СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка сценария открытого урока по изобразительному искусству по теме "Древние воины - защитники"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе на тему "Древние воины - защитники" соответствует требованиям стандарта ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка сценария открытого урока по изобразительному искусству по теме "Древние воины - защитники"»

Предмет Изобразительное искусство

Класс 4

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Задачи урока: 1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города

Основные термины и понятия: Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Форма проведения: Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты: Предметные:

  • развивать навыки композиционного мышления;

  • закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;

  • развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства

Личностные:

  • создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;

  • создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;

  • развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;

  • развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;

  • развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

  • развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;

  • развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

Материалы и инструменты: Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»

Приемы и методы: Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод

Ожидаемый результат: Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»

  1. Используемые современные технологии: Информационные и – коммуникативные технологии

  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)

  6. Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)

УМК Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год

Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах

Межпредметные связи История Пензенского края, литература, музыка, киноискусство, изобразительное искусство

ОборудованиеМультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска

  1. Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»

  2. Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе», «Самооценка индивидуальной работы»

  3. Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец

  4. Тексты для групповой работы и рефлексии

  5. «Сигнальные» карточки

  6. «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым

Интернет ресурсы http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец

http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал

http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям

http://inpenza.ru/history/1663-fortress-penza.ph

http://victor-matorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника

http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество

http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы

http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания





Сценарий урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.






2.





















3.

Организация начала урока.

– Здравствуйте, садитесь!

  1. Взаимное приветствие.

  2. Установление дисциплины.

  3. Проверка готовности к уроку.

  4. Оформление документации.

  5. Организация внимания.



Повторение ранее изученного.

- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со строк стихотворения, которые нам помогут вспомнить тему четверти и материал предыдущих уроков.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поёт звучнее.


- Скажите, о чём это стихотворение?




- Давайте же вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках?



- Молодцы, а теперь ответьте мне на вопросы:

- Как называется дом крестьянина-работника и где же жили крестьяне?

- Чем отличается деревня от города?

- Чем примечателен город-крепость и почему их строили на Руси?

- Какие вы вспомните города-крепости нашего района?

- Из какого материала строили постройки на Руси?

- Опишите мне, пожалуйста, древнерусский собор.

- А как называют вид искусства, в котором создавали соборы, церкви, избы?

- А какой художник занимается художественным проектированием зданий, сооружений?

- Спасибо вам за хорошие ответы.

Сообщение темы и целей.

Прочитайте поговорку «Славна богатырями земля русская».

– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово.

Тема: Древнерусские воины-защитники.

– Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

Работа по теме:

– Кто же такие богатыри?

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

-Каких богатырей вы знаете?

– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Защита Родины есть защита и своего достоинства. ( Н. Рерих ).

– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»).

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает.

Святогор – огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

А кому из ребят хочется узнать, что же дальше случилось со Святогором, пусть прочитают о нем в былинах.

Дайте словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов?

-А теперь, познакомимся с доспехами древнерусских воинов.



-Какая у них внешность?





Сравните богатырей на картинах.









-Где жили воины?

– А теперь познакомимся с доспехами

древнерусских воинов.

Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.

– Рассказ о «Княжеском муже»;

Кольчуга;

Шлем;

Щит;

Оружие;

Вопросы о доспехах дружинника.

Фото детей в исторических костюмах воинов.

Рассказ о памятнике Минину и Пожарскому.

Спасибо за внимание! Принимайтесь за работу













Ответы детей

О родном крае, о родной природе, о том месте, где ты родился и живёшь


О русской избе, о русской деревне, о русском городе-крепости, о русском городе, о русском соборе и церкви




Отвечают








Слушают.

-Богатыри.






Ответы детей.



Слушают учителя и отвечают на вопросы.










Ответы детей.





Слушают рассказ учителя






Рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».








– отважный, непоколебимый, сильный духом .

-крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

Рассматривают репродукции: М.В. Васнецова. Богатырь (1870) и П. Д. Корин. Александр Невский. (1942).

Ответы уч-ся.






Дети слушают и смотрят презентацию


3.

Практическая часть

Предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ богатыря, передавая его характер.

Самостоятельная работа по плану под руководством учителя по своему воображению.

Выполняют рисунки.

4

Анализ и оценка итогов работы

Выставка работ на доске. Выставление оценок.

– Кому удалось передать характерный образ?

Мнения детей.

5.

Итог урока

-Чему научились? Что нового узнали

Отвечают