Проектная работа: "Разработка технологической карты урока математики"

Категория: Математика

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

в рамках программы повышения квалификации

«Дидактика современного урока математики

в условиях реализации ФГОС ОО»

 

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

УРОКА МАТЕМАТИКИ

 

Данный проект будет полезен педагогам, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель проекта: изложить ряд принципов и положений, необходимых в разработке технологической карты урока; разработать технологическую карту урока математики в 6 классе по УМК  Н. Я. Виленкин  и др., с учётом требований ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа: "Разработка технологической карты урока математики"»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

в рамках программы повышения квалификации

«Дидактика современного урока математики

в условиях реализации ФГОС ОО»



РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

УРОКА МАТЕМАТИКИ




Автор проекта:

Дадакина Светлана Анатольевна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111» Советского района

г. Казани РТ

Научный руководитель:

Куратор: Кадырова Фарида Задитовна, к.п.н.,ст. преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО КФУ


Казань 2017

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность проекта…………………………………………………….3

    2. Цель проекта……………………………………………………………...3

    3. Задачи проекта………………………………………………………...…..4

    4. Целевая группа проекта…………………………………………………..4

    5. Срок реализации проекта………………………………………………...4

    6. Место реализации проекта……………………………………………….4

    7. Этапы реализации проекта……………………………………………….4

    8. План мероприятий по реализации проекта…………………..……..…..5

    9. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………...….5

1.10. Методы диагностики …………………………………………………….6

  1. Разработка технологической карты урока математики в 6 классе

по теме «Решение уравнений»

  1. .Теоретическая часть ………..…………………………………………….6

  2. .Разработка технологической карты урока математики в 6 классе

по теме «Решение уравнений»…………………………………………14

3. Выводы…………………………………………………………………….…26

4. Список литературы………………………………………………………..…27















1. Введение

1.1. Актуальность проекта

Педагогические технологии, как новый феномен пришли в наше образование и позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого: технологическая карта, технологический приём, этап технологии, задача этапа и диагностика его эффективности. Появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов. Задача учителя теперь – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Забота учителя – отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько помогали приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний. С этих позиций учитель становится в большей степени «координатором» или «наставником», тьютором, чем непосредственным источником знаний и информации. Учитель должен уметь составлять технологическую карту. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Данный проект будет полезен педагогам, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему. В этом и заключается актуальность данной работы.


1.2. Цель проекта: изложить ряд принципов и положений, необходимых в разработке технологической карты урока; разработать технологическую карту урока математики в 6 классе по УМК Н. Я. Виленкин и др., с учётом требований ФГОС ООО.



1.3. Задачи проекта:

1. Изучить современный подход к проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

2. Ознакомиться с формами и видами технологических карт.

3. Изучить структуру технологической карты урока.

4. Составить технологическую карту урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений».


1.4. Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса


1.5. Срок реализации проекта: январь 2017 г. – февраль 2017 г.

1.6. Место реализации проекта: МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111» Советского района г. Казани РТ


1.7. Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Обучение на курсах повышения квалификации для учителей математики по проблеме «Дидактика современного урока математики

в условиях реализации ФГОС ОО»;

- Изучение нормативно – правовой базы по ФГОС ООО;

- Изучение материалов по данному вопросу в сети Интернет.

2. Основной:

- Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений» (УМК Виленкин Н. Я. и др.).

3. Оформление результатов работы.




1.8. План мероприятий по реализации проекта


Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Обучение на курсах повышения квалификации для учителей математики по теме «Дидактика современного урока математики

в условиях реализации ФГОС ОО»

ПМЦПК и ППРО КФУ,

г. Казань

23.01.2017г. - 03.02.2017г.

Учитель математики

2.

Изучение нормативно-правовой базы по ФГОС ООО.

МБОУ

«Школа №111» г. Казань

23.01.2017г. - 03.02.2017г.

Учитель математики

3.

Изучение материалов в сети Интернет.

