Сценарий на тему
«Татьянин день» или «Посвящение в студенты» для обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях
1 ведущий: | Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы проводим «Посвящение в студенты» студентов групп нового набора нашего образовательного учреждения, учитывая, что 25 января все студенчество Росси отмечает свой праздник. На протяжении многих лет день 25 января в России считается Днем студента, который всего стал официально признанным в Российской Федерации и назван Днем студента. В нашем зале сегодня присутствуют студенты групп нового набора, классные руководители, преподаватели и администрация. Слово предоставляется директору Слово директора А какова история праздника Татьянин день? Давайте вспомним события, которые смогли повлиять на появление Татьяниного дня, Дня студента? И так – Татьянин день, а почему именно Татьянин? И кто она такая, Татьяна? |
2 ведущий: | Однажды в третьем веке в Риме Казнить решили Татиану, И бросить к львам ее решили Неверующим на забаву. Но сила веры, чистый лик, Любовь, что страхов всех сильней, К животным вдруг добром проник И руки львы лизали ей. Но казнь другая прервала Ее прекрасный, светлый путь, И в лик святых она взошла, Исполнив христианства суть. |
1 ведущий: | За христианский подвиг преданности вере народ стал чтить Татьяну и православная церковь ее канонизировала (возвела в лик Святых). По святцам именно 12 января (25 января – по новому календарю) в православном календаре значится день именин Татьяны. Именно в этот день в России был открыт новый храм по приказу великой императрицы Елизаветы, которая была ярой проповедницей христианства на Руси. |
2 ведущий | А почему именно Татьянин день стал днем открытия первого в России Университета? |
1 ведущий | А дело в том, что именно 25 января (по новому стилю) императрица Елизавета Петровна подписала Указ о его открытии. |
2 ведущий | А кто же стоял у истоков создания знаменитого Российского Университета? И как все это получилось? |
1 ведущий | А чтобы узнать, как это получилось, надо опять заглянуть в историю. Нам надо узнать, кто же способствовал этому историческому шагу. |
2 ведущий | Жил-был Михайло Ломоносов, В век восемнадцатый вошел, Его мир полон был вопросов, Ответов много он нашел. Он химик, физик, литератор, Науками стал знаменит, А жизнь сама – экзаменатор Его открытья нам дарит. Слово предоставляется _____________(выступление о М.В.Ломоносове). |
2 ведущий | И в веке нам, уже далеком Жила Петра царева дочь, В великолепии своем строгом Наукам жаждала помочь. Елизавета, свет Петровна – Императрица всей Руси Была в своих делах проворна, Желая славу обрести. |
1 ведущий | Михаил Васильевич Ломоносов искренно уважал и почитал императрицу и в своих литературных трудах описывал ее Величество, как великую просветительницу и видного политика. Она была истиной дочерью Великого Петра и продолжательница его деяний. Сейчас прозвучит отрывок из оды М.В.Ломоносова, посвященной императрице. Выходит чтец и читает стихотворение |
2 ведущий | Слова Ломоносова «Науки юношей питают» как нельзя лучше говорят о значении знаний и просвещения для молодежи, ведь автор сравнивает науки с пищей, без которой немыслима жизнь человека. В 18 веке в России не имелось достаточно условий для развития наук. И потому особо отличившихся молодых людей направляли на учебу в Германию, Англию, Голландию, Австрию. |
1 ведущий | В те времена Иван Шувалов, Был покровитель всех наук, Елизавете он недаром Передавал прошенья слуг. Пришел он с просьбою однажды - Открыть в Москве университет, День этот для России важный Ждал Ломоносов много лет. Елизавета подписала Тот ожидаемый Указ, И праздников два сразу стало, В тот день обоим пробил час. |
2 ведущий | Иван Иванович Шувалов – русский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, занимал видный пост – служил генерал-адъютантом, покровительствовал просвещению, являлся первым куратором открытого при его участии Московского университета. Иван Иванович также был президентом Академии художеств |
1 ведущий | Но если вспомнить, что же значит Татьянин день и почему, Вся юность в этот день чудачит, Давай заглянем в старину. Январский день по Святцам назван, В честь именинницы Татьяны, Старинный этот русский праздник Сегодня празднуем недаром! |
