СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологической карты урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с разными частями речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обобщения данной темы в начале года.  Использована технология проблемного обучения, ИКТ, групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с разными частями речи"»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Цели урока:

- по достижению личностных результатов:

развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- по достижению метапредметных результатов:

развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов:

развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограмму «Не с причастием»,

-выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания  НЕ с разными частями речи;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД).

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Ресурсы: учебник «Русский язык. 7 класс» - мультимедийная презентация, раздаточный материал: листы А4,тетрадь.


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационый момент.

- Дорогие ребята, в я приветствую вас на уроке русского языка. Давайте улыбнёмся друг друга и вложим в наше приветствие свежесть ветра, красоту осеннего дня и частицу душевного тепла.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок.

2

Мотивация.

Проверим знания предыдущего урока, выполним тест. Приложение 1

Слушание и выполнение задания.

3

Актуализация знаний.


 


 


 

-Молодцы! Настроились на работу! А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. 

- Оставьте одну строку для темы

«Мозговой штурм»

Какая ещё орфограмма встретилась в 1-м задании теста?

1. В окончании какого существительного пропущена буква Е?

1.не огорчаться неудач...

2. успокоиться при мысл..

3. слух о поражени..

4. стоять на площад..

Почему не пишется раздельно и слитно в данных словах?

От чего это зависит?

Какая тема урока? Правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями

Записывают число, классная работа.

Списывают, раскрывая скобки, графически обозначают орфограммы.


 


 

4

Целеполагание.

- Какой же будет цель урока?

задачи урока (Вспомнить, как пишется НЕ

сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Записывают тему урока на оставленной строке.

Называют цельурока:

5

Открытие нового знания.

«Изучи сам и расскажи другим»

Ребята, как вы уже заметили сегодня вы сидите непривычно, и, наверное, поняли, что сегодня работаем в группах.

Задание группам:

Распределить слова в 2 столбика, записать, раскрыв скобки, вспомнить правило , сформулировать и записать его в столбики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Первая группа называет написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

вторая группа написание НЕ с глаголами и деепричастиями и

третья – с причастиями

четвёртая- с местоимениями

Выступление групп.

Всё правило-таблица

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа в группах по изучению нового материала. Оценивается ответ учащихся. Каждая группа оценивает ответ другой группы.

6

Включение нового знания в систему знаний.

Задание 1.

-Продолжаем нашу работу по теме.

Упр.138 Выполняют самостоятельно, за каждое совпадение ставят себе плюс.

Проверка




Выполнение упражнения в группах. Оценивается ответ учащихся.

7

Физкультминутка

(Слайд №10)

-Устали? Давайте немного отдохнём. Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу.

-Если полное причастие наклоняемся вправо.

-Если в краткой форме- влево,

-Если глагол— приседаем.

Успевающий, примятый, одевается, одеваемая, покрыт, дувший, возвышается, выполнено, сорванная, изрытая, прочитала, сидя, брошенного, спал, нарисованы.

Выполнение простых движений вслед за учителем.

8

Продолжение закрепления

Задание 2. Уп.140

Выписать только слова с не в составе словосочетаний в 2 столбика: слитно-раздельно


Планируют свою деятельность. Составляют алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Оценивают свою деятельность. Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию.

Остальные оценивают работу одноклассника.

Выполняют задание, проверяют себя по ключу.



Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма

9

Домашнее задание.

-Откроем дневники и запишем домашнее задание: Упражнение 139.

Выучить правило


Записывают домашнее задание

10

Рефлексия.

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

Учитель выделяет активных учеников, проговаривает оценки за урок.

-А теперь ребята оцените себя сами пот шкале:

3-- Я считаю, что усвоил материал по правописанию частицы НЕ 2-Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

1-- Я вообще не понял сегодняшнюю тему

- А теперь давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу и если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши. Спасибо за работу. До свидания.

Оценивают свою деятельность на уроке, её результаты



Приложения:

Обобщающий тест по теме: « Правописание окончаний для 7 класса Приложение 1

1. В окончании какого существительного пропущена буква Е?

1.не огорчаться неудач...

2. успокоиться при мысл..

3. слух о поражени..

4. стоять на площад..

2.В окончании какого существительного пропущена буква И?

1.путешествовать по Средней Ази..

2.идти по тропинк..

3. тихом уединень..

4.томиться в невол..

3. В окончании какого существительного пропущена буква Е?

1.побывать на строительств..

2.успокоиться при мысл..

3.стреляться на дуэл..

4. приехать к матер..

4.В окончании какого существительного пропущена буква И?

1.рассыпались на рябин..

2.на ветк.. березы

3.о серебряном ине..

4.подготовиться к ревизи..

5.В окончании какого прилагательного пропущена буква О?

1.за долг..ю дорогу

2.в холодн..ю воду

3.в глубок..м пруду

4.от ласков..х лучей

Ответы:

1. 1

2.1

3. 1

4.4

5.3



Приложение 2

  1. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на – о/е

Раздельно

Слитно















(Не)холодный, а тёплый; (не)высокая калитка; ( (не)вежа; вовсе (не)большой павильон;он мне (не)друг, (не)счастливо.





2. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

Раздельно

Слитно
























(Не)навидя ссору; (не)написал сочинение, (не)трогал акварель; (не)унывая; (не) прекращается, (не)годует.





3.Правописание НЕ с причастиями



Раздельно

Слитно









не)годующий взгляд, выступление (не)подготовлено; дождь, (не) прекращавшийся в течение суток, (не)написанное, а напечатанное письмо, (не) выполненное задание









4.Правописание НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями

Раздельно

Слитно






















(Не)(у)кого взять; (не)чему завидовать, (ни)кто не ушёл, (не)(с)кем пойти, ( ни)чего не надо, (не)кого винить

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Алгоритм «НЕ с разными частями речи»



1.Существительные, прилагательные, наречия на – о/е



Раздельно

Есть

Слитно

НЕТ

слова: далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть

НЕТ слов: далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть

противопоставление с союзом а

НЕТ противопоставления с союзом а

Употребляется без НЕ

НЕ употребляется без НЕ



2. Глагол и деепричастие

Раздельно

Слитно

Почти всегда

НЕ употребляется без НЕ

3. Причастия

Раздельно

Есть

Слитно

Нет

Краткая форма

Краткая форма

противопоставление с союзом а

противопоставление с союзом а

зависимые слова

зависимые слова



4. Отрицательные и неопределенные местоимения

Раздельно

Слитно


Есть предлог

Нет предлога