МБОУ

«Школа №111» г. Казань

23.01.2017г. - 03.02.2017г.

Учитель математики

4.

Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений» (УМК Виленкин Н. Я. и др.)

ПМЦПК и ППРО КФУ,

г. Казань

23.01.2017г. - 03.02.2017г.

Учитель математики

5.

Оформление результатов работы и защита проекта.

ПМЦПК и ППРО КФУ,

г. Казань

23.01.2017г. - 03.02.2017г.

Учитель математики



1.9. Ожидаемые результаты реализации проекта

Умение разработать технологическую карту урока математики

облегчит подготовку учителя к современному уроку; позволит организовать эффективный учебный процесс и обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; сократит время на подготовку учителя к уроку.


1.10. Методы диагностики

1. Анкетирование после апробации всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей-коллег)

2. Наблюдение

3. Беседы


2. Разработка технологической карты урока математики в 6 классе

по теме «Решение уравнений»

2.1.Теоретическая часть

В связи с введением в образование ФГОС нового поколения изменилась система требований к учебному процессу: к условиям, к структуре и содержанию, к результатам.

Новый стандарт впервые обязывает вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. Поскольку основной задачей системно-деятельностного подхода является организация условий, инициирующих детское действие, следовательно, при планировании урока необходимо сконцентрировать внимание на использование современных образовательных технологий для формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Ориентация на результат возможна при четком конструировании урока от цели до самой деятельности учащихся. Этому способствует составление технологической карты урока.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегрированный контроль результатов учебной деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическую карту отличают: интерактивность, алгоритмичность, технологичность, структурированность, обобщенность информации.


Структура технологической карты включает:

  • предмет

  • класс

  • тип урока

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • основные понятия темы

  • цели усвоения учебного содержания

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • деятельность учителя, деятельность учащихся

  • технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • планируемые результаты

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Преимущества урока с технологической картой

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса

  • системно формировать у учащихся УУД

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков)

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы)

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения)

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.)

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт

  • обеспечить повышение качества образования. 


Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата

  • используются эффективные методы работы с информацией

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС, приходишь к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

По итогам проведенного анализа были выявлены следующие виды технологических карт урока:



Технологическая карта с дидактической структурой урока

Ф. И. О. педагога: ................................. 
Предмет: .............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................ 
Тема урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Технологии

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 



Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 



Изучение нового материала

 

 

 

 

 



Закрепление нового материала

 

 

 

 

 



Контроль

 

 

 

 

 



Рефлексия

 

 

 

 

 





Технологическая карта с методической структурой урока

ФИО педагога …………………………

Предмет: ............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................ 
Тема урока:

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических

задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 



Технологическая карта организации проектной деятельности учащихся на уроке



Этапы

Педагогические задачи

Средства обучения

Организационные

формы и методы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат

Подготовительный

Создание мотивации

Видеоматериалы,

иллюстрации

Тренинг,

мозговой

штурм и др.

Знакомит

с задачей

проекта, целями

работы

Обсуждают проект, получают дополнительную информацию

Положительный настрой на предстоящую деятельность

Планирование









Научить:

-определять источники информации;

-способам сбора информации;

-способам представления результатов: реферат, статья, выступление, игра и т.д.

Представить список

рекомендуемой

литературы, образцы

работ

Работа в группах

«мозговой штурм»,

обдумывание

и т.д.

Предлагает идеи,

высказывает предположение

Вырабатывают план,

формулируют задачи

План

работы, выбор форм

отчета,

определение информации

Исследование


Формулирование проблемы,

выдвижение

гипотезы,

способ анализа

информации

Учебная литература,

дополнит.

литература,

Интернет-

ресурсы

Индивидуальная и групповая

формы работы.

