Разработка учебного занятия по теме: «Птичьи хлопоты»
(для детей дошкольного возраста 6-7лет)
Разработчик: Мирошникова Людмила Федоровна,
методист, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Районный детский экологический центр» г. Светлограда Ставропольского края 2016г.
(Занятие проводится в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы «Цвето-игровая экология» для учащихся комплексной учебной группы по подготовке детей к школе ранней весной. До этого в рамках программы уже состоялось первое знакомство детей с пернатыми друзьями человека , с их разнообразием и разноцветностью, с разделением на зимующих и перелетных. Они узнали, для чего нужны части тела: перья, клюв, крылья).
Цель: познакомить детей с весенней жизнью птиц, обсудить способы их гнездования и ухода за потомством.
Задачи:
- уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, прилетающих к нам весной;
- познакомить детей с весенним праздником Днем птиц, ролью человека в жизни пернатых;
- воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
1.Оргмомент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Сообщение темы, плана занятия, дается объяснение понятия «хлопоты», как заботы о чем или о ком-то.
2. Основная часть занятия.
2.1. Дети вспоминают о птицах, прилетающих на Ставрополье весной и птицах, проведших зиму вместе с людьми, с помощью карточек с изображением птиц (плаката).
2.2. Проводится эвристическая беседа о причине весеннего пения птиц (возможные ответы: потому, что солнце светит, листья зеленеют...). Педагог рассказывает, что едва прилетев домой после зимовки в теплых заморских странах, каждый маленький певец во весь голос объявляет другим, что занял определенный участок, где будет жить все лето, охотиться на насекомых и выводить птенцов. И беда, если на этом же участке вдруг раздастся песня сородича: тот, кто прилетел первым, обязательно кинется в бой, чтобы его прогнать. А песни птиц любых других пород хозяину не мешают: и гнезда они строят из другого материала, и корм добывают другой. Другое назначение песни - привлечь самочку для гнездования и совместной заботы о будущем потомстве, которое появляется из яиц, откладываемых в гнезда. Поют, оказывается, лишь самцы.
Делается вывод о том, что весенняя песня любой птицы - это не выражение чувств, а строгий разговор с другими птицами.
2.3.При показе цветных иллюстраций или слайдов, сопровождающемся рассказом педагога, дети узнают, где и из каких материалов разные птицы делают свои жилища. Обращается внимание детей на размеры, окраску, количество яиц в кладке синицы, деревенской и городской ласточки, воробья, хохлатого жаворонка, дятла, белой трясогузки, скворца. Педагог сообщает о давней традиции развешивать в садах, парках, лесах искусственные жилища (скворечники, синичники, дуплянки) для птиц, где они обустраивают свои гнезда (демонстрация настоящего скворечника, показ иллюстраций других искусственных жилищ); о праздновании 1апреля Дня птиц, призывает детей обратиться с просьбой к родителям изготовить скворечники, которые можно будет развесить на деревьях во дворе детского экологического центра (родители могут воспользоваться заготовленными педагогом чертежами).
В беседе выясняется, чем питаются в основном птицы весной и их птенцы с помощью родителей? (насекомые, их личинки, гусеницы).
Выводы: основными птичьими заботами весной являются:
-постройка гнезд или использование природных или искусственных жилищ;
-откладывание и насиживание яиц;
-выкармливание и защита птенцов.
2.4. Физминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Птички летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
2.5. Практическая работа - рисование птичьего гнезда: искусственного или естественного с кладкой яиц или с птенцами (по выбору детей)
Последовательность выполнения работы:
- выполнение в карандаше,
- подбор цвета,
- работа цветными карандашами,
- анализ работ, мини-выставка.
2.6. Иногда человек вторгается в жизнь птиц - разоряя их гнездовья, нарушая их покой, лишая корма. На снижение числа полезных птиц большое влияние оказывают бордячие собаки и бездомные кошки, которые отысивают птичьи гнезда, поедают птенцов и даже взрослых птиц. Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка старого дуба» (реж. О.Ходатаева, 1948г.), обсуждение поступков мальчика Макара, чтение стихотворения:
Гнездо построил воробей,
Старался, как умел,
Хотел он вырастить детей,
Он за семью болел.
Везде летать и корм искать
Весь день не уставал.
Решил Олег гнездо сломать,
Но… с дерева упал.
Сидит и плачет,
Но не жаль
Олега никому.
-Не надо птичек обижать!- Сказали мы ему.
Вывод: Если мы хотим видеть рядом с собой удивительно милых и в большинстве своем полезных существа-птиц, нужно охранять их и помогать им в их заботах.
3. Закрепление и подведение итогов занятия.
Решение экологических задач:
1.Девочка на даче видит, как бабушка уничтожает гусениц. В лесу она тоже начинает убивать гусениц, но папа девочки говорит ей, что этого делать не надо. Почему он так сказал?
