ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Внедрение электронных средств обучения в учебный процесс как средств поддержки традиционных методов обучения приводит к передаче этим средствам обучающих функций. Поэтому электронные средства обучения любого типа должны создаваться в соответствии с дидактическими принципами обучения (отвечать дидактическим требованиям).
К основным традиционным дидактическим требованиям относятся:
– требование научности обучения – обеспечение достаточной глубины и корректности изложения учебного материала с учетом последних достижений науки;
– требование доступности обучения – обеспечение соответствия степени теоретической сложности и глубины изучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, не допущение чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала;
– требование систематичности и последовательности обучения – обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся в определенной логически связанной последовательности с обеспечением преемственности;
– требование наглядности обучения – обеспечение чувственного восприятия учащимися объектов, процессов, явлений;
– требование сознательности и активности обучения – обеспечение самостоятельных и активных действий учащихся по извлечению учебной информации;
– требование прочности усвоения знаний – обеспечение закрепления знаний;
Применение информационных технологий для обучения привело к появлению новых дидактических принципов обучения и, соответственно, новых дидактических требований к средствам обучения.
К основным новым дидактическим требованиям относятся:
– требование структуризации учебного материала и структурно-функциональной связанности – обеспечение представления учебного материала с разбивкой на структурные единицы с обозначением структурно-функциональных связей между ними, отражающих внутреннюю логику изучаемого материала;
– требование интерактивности обучения – обеспечение взаимодействие учащегося с электронным учебником (интерактивного диалога учащегося с электронным средством обучения);
– требование адаптивности обучения – обеспечение приспособления процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащегося, работающего с учебным электронным изданием.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Основные методические требования к учебным электронным изданиям сводятся к следующим:
– учебное электронное издание должно отвечать требованию полноты содержания, позволяющему в полной мере реализовать методические цели обучения;
– учебное электронное издание должно разрабатываться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной последовательности педагогических методов и технологий, обеспечивающих достижение целей обучения;
– педагогические методы и технологии педагогического сценария должны использоваться с учетом специфики каждой конкретной науки и соответствующей ей учебной дисциплины.
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К основным эргономическим требованиям относятся:
– обеспечение психологической естественности работы с учебным электронным изданием (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различия типов мышления и т.п.);
– обеспечение комфортности работы с учебным электронным изданием (удобство и наглядность навигации, легкость восприятия информации, отсутствие избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений; используемые размеры шрифтов, цвета, приемы выделения части информации на экране должны быть обоснованы и не должны приводить к повышенной утомляемости).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Учебные электронные издания должны позволять его эксплуатацию в школах на персональных компьютерах, работающих автономно, а также в локальной сети.
Минимальные технические характеристики компьютерной техники для функционирования учебных электронных изданий:
– CPU – Intel III-500 MHz
– RAM – 64 Mb
– HDD – 2 Gb свободное пространство
– Vega – 8 Mb
– CD-ROM – 20x
Операционная система – Windows’98 и Windows ME и Windows XP.
При разработке учебного электронного издания могут быть использованы система управления базами данных SQL Server или Interbase.
Все программные средства, применяемые для разработки учебного электронного издания, должны быть лицензионными.