Эвристический, проблемный, модельный методы

Наблюдает, советует,

консультирует,

контролирует

промежуточные этапы работы

Выполняют исследование,

решают

промежуточные

задачи

Тезисы,

конспекты

прочитанного,

представление результатов наблюдения, опыта

Результаты,

выводы





Отчет о работе

Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов

Сформировать

умение

презентации

Подготовленные исследовательские материалы

Обмен информацией





Защита проекта


Советует, поправляет, возглавляет экспертную группу



Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Анализируют материалы, обрабатывают




Обсуждают, отвечают на вопросы

оппонентов

Сценарии защиты проектов




Устный отчет с демонстрацией материалов

Оценка

результатов

Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку


Методики организации

рефлексии

Оценивает усилия учащихся,

креативность

Участвует в коллективном обсуждении оценках работы каждого

Оценка в баллах










2.2. Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений»

1. Предмет: Математика

2. Класс: 6

3. Уровень образования: базовый

4. Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А. С.Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений


5 . Тема урока: Решение уравнений

6. Тип урока: урок открытия нового знания

7. Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения уравнений различными методами


8. Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.


Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.


Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.


9. Планируемые результаты:

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения.


Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.


Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.


10. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

11. Ресурсы: учебник, мел, доска, карточки, проектор, презентация.





Организационная структура урока

Деятельность

Формируемые универсальные учебные действия

учителя

учащихся

1 этап урока: Организационный момент

Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание детей.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока.


Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме; повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Учитель: Для освоения нового знания надо уметь быстро и верно считать, поэтому предлагаю выполнить устные задания

1.Раскройте скобки:

-4(х – 5); 8(у+3-с);

х (-у+6–с); -9(-2a+4b-2c+3d);

(-8a-2b+7c+5d) ∙ (-12)

2. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.





1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ



2. Делают записи в тетради.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями.


3 этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Постановка цели и задач урока

Цель этапа: организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Учитель: Обратите внимание на записи.

b – 64:8

y ∙ 10=7200

600 ∙ х=1800:3

a ∙ (56 - 40)

у∙ 100 =600∙3 200 +1800: х

k: (180:90)

600 ∙ х=1800

Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

1) На какие две группы можно разделить написанное?

2)Как можно назвать каждую из групп?

3)Интересна ли для нас первая группа: выражения?

4)А вторая? Почему?

5) Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?


Исходя из названия темы, сформулируем цель нашего урока.

Учащиеся внимательно смотрят на записи и отвечают на вопросы учителя


Личностные:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний


Познавательные:

формулировать информационный запрос


Регулятивные:

определять цели учебной деятельности;

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

















Учащиеся объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений».


Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?


Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

Формулируют задачи:

  1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;

  2. изучить материал учебника по этой теме;

  3. делать необходимые записи в тетрадях


Где можно узнать информацию по данной теме?

Называют источники информации: учебник, учитель

4 этап урока: Первичное восприятие и усвоение новых знаний

Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации

Подготовительный этап.

Предлагает ответить на вопросы:

Отвечают на вопросы

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания


Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Что значит «решить уравнение»?


Найти все значения

неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет.




Итак, уравнение – это равенство.

А в жизни мы

встречаемся с понятием равенство?



Актуализация и постановка проблемы.

Давайте разберем такой пример. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать груз?



Называют возможные варианты,

например, при взвешивании






Чаша с гирями перевесит

Предметные:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения

А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии?

Убрать гири.

Это свойство «весов» нам еще пригодится


Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?

Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 8(x-2) = 40

Сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:

8(x-2) = 40

8x-16=40

8x=40+16

8x=56

x=56:8

x=7


Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.

А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов

8(x-2) = 40

Что неизвестно в уравнении?


Как найти неизвестный множитель?

x-2=40:8

x-2=5

x=5+2

x=7

Что мы получили в итоге?




Множитель



Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель



Корень уравнения x=7

Что называется корнем уравнения?

Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство


Как из первого уравнения можно получить второе?

Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 8 или умножив обе части на 1/8.

Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число.



Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю


Записывают в тетрадях вывод.

Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить?

Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение

Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.



Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?

Нулю

Как можно получить в левой части уравнения только x?