2 ведущий | В праздничный День именинницы Татьяны на Руси еще давно происходили дивные и невиданные явления. День путался с ночью, и часто трудно было понят людям, на дворе вечер или ранее утро. День этот «колдовским» звали. Девушки ходили ко своим подругам, вплетали им в косы яркие ленты, а потом шли на край деревни и начинали там головами трясти, чтобы ленты из волос выскочили. Бегали, кричали, шумели, с молодцами через костры прыгали до поздней ночи. А молодцы весь день ходили как бы покачиваясь, с пяточки на носок, с носочка на пяточку. А это, чтобы их земля крепче держала и силы им прибавляла. И в настоящее время этот день ознаменован весельем. В Москве и в Питере студентам позволялось много гулять, а тем, кто напивался, писали на спине адрес, чтобы извозчики могли их домой доставить. |
1 ведущий | Наше студенчество тоже умеет не только учиться, но и отдыхать. Сегодня мы видим в зале тех, кто пришел учиться в наше образовательное учреждение совсем недавно, но они уже выдержали свое первое самое важное посвящение в студенты – это первая сессия, которая многому научила наших парней и девчат. Также посвящением в студенты стало и участие ребят в общественной жизни техникума, ведь за первый семестр у нас прошел ряд разных конкурсов, интересных воспитательных мероприятий (информация о работе) |
На сцену выходят ангел и чертик |
Ангел | Как мне хотелось попасть на ваш праздник, я уже целую неделю жду. Смотрю с небес я на студентов вашего техникума давно, гляжу и не налюбуюсь, до чего же молодцы. Общественную работу любите. На уроках вы все шелковые, дисциплинированные, активные, учителей любите, уважаете, на все готовы ради любимого техникума, даже на дежурства. |
Чертик | Вот-вот. Дежурства любят, особенно в столовой убираться, да они стараются это время проводить где-нибудь подальше. Учиться, говоришь, любят!? С уроков не сбегают!? На уроках - шелковые? Да не знаешь ты, ангелочек, что здесь порой эти вот студенты вытворяют. Спроси- ка учителей, как они лекции записывают, уроки учат!? Спроси, спроси, а я послушаю. А на улице, в сквере и около техникума не эти ли студенты курят, сорят, разговаривают по-нашему1? |
Ангеокл | Да не может быть. Студенты – это люди серьезные, воспитанные, стремящиеся к свету знаний. |
Чертик | Вот-вот, к свету знаний. Но не к тебе же в рай. Им пока туда рано, да и, навряд ли, им светит твое царство. С такими- то безобразиями и в рай. Грешники они все, ко мне пойдут. |
Ангелок | Ты, чертенок, говори, да не заговаривайся. Молодежь не безобразит, а веселиться, ведь они же еще не наигрались, не набегались, не напрыгались, им хочется отдохнуть. А учителя их обязательно из каждого студента настоящего человека сделают. Вот увидишь. В этом техникуме по - другому нельзя, многие годы он добро и знание людям несет, сюда приходят, чтобы специалистами стать, а не хулиганами и бездельниками какими-то. |
Чертик | Мне кажется, что спор наш в тупик зайдет. Каждый из нас ведь в своей правде уверен. А давай-ка студентов спросим, что им надо в жизни. |
Ангелок | Ребята! Я хочу доказать, что ваша жизнь студенческая – рай сплошной. Все у вас мирно, тихо, спокойно, в любви, дружбе, гармонии. А для этого прошу всех, кто захочет, давайте ко мне быстренько слетаем, и потом всем расскажете, так это или нет. |
Чертенок | Ну а кто со мной, кто смелый!? Кто в техникуме от учителей постоянно замечания слышит, не выполняет домашних заданий, айда со мной. А потом всем расскажите, что у вас тут все на наш ад сплошной похоже. Из зала выходит несколько человек, готовых в путешествие. Все уходят за кулисы. |
1 ведущий | Вот дела. А интересно, что же все-таки будет. И что же все-таки такое жизнь студенческая. А пока наши ребята путешествуют, тот, кто остался, наверняка, нам свое мнение могут высказать. |
2 ведущий | Точно, ведь в январе ребята получили очередное задание – был объявлен конкурс коллажей на тему «Студенчества веселая пора». В рамках посвящения в студенты эти коллажи являются частью задания, которые надо суметь защитить и тем самым рассказать свое видение новой студенческой жизни, в которую мы уже успели окунуться. Конкурс оценивает жюри. |
