СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Тема: «КОРОЛЕВСТВО ОРФОГРАММ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного сценария внеклассного мероприятия направлена на углубление знаний учащихся об орфограмме; способствованию развития образного мышления, внимания, памяти обучающихся; воспитанию интереса к русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Тема: «КОРОЛЕВСТВО ОРФОГРАММ»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Донецкая специальная школа-интернат № 28»









РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)


Тема: «КОРОЛЕВСТВО ОРФОГРАММ»





Подготовил:

учитель-дефектолог Фетисова Н.М.







г. Донецк – 2022 г.

Цели:

  • углубить знания учащихся об орфограмме;

  • способствовать развитию образного мышления, внимания, памяти обучающихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку.


Задачи:

  • Образовательные:


    • закрепить понятия «орфограмма», «морфема»;

    • закрепить навыки обнаружения орфограмм в словах;

    • учить применять орфографические правила при выполнении упражнений и заданий по русскому языку.


  • Воспитательные:


  • прививать интерес к учебному предмету;

  • воспитывать положительное отношение к изучению орфографического режима в русском языке.


  • Коррекционные:


  • корригировать орфоэпические, орфографические и пунктуационные умения по русскому языку;

  • корригировать и развивать высшие психические функции;

  • формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

Оборудование:

  • ноутбук;

  • магнитная доска;

  • книги, словарь;

  • карточки с заданиями;


Вид компетенции:

  • социальная;

  • коммуникативная;

  • познавательная.


Межпредметная связь: развитие речи, русский язык, чтение



Действующие лица: Орфограмма, Морфема, Правило, Отличница, Хорошист, Двоечник.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Слова персонажа «Правило»: В некотором Государстве, точнее сказать в Республике «Д» в одной из самых лучших школ, а точнее - интернатов произошла одна забавная история, на одном из уроков, точнее сказать – на уроке русского языка, в одном из классов, а точнее в 7А!

Так уж и быть, поведаю и вам я этот чудесный, занимательный, а главное – поучительный рассказ, значит слушайте…


Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь! Начнём наш урок русского языка.

Дежурный, зачитайте ваш доклад.


Двоечник: А не хочу я слушать ваши доклады! И вообще! Учить ваши там правила и всё такое! И писать сегодня не буду!


Учитель: Это что за поведение? Ты срываешь нам урок. И мешаешь своим одноклассникам получить сегодня новые знания.


Учитель взял в руки огромную красную книгу, она была похожа на всем известный орфографический словарь, только слегка запылишийся.


И через секунду учитель распахнул эту загадочную книгу.


Кроме пыли оттуда вылетели тысячи мелких, блестящих песчинок и звёздочек.


Появился персонаж «Правило»


Персонаж «Правило»: Ну, здравствуйте, Фёдор Игнатьевич! Давно с вами мы не виделись…

Учитель: Мне помнится, с февраля 1998 года..


Персонаж «Правило»: Верно, с того самого февраля, когда несносный мальчишка из 8В попытался испортить плакат с орфограммами, который вы прицепили у доски, в сентябре 1981 года.


Учитель: Помню, помню… Тот самый мальчишка уже взрослый, между прочим, после встречи с вами и остальными… стал преподавателем.


Персонаж «Правило»: Похвально! Чудесно, я бы добавило! Ну, кто сегодня меня пригласил на урок?

Двоечник: А никто тебя и не приглашал! Сам из книжки к нам прискакал! (звучит смех)


Персонаж «Правило»: Ну, тогда тем более, раз я непрошенный гость, тогда всё намного серьёзнее. Отправим тебя на исправление в увлекательное приключение, но так уж и быть, дадим помощников в помощь.


Происходит волшебство, Двоечник, Хорошист и Отличница попадают в Королевство Орфограмм.


Перед детьми огромный дворец, они находятся в тронном зале.


И внезапно слышен шум, звук каблуков и громкие споры.


Двоечник, Хорошист и Отличница прячутся за огромный трон.


Входит «Орфограмма» и «Морфема»


Персонаж «Орфограмма»: Я тебе снова повторяю! Только я – Королева в этом королевстве!


Персонаж «Морфема»: Да кто тебе поверит, сестра! Докажи, может правилами меня закидаешь? Трон – это только моё законное место и точка!


Персонаж «Правило»: Кто меня упоминал?


Из-за трона выбегают дети: Двоечник, Хорошист и Отличница.


Двоечник: Ага! Вот значит кто нас сюда засунул! Это снова ты – коварный старик!


Персонаж «Правило»: Вы рассмешили меня, молодой человек. Это вы себя сюда засунули, именно в этот учебник – под названием «Королевство Орфограмм». Вели бы вы себя подобающим образом, не оказались бы тут, ещё и одноклассников своих прихватили.


Персонаж «Орфограмма»: А, это снова нарушители правопорядка на уроках русского языка к нам пожаловали? Ну что, сестрица, дадим шанс на исправление детишкам?

