СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка современного урока по технологии в соответствии с ФГОС "Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка современного урока по технологии в соответствии с ФГОС "Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия"»

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием

МКОУ «Усть-Ницинская средняя общеобразовательная школа»


Учитель технологии: Гасанова Ольга Викторовна


Разработка современного урока по технологии в соответствии с ФГОС


Тема урока:

Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия.


Дата_________


Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление познавательных интересов и активности при изучении данной темы;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • планирование профессиональной карьеры.

Метапредметные:

  • использование дополнительной информации;

  • соблюдение норм и правил культуры труда;

  • оценивание своей познавательно - трудовой деятельности.

Предметные:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации;

  • владение формой деятельности при измерении фигуры;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • контроль результатов труда;

  • оценивание своей способности и готовности к труду в деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной деятельности в группах.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оснащение: рабочая тетрадь, учебник, сантиметровая лента, шнурок, учебный манекен, образцы швейных изделий, конверты с карточками «отметка», ПК, проектор, экран, презентация «Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия».


ХОД УРОКА

I. Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.


  1. Приветствие учащихся: Добрый день, девочки! Я рада встречи с вами. Поприветствуем наших гостей, присаживайтесь.

  2. Проверка готовности к занятию: кто готов к занятию- улыбнитесь! Дежурный, кто сегодня отсутствует?

Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяется внутренним миром человека. Но – и это очень важно- внешний вид, в свою очередь, оказывает влияние, воздействие на наш внутренний мир: на чувства, настроение, самоанализ и даже характер.

Справедливо заметил персидский поэт:

«Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой».

А с легкой руки французов, весь мир повторяет:

«Нет людей некрасивых- есть люди ленивые».

Сегодня мы немного приблизимся к миру прекрасного, научимся новому в изготовлении швейных изделий, для этого вспомним виды силуэтов одежды, требования предъявляемые к одежде, при помощи чего можно подчеркнуть красоту и совершенство фигуры и разберем один из главных этапов в подготовке к пошиву плечевой одежды.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

Учитель: Но для начала хочу услышать ваши ответы:

  1. При помощи чего можно приблизить свой внешний вид к идеалу?

(при помощи зрительных иллюзий. Они позволяют подчеркнуть красоту и совершенство фигуры или скрыть недостатки)

  1. Что является внешним очертанием любого предмета или костюма? (cилуэт) Какие силуэты в одежде вам известны? (Прямой, трапеция, приталенный, полуприталенный)

  2. Какие требования предъявляются к одежде? (Эстетические: одежда должна быть красивой, современной, гигиенические: одежда должна предохранять тело человека от внешних воздействий, эксплуатационные: одежда дожна быть удобной вноске, прочной, износоустойчивой, не терять форму)

  3. С какой стороны фигуры снимают мерки? (c правой)

  4. Как обозначаются и записываются мерки обхватов, полуобхватов, длин? (О.С.Д.)



III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.


Учитель: Эти знания вам пригодятся для построения выкройки плечевого изделия. Но прежде чем построить выкройку какие умения нам необходимы

Ученица: Знать, как снять мерки.

Учитель: В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке?

Ученица: Научиться снимать мерки с фигуры для построения плечевого изделия.

Учитель: Значит, тема нашего урока будет звучать…

Ученица: Снятие мерок с фигуры человека.

Учитель: И так, запишем тему нашего урока «Снятие мерок с фигуры для изготовления плечевой одежды».

Цель урока 1 (на слайде): Знакомство с новыми мерками для построения чертежа основы плечевого изделия.

Учитель: А по какому плану мы достигнем нашей цели? (слайд 1.1)


IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Слайд 2

- Посмотрите на слайд, какие швейные изделия изображены?

- Чем они отличаются?

- К каким группам можно их отнести? (Поясные и плечевые)

Изделия, которые держатся на плечах или верхней части фигуры называются плечевые.


Слайд 3,4

- Что общего в изображённых изделиях? (Во всех изделиях цельнокроеный рукав). Что значит цельнокроеное изделие? (детали лифа и рукава выкроены цельно).

