


III Заключительная часть


Учащиеся исполняют частушки – нескладушки .


Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку спою:

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь


Сидит заяц на берёзе,

При колошах, при часах

Я спросила:

- Сколько время?

А мне заяц отвечает:

- Неженатый, холостый.


Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку - из сапог

Дом построил из опилок


На заборе чепуха

Жарила варенье

Сено косят на печи

Молотками раки.


Между небом и землёй

Поросёнок рылся.

И нечаянно хвостом


Д/З. Написать краткое сочинение на предложенную пословицу.

Например: «Друзья познаются в беде».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!