1.Образовательная: Дать учащимся знания о восстании на Сенатской площади, рассмотреть причины поражения восстания и его значение. Обратить внимание на дальнейшую судьбу декабристов и их деятельность на ссылке в Сибири.
2.Развивающая: Способствовать развитию устной и письменной речи: отвечать на вопросы учителя, связно излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме, умение учащихся формулировать свою точку зрения, высказывать свое мнение. Формирование навыков работы с документом, формирование аналитических умений, а также умение систематизировать материал, рассуждать и делать выводы.
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся интереса к истории своей страны.
1. Знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны.
2. Умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.
3. Развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся
4. Формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов
1. Формирование представления о значимости патриотизма для современного человека на примере декабристов
2. Осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами.
1. Развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу)
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Сформировать настрой детей на урок. Объяснить, задачу урока. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. | 1. Готовность к началу урока, концентрация внимания 2. Принятие целей урока, готовность активному обсуждению проблемы | | Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: «Я в истории» |
2. Актуализация знаний |
2. Актуализация знаний по изучаемой теме, проблеме урока. | Организация обсуждения заданий и проблемного обсуждения. | Формировать и высказывать мнение по поставленным учителем проблемам Наличие первичной эмоциональной реакции на проблему, её адекватность возрасту и знаниям. Умение выразить свои мысли. | 1.Слабо успевающим учащимся - задания на карточках (см. приложение) 2. Проводится устный опрос для остальных учащихся: 1.Как вы думаете, почему организаторами тайных кружков были дворяне? 2.Как назывались 2 тайных общества декабристов? 3.Какие проекты преобразований были разработаны тайными обществами? 5.Какие преобразования в государственном устройстве России предлагали представители Южного общества? 6.Какие гражданские права и свободы предлагали дать народу представители Северного и Южного обществ? | Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью, приёмами аргументации Познавательные: - отображение учебного материала; - выделения существенного; - формирование конкретных и обобщенных знаний. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
Организация учебной деятельности |
Мини-лекция о событиях 14 декабря 1825 г. | Организация лекции о событиях 14 декабря 1825 г. | Заполнение рабочих листов по ходу лекции | Работа с иллюстративным материалом. Картина восстания Восстание декабристов художника XIX века Василия Фёдоровича Тимма. - Какую информацию можно узнать глядя на картину? | Познавательные: -знакомство с новой информацией; - с точками зрения на события истории для последующего анализа и оценки события |
Работа с документом: Учащимся предлагаются отрывки из Манифеста 1825 года, который составили декабристы. | Инструкции по работе с документом | Обсуждение Манифеста 1825 г. | Задание к документу: 1.Назовите мероприятия, которые должны были осуществиться после восстания? 2.Какие из мероприятий относятся к политическим преобразованиям, какие – к социальным? 3.Дайте оценку требованиям декабристов. | Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью, приёмами аргументации Познавательные: - отображение учебного материала; - выделения существенного; - формирование конкретных и обобщенных знаний. |
Доклад о С.П. Трубецком. | Организация работы у доски | Обсуждение личности С.П. Трубецкого и влияние его деятельности на произошедшие события | Обучающимся задаются вопросы: 1.Какие качества личности вы можете назвать? 2.Как вы думаете, повлияла ли личность С.П. Трубецкого на события 1925 г.? | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; |
Просмотр видео материала и задание: 1. Как вы думаете могли ли декабристы одержать победу в восстании? Свой ответ аргументируйте. Значение движения декабристов: | Демонстрация видеофрагмента | Просмотр видеофрагмента | Ученикам ставится вопрос-задача: -Могли ли декабристы победить в восстании? | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, |
Выделить какой деятельностью занимались декабристы в Сибири, и составить схему используя атлас | Организация работы с дополнительной информацией | Изучение информации о деятельности декабристов в Сибири | Заполнить схему: «Деятельность декабристов в Сибири» (см. приложение) | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Структурирование материала. |
4.Контроль и оценка результатов деятельности |
Тестирование | Организация самостоятельной работы с тестом | Выполнение теста | Тест по теме: «Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади». (см. приложение) | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |