СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка темы "Логика"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка темы "Логика" дана с учетом углубленного изучения информатики на старшей ступени обучения

Просмотр содержимого документа
«Разработка темы "Логика"»


Тема урока: Закрепление изученного материала по теме «Логика»

Цели:

  • Способствовать формированию навыков формально- логического мышления, умению рассуждать и делать выводы.

  • Способствовать формированию информационной культуры и потребности в приобретении знаний.


Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме «Основы логики»

  • Обеспечить овладение всеми учащимися приемами составления таблиц истинности

Развивающие:

  • Развитие целостности восприятия науки о логике

  • Развитие умения построения таблиц истинности по заданным формулам.

  • Формирование умения анализировать, сравнивать.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательные:

  • Воспитание осознанной потребности в знаниях.

  • Воспитание потребности учащихся развить гибкость мышления.

  • Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

  • Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе; умение контролировать свою деятельность


Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала

Методы: диалогический, частично-поисковый, самостоятельная работа, практическая работа на компьютере.

Средства обучения: презентация к уроку, программное обеспечение, карточки с заданиями, оценочные карты.

Техническая база: проектор, экран, компьютеры.



Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и определения.

Учащиеся должны уметь:

  • упрощать логические выражения;

  • строить таблицы истинности для логических выражений.


План урока

    1. Организационный момент – 1 мин.

    2. Постановка темы и целей урока – 2 мин.

    3. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

    4. Систематизация и обобщение ранее изученного материала – 15 мин.

    5. Практическая работа – 20 мин.

    6. Итоги урока. Рефлексия – 3 мин.

    7. Домашнее задание – 2 мин.


















Ход урока

(сопровождается презентацией, связанной с некоторыми другими файлами)

      1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, думаю, что сегодняшний урок будет плодотворным и интересным для нас всех. Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует. (Отметить отсутствующих)

ІІ. Постановка темы и целей урока

- Сегодня у нас пройдет урок обобщения по теме «Логика». Мы будем выполнять задания, как теоретические, так и практические, вспомним основные логические операции и выражения, а также построение таблиц истинности логических выражений. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова знаменитого французского математика и философа Блеза Паскаля:

Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство, не время, которые мы не можем заполнить, возвышает нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить.

- На партах у каждого из вас находятся оценочные карты (Приложение 1). Заполните их.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

- Для того чтобы выполнить задания, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая раздел «Основы логики». Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что у вас все получится!

ІV. Систематизация и обобщение ранее изученного

- Начнем урок с устной разминки. Вам предлагается ответить на вопросы теоретического теста. При правильных ответах будет появляться новый вопрос. Если же ответ неверный, то мы возвращаемся и находим правильный ответ. Итак, приступим…

- Таким образом, мы можем сделать вывод, что основные понятия и определения вы усвоили достаточно хорошо.

- Эти знания вам помогут при выполнении следующего задания, которое называется «Кто быстрее». Двое из вас будут выполнять это задание у доски, остальные в рабочих тетрадях.

    1. Даны высказывания:

А={3·3=9}, В= {3·3=10}.

Определите истинность высказываний:

1) А «И» 2) ̚ В «И» 3) А & В «Л» 4) В «Л» 5) ̚ А «Л» 6) А v В «И»

2. Даны высказывания

А={5+7=13}, В= {5+7=12}.

Определите истинность высказываний:

  1. А «Л» 2) ̚ В «Л» 3) А & В «Л» 4) В «И» 5) ̚ А «И» 6) А v В «И»

- Проверяем…

- А сейчас сделаем небольшой лирический переход. Сколько слов, связанных с терминами нашей сегодняшней темы имеется в стихотворении? (Ответ: 9)

Начало светлое весны….

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины,

И ели, помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай….

И пишется легко строка,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин,

И говорю я ей: пока!

(С.А.Марков)

- Выставите оценку в графу «Подготовка к уроку» в своих оценочных картах.

V. Практическая работа

- Следующим этапом нашего урока буде выполнение практической работы за компьютером (Приложение 2). Но прежде чем приступить к работе за компьютером мы с вами построим таблицу истинности алгебраически на доске и в тетрадях, а затем проверим правильность выполнения на компьютере. Итак, приступим… К доске выходит…

- Сколько строк будет в вашей таблице? (3 переменных: А, В, С; 23=8)

- Сколько столбцов? (5 операций + 3 переменных = 8)

Самостоятельная работа. Для тех, кто сделает быстро, подготовлены карточки с дополнительным заданием (Приложение 3).

Задание: Построить таблицу истинности для формулы А & (В v ¬В & ¬С), используя MS Excel.

Алгоритм:

  1. Определить количество наборов входных переменных, по формуле: Q = 2n, где n – количество переменных. Q = 23 = 8.

  2. Внести в таблицу все наборы входных переменных:

  1. Определить количество логических операций и порядок их выполнения:

  • B

  • С

  • В & С

  • В V (В & С)

  • А & (В V В & С)

  1. Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности.

- Итак, с работой справились все, и вы можете выставить оценку в оценочный лист.

Логическая задача

- Садимся за парты и внимательно смотрим на интерактивную доску. Задание «Шевели мозгами»: определите закономерность и продолжите ряд. Как вы думаете, что будет следующим?

ІV. Итоги урока. Рефлексия.

- Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке, что вспомнили и обобщили?

- Анализируя ваши оценочные карты, выставляются следующие оценки…

VІ. Домашнее задание

Составить таблицы истинности по логическим выражениям:

а и (не в или с)

а и в или не а и с

р и (а и в и с или не в и не с)

- Всем спасибо! До свидания!

Приложение 2

Задания для самостоятельного выполнения

Вариант 1

Для формулы ( А V В ) & С построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.

Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».

Вариант 2

Для формулы ( А V В ) & (  V  ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.

Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».

Вариант 3

Для формулы А & ( В V  & ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.

Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».

Вариант 4

Для формулы В & ( А V  &  ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронных таблиц.

Сохраните файл под именем «Таблицы истинности» в папке «10 класс».









Приложение 1

Оценочная карта

Тема урока:___________________________________________________________________

Класс:________________________________________________________________________

Ф.И. ученика:_________________________________________________________________


Оценка работы при подготовке к уроку

Самооценка

Оценка учителя




Оценка работы в ходе урока




Итоговая оценка






























Приложение 3

Карточки с дополнительными заданиями

1. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание:

(Х4) V ((Х1) (Х4)) ?

1) 1 2)2 3)3 4)4





__________________________________________________________

2.Какое логическое выражение равносильно выражению V В) ?

1) А V В 2) А & В 3) (А) V (В) 4) ( А) & (В)









___________________________________________________________

Какое логическое выражение равносильно выражению (А V В) V С ?

1) (А & В) V С 2) А V В V С 3) А V В V С 4) (А & В) V С











Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению (А& В) ?

1) А V В 2) А V В 3) В & А 4) А & В










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!