Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
Цели урока:
- по достижению личностных результатов:
развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- по достижению метапредметных результатов:
развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов:
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с разными частями речи.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограмму «Не с причастием», -выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД). |
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Ресурсы: учебник «Русский язык. 7 класс» - мультимедийная презентация, раздаточный материал: листы А4,тетрадь.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационый момент. | - Дорогие ребята, в я приветствую вас на уроке русского языка. Давайте улыбнёмся друг друга и вложим в наше приветствие свежесть ветра, красоту осеннего дня и частицу душевного тепла. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. |
2 Мотивация. | Проверим знания предыдущего урока, выполним тест. Приложение 1 | Слушание и выполнение задания. |
3 Актуализация знаний. | -Молодцы! Настроились на работу! А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. - Оставьте одну строку для темы «Мозговой штурм» Какая ещё орфограмма встретилась в 1-м задании теста? 1. В окончании какого существительного пропущена буква Е? 1.не огорчаться неудач... 2. успокоиться при мысл.. 3. слух о поражени.. 4. стоять на площад.. Почему не пишется раздельно и слитно в данных словах? От чего это зависит? Какая тема урока? Правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями | Записывают число, классная работа. Списывают, раскрывая скобки, графически обозначают орфограммы. |
4 Целеполагание. | - Какой же будет цель урока? задачи урока (Вспомнить, как пишется НЕ сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ) | Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Записывают тему урока на оставленной строке. Называют цельурока: |
5 Открытие нового знания. | «Изучи сам и расскажи другим» - Ребята, как вы уже заметили сегодня вы сидите непривычно, и, наверное, поняли, что сегодня работаем в группах. Задание группам: Распределить слова в 2 столбика, записать, раскрыв скобки, вспомнить правило , сформулировать и записать его в столбики. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первая группа называет написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями вторая группа написание НЕ с глаголами и деепричастиями и третья – с причастиями четвёртая- с местоимениями Выступление групп. Всё правило-таблица ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | Работа в группах по изучению нового материала. Оценивается ответ учащихся. Каждая группа оценивает ответ другой группы. |
6 Включение нового знания в систему знаний. | Задание 1. -Продолжаем нашу работу по теме. Упр.138 Выполняют самостоятельно, за каждое совпадение ставят себе плюс. Проверка
| Выполнение упражнения в группах. Оценивается ответ учащихся. |
7 Физкультминутка | (Слайд №10) -Устали? Давайте немного отдохнём. Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу. -Если полное причастие наклоняемся вправо. -Если в краткой форме- влево, -Если глагол— приседаем. Успевающий, примятый, одевается, одеваемая, покрыт, дувший, возвышается, выполнено, сорванная, изрытая, прочитала, сидя, брошенного, спал, нарисованы. | Выполнение простых движений вслед за учителем. |
8 Продолжение закрепления | Задание 2. Уп.140 Выписать только слова с не в составе словосочетаний в 2 столбика: слитно-раздельно | Планируют свою деятельность. Составляют алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями. Оценивают свою деятельность. Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах. Учащиеся выполняют упражнение по заданию. Остальные оценивают работу одноклассника. Выполняют задание, проверяют себя по ключу.
Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания. Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма |
9 Домашнее задание. | -Откроем дневники и запишем домашнее задание: Упражнение 139. Выучить правило | Записывают домашнее задание |
10 Рефлексия. | - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? - Справились ли мы с поставленной задачей? Учитель выделяет активных учеников, проговаривает оценки за урок. -А теперь ребята оцените себя сами пот шкале: 3-- Я считаю, что усвоил материал по правописанию частицы НЕ 2-Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока 1-- Я вообще не понял сегодняшнюю тему - А теперь давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу и если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши. Спасибо за работу. До свидания. | Оценивают свою деятельность на уроке, её результаты |
Приложения:
Обобщающий тест по теме: « Правописание окончаний для 7 класса Приложение 1
1. В окончании какого существительного пропущена буква Е?
1.не огорчаться неудач...
2. успокоиться при мысл..
3. слух о поражени..
4. стоять на площад..
2.В окончании какого существительного пропущена буква И?
1.путешествовать по Средней Ази..
2.идти по тропинк..
3. тихом уединень..
4.томиться в невол..
3. В окончании какого существительного пропущена буква Е?
1.побывать на строительств..
2.успокоиться при мысл..
3.стреляться на дуэл..
4. приехать к матер..
4.В окончании какого существительного пропущена буква И?
1.рассыпались на рябин..
2.на ветк.. березы
3.о серебряном ине..
4.подготовиться к ревизи..
5.В окончании какого прилагательного пропущена буква О?
1.за долг..ю дорогу
2.в холодн..ю воду
3.в глубок..м пруду
4.от ласков..х лучей
Ответы:
1. 1
2.1
3. 1
4.4
5.3
Приложение 2
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на – о/е
(Не)холодный, а тёплый; (не)высокая калитка; ( (не)вежа; вовсе (не)большой павильон;он мне (не)друг, (не)счастливо.
2. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями
(Не)навидя ссору; (не)написал сочинение, (не)трогал акварель; (не)унывая; (не) прекращается, (не)годует.
3.Правописание НЕ с причастиями
не)годующий взгляд, выступление (не)подготовлено; дождь, (не) прекращавшийся в течение суток, (не)написанное, а напечатанное письмо, (не) выполненное задание
4.Правописание НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями
(Не)(у)кого взять; (не)чему завидовать, (ни)кто не ушёл, (не)(с)кем пойти, ( ни)чего не надо, (не)кого винить
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм «НЕ с разными частями речи»
1.Существительные, прилагательные, наречия на – о/е
Раздельно Есть | Слитно НЕТ |
слова: далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть | НЕТ слов: далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть |
противопоставление с союзом а | НЕТ противопоставления с союзом а |
Употребляется без НЕ | НЕ употребляется без НЕ |
2. Глагол и деепричастие
Раздельно | Слитно |
Почти всегда | НЕ употребляется без НЕ |
3. Причастия
Раздельно Есть | Слитно Нет |
Краткая форма | Краткая форма |
противопоставление с союзом а | противопоставление с союзом а |
зависимые слова | зависимые слова |
4. Отрицательные и неопределенные местоимения
Раздельно | Слитно |
Есть предлог | Нет предлога |