Персонаж «Морфема»: А как же не дать. Для начала, пусть они в разминку с нами поиграют.


Задание № 1 от Орфограммы: Что такое орфограмма?


Двоечник: Откуда я знаю эти ваши орфограммы?


Хорошист: Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».


Отличница: Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.


Персонаж «Орфограмма» Какие умненькие эти детки, верно-верно, я то, без чего вы грамотно не напишите не единого словечка!


Персонаж «Морфема»: Тогда и я хочу у слышать ответы о себе, сестрица!


Задание № 2 от Морфемы: Что такое морфема?


Двоечник: Снова вы меня путаете! То орфограммы, теперь морфемы какие-то! Ничего не знаю!!


Отличница: Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:

в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:

при- — это приставка, обозначающая приближение;

-лет- — это корень, имеющий лексическое значение, связанное с передвижением в воздухе с помощью крыльев (у птиц) или специальных механизмов (у самолета, вертолета, ракеты) или свободного парения (листьев деревьев, тополиного пуха, парашютистов и пр.)

-е- — древний словообразовательный суффикс глагола, который обозначает «что-то делать, производить действие»;

-л- — суффикс прошедшей формы глагола, который указывает на то, что действие уже состоялось;

-и- — это окончание, которые имеет грамматическое значение множественного числа.


Хорошист: Морфема – это наименьшая единица языка, имеющая лексическое и грамматическое значение.


Персонаж «Морфема»: Да как же повезло этому мальчишке иметь таких друзей! Верно говорите обо мне.


Задание № 3 от персонажа «Правило»: Сколько орфограмм в русском языке?


Персонаж «Правило»: А вы знаете, ребятишки, сколько всего орфограмм в русском языке?


Дети опустили головы


Персонаж «Правило»: Всего в русском языке 71 орфограмма. Всех их можно подразделить на следующие подгруппы:

  • безударные проверяемые гласные

  • не проверяемые гласные в корне слова

  • непроизносимые согласные в корне слова (правописание гласных, чередующиеся гласные)

  • написание буквы "и" и "ы" после "ц"

  • написание приставок "при" и "пре"

Отличница: Мы готовы исправиться, давайте нам ещё задания, мы очень хотим вернуться домой из вашего замечательного королевства, нас родители ждут.

Задание № 4 от персонажа «Орфограмма»: Безударные проверяемые гласные в корне слова


Персонаж «Орфограмма»: Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.


Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы данная буква была под ударением, звучала чётко.


Но бывают и трудные случаи.


  • Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

  • Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

  • Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

  • Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

  • Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

  • Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .


Объясните правописание орфограммы: слово «лесной».


Двоечник: Ребята, помогите! Без вас не справлюсь!


Хорошист: Подбираем проверочное однокоренное слово, в котором на данную гласную падает ударение: лЕс. Правильное написание: лесной.


Персонаж «Орфограмма»: Снова повезло! Снова выручили! Ну, сестрица, может ты задашь вопрос?


Задание № 5 от персонажа «Морфема »: Однокоренные слова

Персонаж «Морфема»: Значит вот вам упражнение! Выберите однокоренные слова к выделенным словам.

  1. Глаз — глазом, глаза, глазной, о глазе, сглазить, глазастый, глазам, глазу, глазами.

  2. Далёкий — далёкого, далёким, далеко, далёкому, отдалить, даль, далёкими, удаление, далёких.

Отличница: Позвольте, я помогу. Глаз — глазной, сглазить, глазастый

Далёкий — далеко, отдалить, даль, удаление

Персонаж «Морфема»: Верно! Ну что, наш квест окончен? Отпустим ребят домой?

Персонаж «Правило»: Я хочу задать самый важный вопрос, мальчугану, который всё время твердит, что ничего не знает и не хочет знать. Ты хочешь остаться неучем?

Двоечник: Нет, что вы, я всё осознал… Благодаря моим товарищам я стал больше знать сегодня. Я больше никогда не буду так себя вести на уроках, а особенно на уроках русского языка. Прошу, простите меня, я люблю русский язык, а вёл я себя так от того, что был лентяем.

Персонаж «Правило»: Какой главный урок ты сегодня вынес?

Двоечник: Что русский язык – это самый великий и могучий язык в мире! А незнание орфограмм и морфем не делает мне ничего хорошего. От этого я только страдаю. Я теперь больше хочу знать! Я буду учиться и обязательно учить все орфограммы!


Персонаж «Правило»: Ну что попробуем всё исправить!


Перед троном появилась огромная красная книга, которая сама распахнулась, а затем снова захлопнулась.


Двоечник: Я больше не буду так себя вести на уроках, простите меня, Фёдор Игнатьевич! Я все орфограммы и морфемы выучил! Мне ребята помогли.


Учитель: Молодой человек, просыпайтесь, урок русского языка окончен. Я очень буду вам благодарен, если вы следующий урок не проспите. А орфограммы и морфемы мы действительно сегодня повторяли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!