Рассмотрим решение этих уравнений.

x+8= - 15

x+8-8= -15-8

x=-23

Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.

Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части.


А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6

Чем данное уравнение отличается от предыдущего?

Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.


Как его можно решить?

Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?

5х=2х+6

5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x)

5x+ (-2x) = 6

3x=6

x=6:3

x=2


Предлагают варианты решения уравнения.



Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение.



Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?

- Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.

- Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.


Слушают, отвечают на вопросы.


Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

Записывают в тетрадях вывод.



5 этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель: Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте.





Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Предметные:

различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы

Познавательные:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

6 этап урока: Физкультминутка

Цель этапа: Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки

Дружно с вами мы решали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья

Личностные:

забота о своём здоровье.


Регулятивные: осознанное выполнение физических упражнений

7 этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Вариант 1.

Решите уравнения:

а) -8х = 48;

б) 16х – 24 = 9 + 5х;

в) 1 – 2х = 12х + 1;

г) 24х – 18= 27х - 24



Вариант 2.

Решите уравнения:

а) 9х = -36;

б) 18х – 21 = 6 + 9х;

в) 7 – 4х = 14х + 7;

г) 19х – 13= 23х - 21




Организует самопроверку по эталону.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!» и «?»

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки

Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение).

4 балла - оценка «5»;

3 балла - оценка «4»;

2 балла - оценка «3»;

1-0 баллов - надо еще поработать.



Эталон для самопроверки:

Вариант 1.

а) -8х = 48;

х =48:(-8);

х= -6.

б) 16х – 24 = 9 + 5х;

16х -5х = 9 +24;

11х =33;

х = 33:11;

х =3.

в) 1 – 2х = 12х + 1;

- 2х – 12х =1 - 1;

- 14х = 0;

х=0.

г) 24х – 18= 27х - 24;

24х – 27х =- 24 +18;

-3х =- 6;

х = -6:(-3);

х =2.


Вариант 2.

а) 9х = -36;

х = -36:9;

х = - 4.

б) 18х – 21 = 6 + 9х;

18х - 9х =6 +21;

9х = 27;

х =3.

в) 7 – 4х = 14х + 7;

- 4х – 14х =7 – 7;

- 18х =0;

х = 0.

г)19х – 13= 23х - 21;

19х – 23х = -21 +13;

-4х =-8;

х = 2.



Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.



8 этап урока: Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: закрепить умение решать уравнения, применяя свойства уравнений

Решить уравнение №1316(а - г), №1319(а; б) на доске и в тетрадях, проговаривая правила

1)Осмысливают и применяют новый способ решения на практике.

2)Делают записи в тетрадях. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.

3)Работают в парах. Решают самостоятельно, сверяют друг с другом, затем с доской. Один из учеников решает у доски

Предметные:

различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы


Познавательные:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

8 этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Информация о домашнем задании :п. 42, выучить правила; решить №1342(а; б; в; г) – на оценку «3», №1346 – на оценку «4», №1349– на оценку «5»

Ваши вопросы по домашнему заданию

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.


Просматривают домашнее задание, задают вопросы

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.




А теперь подведем итоги:

Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.

Кто желает сформулировать правило решения уравнений нового вида?


Что было самым сложным на уроке, а самым интересным?


Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Проводят самоанализ, отвечают на вопросы, вспоминают правила, определение уравнения, корня уравнения.

Регулятивные:

оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.



Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других








3. Выводы

Технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на  достижение конечного  результата.

Работа над проектом показала, что обучение c использованием технологической карты позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.















4. Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  2. Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы,- М.Просвещение, 2014, Составитель Т. А. Бурмистрова.

  3. Виленкин Н.Я. и др. Математика: учебник для 6 класса / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2014.

  4. Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.- Волгоград: Учитель,2013.

  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. – 2011 - № 12

  6. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей ОУ - М.: Просвещение, 2013 год.

  7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. кадров – М.: Академия, 2000.

  8. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.










0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей