СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка словарного урока по теме "Словари-наши друзья и помощники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована при проведении мероприятий,посвящённых Дню словаря.

Цели :

расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение , закрепить навыки работы со справочной литературой

Просмотр содержимого документа
«Разработка словарного урока по теме "Словари-наши друзья и помощники"»

«Словарный урок –игра «Словари –наши друзья и помощники»

Цели :

  • расширить знания школьников о словарях,

  • показать их многообразие и назначение ,

  • закрепить навыки работы со справочной литературой

Ход занятия

Учитель : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

(Ответы)

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Есть “Орфографический словарь” (показ) он помогает нам правильно написать слово.

Словарь ударений” (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари “Толковые” (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете : много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” .Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”

Наше первая встреча с “Толковым словарем”.Автором первого из них является С.И.Ожегов, а автором другого-В Даль.Задание следующее: я буду читать определения, а вы называете предмет:

  1. Красящая жидкость для писания (чернила)

  2. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)

  3. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)

  4. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).

  5. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)

  6. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)

  7. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)

  8. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)

  9. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)

  10. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш

  11. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)

  12. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Учитель.: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

1-я команда

“ Жил да был бутерброд с колбасою “

“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

2-я команда

“ Испек рассыпчатый пирог”

“Нужно выселить лягушку”

“ У лукоморья дуб зеленый ”

Ответы

1-я команда

Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)

2-я команда

Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе : лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация )
И летит за океан 
Информация! (Телефон)

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

Учитель “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения ? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы ? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”

Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

1-я команда

“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

2-я команда

“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда.ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл.И поделом сорока м : не надо было ворон считать

Предварительные итоги.

Учитель:.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс 
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)

Учитель:. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы). Они называются омонимы.

  1. И колючий зверек, и прическа (Ежик)

  2. И монета и верхушка дерева (Крона)

  3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)

  4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)

  5. Огромная змея и часть саней (Полоз)

  6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)

  7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)

  8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)

  9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)

  10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

-Молодцы!Давайте подведём итоги нашего занятия:

-Какие словари русского языка вам известны?

-Кто является авторами этих словарей?

-Для чего нужны словари?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!