2. Дети гуляют в лесу. Они замечают выпавшего из гнезда птенца. Один мальчик хочет его поднять и положить в гнездо, а другой говорит, что нельзя его трогать. Кто прав?
Материалы и оборудование: плакат, карточки с изображением птиц (гнездовий); цветные и простые карандаши.
Рекомендации родителям: почитать вместе с детьми рассказ Виталия Бианки «Плавунчик», изготовить для Дня птиц скворечники.
Литература:
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: 411 Лакоценин С.С., 2009.
2.Бианки Виталий «Плавунчик», «Малыш», Москва, 1986
3.Глухов Г. Птичьи хлопоты. Ростов-на Дону, 1990.
4Иржи Феликс «Птицы садов, парков и полей», Артия, Прага, 1980.
5Рахманов А.И. Птицы-наши друзья. Москва, Росагропромиздат, 1989.
6.Шпотова Т.В., Трушкина О.К. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями для работ с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /5-7 лет/, г. Обнинск, 1994, с. 188-189.
Информационный материал для занятия
- Большая синица. Селится, как правило, в дуплах или в подходящих искусственных гнездовьях в садах, парках и в лесах. В дупло синицы натаскивают массу строительного материала: мох, лишайники, пух, клочки шерсти, перья. В кладке 8-10 яиц. Самец регулярно кормит самку. В апреле через 13-14 дней вылупляются птенцы. Оба родителя начинают добывать корм, главным образом гусениц. Покинув гнездо, синички еще несколько дней держатся семейной стайкой около места, где вывелись, принимая от родителей пищу.
- Деревенская ласточка селится в конюшнях, в коридорах жилых домов, в отличие от городской ласточки, которая гнезда чаще всего строит на деревянной, реже - на каменной стене под крышами, широкими карнизами, навесами, под мостами. Питаются насекомыми, которых ловят, летая невысоко над землей на лугах, выгонах, у реки. Гнезда строят из комочков сырой земли, укрепляют стенки соломинками. Лоток выстилают перьями и пухом. В гнезде, как правило 5светлых в крапинку яиц.
3. Хохлатый жаворонок. Природный символ города Светлограда, остается на зиму. Немного мельче скворца. Летает птица хорошо, но пользуется крыльями редко, предпочитая передвигаться с помощью ног по земле. Весной спешат занять гнездовые места: выгоны, пустыри, огороды, открытые пространства вдоль дорог. Гнездо - неряшливая постройка из корешков, стебельков. Ее самкаустраивает на земле в присутствии похаживающего вокруг самца. В кладке 4-5 коричневых яиц. В 9-ти дневном возрасте птенцы, не научившись летать, покидают гнздо. Питаются жаворонки семенами трав и зелеными частями различных растений, насекомыми, но птенцов выкармливаю исключительно насекомыми и их личинками.
Грач. На Ставрополье - оседлая птица. Птица величиной с ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. Питаются грачи различными насекомыми, дождевыми червями, мышевидными грызунами, зернами культурных злаков, плодами, семенами, ягодами. Уничтожают вредителей с/х растений - грачи приносят пользу. Но во время массовых ночевок в городах часто загрязняют здания и архитектурные памятники.
Белая трясогузка Перелетная птица, держится около скотных дворов, на пастбищах и на полях. В период гнездования отличаются редкой нетерпимостью. Самцы часто заводят драки за обладание гнездовой территорией. Но при появлении ястреба, сообща атакуют его и обращают в бегство. Гнезда устраивают в щелях каменных заборов и стен, в поленницах дров.
Обыкновенный скворец – прекрасный имитатор самых разных голосов - селится по соседству с человеческим жильем. Чаще всего в искуственных гнездовьях самка вьет нехитрое гнездо из корешков и сухой травы. В течение двух недель поочередно насиживают 4-6 яиц, а затем дружно заботятся о вечно голодном потомстве, кормят их насекомыми, их личиками, моллюсками и червями. Взрослые птицы могут делать набеги на вишневые сады и виноградники.
Домовой воробей - постоянный спутник человека. Ворох соломинок, обрывков бумаг, перышек, высланный изнутри перьями представляет собой гнездо, помещенное где попало (щели строений, дупла, искусственные гнездовья) и где бывает от 3 до 8 яиц.Если гнездо открыто , оно более аккуратно и имеет форму неправильного шара с боковым входом. Воробьи очень плодовиты и могут вырастить до четырех выводков. Питаются рассыпанными семенами с-х культур, весной почками и зелеными частями растений, летом часто насекомыми.
Дятлы. Высиживают яйца в гнездовых дуплах на высоте до 20 метров. Сообща кормят потомство насекомыми, их личинками, куколками, муравьями-древоточцами