на 4 слайде изделия с втачным рукавом.

Следующим этапом в освоении азбуки шитья для вас будет являться конструирование, моделирование и изготовление плечевых изделий с цельнокроенным рукавом – для 7 класса и для 8 класса с втачным рукавом, а к ним относятся уже блузки, платья, ночная сорочка, лёгкие безподкладочные жакеты. Блузки-это распространённый вид женской одежды. Они могут быть повседневными и нарядными, для праздничных и торжественных случаев. По волокнистому составу блузочные ткани бывают: хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, из синтетических и искусственных волокон, смешанных волокон.

- Изготовление плечевого изделия, как и любого другого, начинается с его конструирования. Вы уже знакомы с конструированием. Вспомните, что включает в себя это понятие? (Учащиеся высказывают свои мнения). (Слайд 5)

Конструирование - это процесс создания выкройки при помощи расчетов и чертежей. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Процесс конструирования включает в себя:

1) измерение фигуры человека и запись мерок

2) расчёт и построение базового чертежа.

Сейчас, послушаем небольшое сообщение Екатерины и Арины, которые приготовили нам о профессии «Модельер-конструктор», связанной с конструированием и моделированием, особенностью и значимостью на рынке труда.


Учитель: Сегодня мы с вами будем художниками-конструкторами, т. е. начнём выполнять конструирование плечевого изделия.

- Объясните, как вы понимаете смысл следующих пословиц и поговорок (6 слайд):

  • Мерка дело красит. (Когда мастер использует правильные расчёты, то и одежда удобно сидит на теле)

  • Без меры и лаптя не сплетёшь. (Не измеришь ногу и лаптя не сплетёшь, так и любую вещь, не измеришь пропорции тела, ничего не сошьёшь)

  • Сто раз отмерь – один отрежь. (Перед тем, как что-либо сделать, надо всё тщательно обдумать, иначе лишние поспешные движения, в данном случае отрезания как правило не приводят к хорошему результату)

- Итак, давайте дадим точное определение:

- Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.

Учитель: Так вот, научиться снимать мерки важно не только для построения чертежа основы любого швейного изделия, но и для правильного подбора готовых выкроек. От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа, и как следствие, посадка изделия на фигуре и растёт необходимого количества ткани!

В нашей стране с 1980 года введена новая маркировка швейных изделий. (Слайд 7 Показ ярлыков). На товарных ярлыках, прикрепленных к одежде для детей, указываются не менее двух чисел, например 128-32, где 128 - рост; 32 - обхват груди.

На взрослой одежде маркировка состоит из трех чисел, например, 164-84-92, где: 164-рост; 84 - обхват груди; 92 - обхват бедер. При этом Российский размер будет равен, если Обхват груди поделим на 2 =42. Третье число на ярлыке для взрослых указывает на величину обхвата талии- у мужчин, и обхват бёдер у женщин.

Вспомнить правила снятия мерок: (слайд 8)


Учитель: Вы должны знать, мерки обозначаются заглавными буквами русского алфавита

О - обхват

С - полуобхват

Ш - ширина

В - высота

Ц - центр

Д - длина

Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения: С т – полуобхват талии

V. Физкультминутка (на экране и стоя) (слайд 9)


Учитель, показывая на манекене: Измерения производят между антропометрическими точками (Ош, Ог, От, Об)- это волшебные точки, через которые чаще всего проходят основные измерения человека тела при снятии мерок для пошива одежды. К ним относится: шейная точка, точка основания шеи, плечевая точка,самая выступающая очка груди, точка высоты линии талии, задний угол подмышечной впадины.

Учитель: Какие мерки для изготовления изделия в 5 и 6 классе вы снимали, вспомните и назовите их назначение? (Учитель поднимает карточки, учащиеся отвечают: Ст- полуобхват талии, Сб- полуобхват бёдер, Ди- растояние от линии талии до желаемой длины, Шг – ширина груди).