| Идет защита коллажей. Объявление победителей и награждение. Затем идет награждение студентов на основании приказа директора за отличные успехи в учебе и общественной работе. Гостям предоставляется слово. |
1 ведуший | Ну что же, пора встречать наших путешественников. Под музыку возвращаются ангелок и чертенок. Они выбегают на сцену, а за ними – студенты. |
1 студент | Наконец-то мы дома. Если бы вы знали, как нам не хватало нашего дорогого техникума и наших любимых учителей. Там, в раю так спокойно и тихо, так смирено и блажено, что нам показалось, что это скука смертная. Какой бы рай нам не грезился, а сегодня наша студенческая жизнь куда лучше. Ведь здесь для счастья есть все, только посмотрите. Друзья, подруги, директор, его помощники - преподаватели, да разве мы можем поменять это все на рай. Рано пока. Надо еще много сделать. Главное – образование получить. |
2 студент | А я только что из ада. Там все крутятся, бегают, свистят, в общем, с ума сходят. Но так как мы это умеем, никто там не может. Все там неинтересно. Хоть и шум, и гам, и тарарам, но им в этом деле еще учиться надо. Наша студенческая жизнь круче их кругов ада, шабашей и вертепов, уж нам поверьте. Одна сессия чего стоит, правда, ребята!? |
Ангелок | А у нас в раю ваши товарищи посвящение в студенты прошли. А вам для этого надо послание принять. Пусть студенты, которые со мной в рай путешествовали, вам это послание в зал понесут, а вы их не пугайтесь, а повинуйтесь. Когда мы назад собрались, нас там попросили, чтобы мы всем вам пожелали успехов в учебе и общественной работе, чтоб каждый был здоров, счастлив и успешен. Мы пообещали вам это передать. В зал выходят и мажут студентов мелом. |
Чертенок | Да, ни за что ни одного студента к себе больше не заберу. Что вам у нас делать? Вам там скука, да и только. От вас в аду у всех головы заболели, а хвосты за что чертятам накрутили, а рога за что обломали, ну вы и черти!!! |
2 студент | Но мы и из ада кое - что захватили, а чтобы не нам одним отдуваться пусть все остальные примут послание. Выбегают в зал и мажут лица студентов сажей |
1 ведущий | Посвящение в студенты производилось силами добра и зла, но будем надеяться, что все же каждый из присутствующих давно определил для себя то главное, ради чего он живет. Да здравствует главное посвящение – посвящение образованию, ведь наши учителя давно себя посвятили этому великому доброму делу, а наши студенты сегодня наконец-то узнали много нового о себе и поняли, что теперь они настоящие студенты. Вот еще раз доказано, что студенческая жизнь отличается от всего остального. Она интересна, весела, но не только. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - сказано в одной песенке. Но учиться все – таки для нас – главное. |
2 ведущий | На этом наша встреча закончена. Все, кто помог организовать наш праздник, потрудились на славу, поэтому разрешите выразить слова благодарности студентам, преподавателям, классным руководителям. Давайте еще раз поздравим друг друга с Днем студента, пожелаем всем здоровья, успехов, трудолюбия, терпения и везения. На этом наш праздник закончен. Спасибо всем. До новых встреч! |
Разработала: Горенкова Лариса Николаевна, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»
Стихотворение
Ломоносова для чтения на классном часе «Татьянин день»
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток,
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток…
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселена:
Се хошет лира восхищена.
Гласить велики имена…
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирало руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды.»
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды…
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной жизни берегут.
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде.
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине
В покое сладки и в труде.
Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый-естествоиспытатель мирового значения. Поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечества, просвещения, развития русской науки и экономики.
Родился 8 (19) ноября в деревне Денисовка (ныне Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 года – в славяно-греко-латинской академии в г.Москве, с 1735 г. – в академическом Университете в Петербурге, с 1736 г. – в Германии).
