Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:
Определение тем согласно требованиям ГОС и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
Разработка образовательного стандарта дисциплины.
Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
Разработка заданий для контрольных точек.
Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
Оформление документации УМК.
Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
Согласование и утверждение УМК.
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
учитывать общую идеологию республиканской и региональной политики, содействовать развитию региональной системы среднего профессиального образования.
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей), обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Разработчик(и) УМК являются ответственным(и) за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
Учебно-методический комплекс дисциплины - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.
Основные задачи, решаемые учебно-методическими комплексами дисциплины:
четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе;
отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
УМК должен разрабатываться преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание программы должно опираться на современные знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых стандартами образования для конкретной специальности.
УМК состоит из пяти блоков:
нормативный блок,
теоретический блок,
практический блок,
блок контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов,
методический блок, и реализуется в двух форматах: полной версии и базовой версии.
Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа (дисциплины, модуля, спецкурса), программа учебной дисциплины;
Теоретический блок: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии;
Практический блок: практикумы, учебные справочники, хрестоматии, наглядно-иллюстративные материалы; планы практических занятий, планы лабораторных занятий, планы практикумов;
Блок контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМК, практические задания к экзамену/зачету с примерами заданий для базовой версии УМК, полный комплект тестов текущего контроля с образцом для базовой версии УМК, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМК, экзаменационный тест с демоверсией теста для базовой версии УМК, контрольные работы с демоверсией теста для базовой версии УМК, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям;
Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов, методические указания к выполнению курсовой работы (проекта).
УМК целесообразно применять в сложившейся ситуации в системе образования, так как имеют место проблемы такие как:
перегруженность информацией,
актуальность информации,
индивидуальный подход,
отсутствие мотивации.