Учитель: Как вы думаете, достаточно ли этих мерок для построения чертежа блузки? (Нет)

Учитель: Какие участки тела следует ещё измерить, чтобы данных для построения чертежа было достаточно? (Затрудняются ответить)

Например, для построения основы чертежа плечевых изделий нужны следующие мерки, которые вам предстоит снимать в парах на практическом занятии: (учитель раздаёт инструкционными карты). Как вы видите в инструкционных картах указаны название мерок, условное обозначение, правила снятия и назначение мерки). Например: Название мерки-обхват плеча, условное обозначение – Оп, Правила снятия мерки- перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, назначение мерки – определение ширины рукава. Если мы не правильно снимем мерки, то рукав у нас может оказаться шире или уже. Правильно? И мы не должны забывать про прибавки. Зачем они нужны нам при построении? (Для свободы облегания, чтобы готовое изделие было достаточно свободным и удобным при носке)

А сейчас мы с вами посетим виртуальное ателье, где нам покажут на манекене правила снятия мерок ( видео ) 00.17 до 13.37 мин.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой, первичное закрепление.

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.


Учитель: Посмотрите на рисунок, давайте потренируемся и назовем несколько новых для вас мерок, которые необходимо снять для построения чертежа плечевой одежды, остальные будем учиться правильно снимать на практическом занятии (выполняем работу в парах с карточками)

Слайд 11 (7и 8 кл.)








Ответы:

  1. Сш- полуобхват шеи

  2. Сг || - полуобхват груди второй

  3. Ст-полуобхват талии

  4. Сб –полуобхват бёдер

5,6,7 Ди –длина изделия


-Молодцы, вы не плохо справились с заданием!


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:

Сделаем вывод:

  1. Для чего нужно производить измерения фигуры человека? (Чтобы уметь правильно определять и знать свой размер, длину, ширину изделия, если сами шьём, то правильно засняв мерки, можно самим построить выкройку и сшить красивое изделие, определить нужное количество ткани для покупки и не переплачивать)

  2. Готовы ли вы начать практическую работу по снятию мерок?

  3. Чтобы подвести итоги урока мы по анкете определим, насколько эффективен наш урок. Поднимите блузку с соответствующей цифрой (слайд 13).


В какой мере удовлетворен занятием:

  • 3-удовлетворен полностью

  • 2-в основном

  • 1-частично

  • 0-не удовлетворен

В какой мере проявил себя:

  • 3-в полной мере

  • 2-в значительной мере

  • 1-мало проявил

  • 0-не проявил

В какой мере усвоил материал

  • 3-в полной мере

  • 2- в значительной мере

  • 1-частично

  • 0- не усвоил

Оцени полезность занятия

  • 3-полезно

  • 2- многое полезно

  • 1- частично(мало) способствовало

  • 0-бесполезно


˅III. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Была ли вами достигнута цель урока? (Отмечают, что цель и задачи урока выполнена будет когда сделают практическую работу) Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?



IX. Домашнее задание: (Слайд 14) Чтобы зафиксировать полученные результаты.

Следующий урок начнём с практической работы. Он будет проходить в парах. Девочкам предстоит снимать мерки друг с друга, и записывают результаты в карту заказчика, используя инструкционную карту.


    1. Класс § 15 стр. 91-94, ответить на контрольные вопросы, знать условное обозначение и название мерок, принести миллиметровую бумагу для построения выкройки.


  1. Класс § 8-9 стр.55-62, ответить на вопрос, приготовиться к практической работе, знать условное обозначение и название мерок.


Закончить урок мне бы хотелось такими красивыми словами (слайд 15):

«Будьте умными, если можете,

будьте добрыми, если хотите,

но красивыми будьте всегда!» Спасибо всем за урок!

Учитель: Урок закончен. Всем спасибо! 8 класс до свидания, с 7 классом встретимся на следующем практическом уроке.




ХОД УРОКА (2) Применение знаний и способов действий учащимися.

Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов»

Учитель: Вы попадаете в цех ателье. Даю вам задание. Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти умения. Можно пользоваться литературой.