С 1742 года – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской Академии наук. В 1748 г. основал при Академии наук первую в России химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан Московский Университет. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Его идеи далеко опередили науку того времени. Ломоносов развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В противоположность господствующей теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформировал принцип сохранения материй и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферу, электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, и минералов. Опубликовал руководство по металлургии, подчеркивая важность исследования северного морского пути, освоения Сибири.
Будучи сторонником деизма материалистически рассматривал явления природы, автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения.
Создатель русской оды, философского и гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедии, сатиры, фундаментального филологического труда и известной научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаические картины. Член Академии художеств (1763 г.).
Похоронен в Петербурге в Некрополе 18 века.
(материал возможно дополнить сведениями из различных источников).
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе коллажей, посвящённых Дню студента
на тему: «Студенчества веселая пора»
Цель конкурса:
Развитие творческой активности студентов, привлечение их к общественной жизни техникума, выявление талантов и способностей, активизация духа соревнования, сотрудничества и коллективизма.
Конкурс проводится в соответствии с комплексом культурно-массовых мероприятий, направленных на выполнение Концепции развития воспитательной работы
Порядок проведения:
Члены редколлегии групп дневного отделения 1-2 курса готовят коллаж.
Коллаж – технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное этим приемом.
(Словарь иностранных языков)
Наш коллаж – художественное произведение, составленное из фотографий, вырезок из газет журналов, которые наклеиваются на ватманский лист и создают единый образ на заданную тему.
2. В коллаже должны быть изображены основные моменты жизни студента (особенности характера, общения, пристрастия, интересы, отношения друг с другом, с преподавателями и т.д.)
3. Защита коллажей проводится студентами на классном часе, посвященному Дню студента 25 января.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
конкурса коллажей на тему «Студенчества веселая пора»
члена жюри ____________________________
фамилия,и.о.
Группа | Кол-во баллов за качество выполнения (до 10 баллов) | Кол-во баллов за защиту (до 10 баллов) | Общее количество баллов | Занятое место в конкурсе |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Подпись:
Театр экспромт» на тему «Первый раз – в первый класс»
Роли:
Она (Молодая учительница)
Звонок
Дежурный студент - четверокурсник
Дверь
Урок
Шумок
Конспект
Текст читает ведущий:
Учебный год начался, как всегда, неожиданно. В школу потянулись бывалые студенты и испуганные, но торжественные первокурсники, опытные учителя и совсем новоиспеченные учительницы.
И вот ОНА идет на свою первую лекцию, на подкошенных от волнениях ногах судорожно поправляя постоянно падающую на лоб челку, поднимает то и дело падающие наглядные пособия.
И вдруг пронзительно заверещал ЗВОНОК.
Как ей казалось, он звонил вечность. ОНА отчаянно выпрямилась и переступила порок учебного заведения.
Но тут дорогу преградил ДЕЖУРНЫЙ СТУДЕННТ-ЧЕТВЕРОКУРСНИК, и заигрывающим голосом начал спрашивать: «Девушка, а девушка? Вы куда идете? А в какой группе вы учитесь?»
«Я в первый раз…, я на первый курс… На лекцию» - испуганно произнесла она и пролетела мимо вытаращившего глаза студента.
Подбежав к ДВЕРИ, ОНА перекрестилась, поплевала налево, направо, постучала три раза по дереву. И решительно открыла ДВЕРЬ.
ДВЕРЬ долго не хотела отпираться, скрипела под ее безжизненными пальцами, но все-иаки открылась, поскрипывая и хрипя.
ОНА вошла в класс. Там стояла гробовая тишина. И тут, как назло, с грохотом свалился на пол КОНСПЕКТ, который она писала вся ночь.
Тут по классу пронесся ШУМОК: «Учительница новая пришла!» Она наклонилась, дрожащими руками подняла валяющийся на полу КОНСПЕКТ.
И УРОК пошел своим ходом. Он шел неторопливо, соблюдая все моменты и этапы.
Вот опять звонко заверещал ЗВОНОК. ОНА облегченно вздохнула, взяла в руки КОНСПЕКТ, вытерла пот со лба и направилась к ДВЕРИ. На этот раз ДВЕРЬ легко и свободно открылась, провожая ее своим скрипом.
Да, трудный был этот первый урок!