Каждый из вас должен зафиксировать полученные результаты.

Практическая работа проходит попарно, девочки снимают мерки друг друга и записывают результаты в карту заказчика, используя инструкционную карту. Сначала одна является закройщиком (производит измерения), а другая - заказчиком (в жизни сообщает о своих желаниях будущей модели). Затем меняются ролями. Не забываем про прибавки на свободу облигания.

В ателье обычно в этом процессе участвует ещё и приёмщица (следит за выполнением требований снятия мерок и записывает их величину)

По окончанию работы учащимся нужно заполнить лист самооценки (Оцени свою работу по изученной теме)

Раздаточный материал к уроку

Практическая работа 7 класс

Задание: выполнить практическую работу по снятию мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Полученные данные записать в таблицу



Инструкционная карта:

Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным

рукавом

Название мерки

Условные

обозна-

чения

мерки

Правила снятия мерки

Назначение мерки

Моя мерка

Полуобхват шеи

Сш

По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной

Определения

размера

горловины


Полуобхват груди

Сг2

Сзади горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины; спереди через выступающие точки грудных желез

Определение ширины изделия, размера фигуры


Обхват плеча

Оп

Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины

Определения ширины рукава


Длина спины до талии

Дтс

От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии

Определение линии талии


Длина изделия

Ди

От самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длины изделия

Определения длины изделия



Прибавка к полуобхвату груди – Пг= 6-8 см. Прибавка к обхвату плеча –Поп= 5-7 см




Практическая работа 8 класс

Задание: выполнить практическую работу по снятию мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Полученные данные записать в таблицу

Инструкционная карта:

Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с втачным

рукавом


Название мерки

Условное обозначение мерки

Правила снятия мерки

Назначение мерки

Моя мерка

Полуобхват шеи (1/2)


Полуобхват груди (1/2) первый


Полуобхват груди (1/2) второй


Полуобхват талии (1/2)


Полубхват бёдер с учётов выступа живота (1/2)


Центр груди (1/2)




Ширина груди



Высота груди



Длина талии спереди



Ширина спины (1/2)



Длина спины до талии с учётом выступа лопаток

Высота плеча косая



Высота проймы сзади



Ширина плечевого ската





Длина руки до линии обхвата запястья

Обхват плеча



Обхват запятья



Обхват кисти



Длина юбки

Сш


СгI



СгII



Ст



Сб



Цг



Шг



Вг



Дтп



Шс



Дтс



Впк



Впрз

Шп





Др



Оп



Оз



Окис



Дю

 

Определение размера горловины

Определение раствора нагрудной выточки

Определение ширины изделия

Расчёт раствора вытачки для приталенного платья

Определение ширины платья по линии бёдер

Определение положения нагрудной вытачки

Определение положения передней границы проймы

Определение положения конца нагрудной вытачки

Определение положения верхней точки горловины переда

Определение положения задней границы проймы

Определение положения линии талии и линии бёдер

Определение положения плечевой точки спинки

Определение положения линии груди

Определение длины плечевого среза



Определение длины рукава

Определение ширины плеча

Определение длины манжеты





Определение длины от талии до низа издели




Прибавки указаны на стр.61-62 учебника,

правила снятия мерок таблица 7 стр. 58-61





8 класс



7 класс

























Лист самоконтроля

Предмет «Технология»

Оцени свою работу по изученной теме

«Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия»

На каждом этапе, выбрав в нужной строке знак «+».


Учитель Гасанова О.В.


Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Повторение пройденного материала

 

 

 

2 шаг

Выполнение практических работ самостоятельно по инструкционной карте

 

 

 

3 шаг

Подготовка к каждому уроку

 

 

 

4 шаг

Применение нового материала в системе знаний

 

 

 

5 шаг

Умею работать в паре




6 шаг

Могу оценить свою работу на уроке




7 шаг

Могу оценить работу своих товарищей




8 шаг

Готовность трудиться дальше

«Ведь труд человека кормит, а лень портит»





Пожелание учителю _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя оценка за урок___________ Оценка учителя___________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!