СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия по теме: «Птичьи хлопоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Разработка  учебного занятия по теме: «Птичьи хлопоты»

(для детей дошкольного возраста 6-7лет)

Разработчик:  Мирошникова Людмила Федоровна,

методист, педагог дополнительного образования МКУ  ДО «Районный детский экологический центр» г. Светлограда Ставропольского края 2016г.

(Занятие проводится в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы «Цвето-игровая экология» для учащихся комплексной учебной группы по подготовке детей к школе  ранней весной.  До этого в рамках программы уже состоялось первое знакомство детей с пернатыми друзьями человека , с их разнообразием и разноцветностью, с разделением на зимующих и перелетных. Они узнали, для чего нужны части тела: перья, клюв, крылья).

Цель: познакомить детей с весенней жизнью птиц, обсудить способы их гнездования и ухода за потомством.

 

Задачи:

-   уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, прилетающих к нам весной;

-   познакомить детей с весенним праздником  Днем птиц, ролью человека в жизни пернатых;

  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

1.Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, чётко говорим И тихохонько сидим.

Сообщение темы, плана занятия, дается объяснение понятия «хлопоты», как заботы о чем или о ком-то.

2. Основная часть занятия.

2.1.   Дети вспоминают о птицах, прилетающих  на Ставрополье  весной и птицах, проведших зиму вместе с людьми,  с помощью карточек с изображением птиц (плаката).

2.2. Проводится эвристическая беседа о причине весеннего пения птиц (возможные ответы: потому, что солнце светит, листья зеленеют...). Педагог рассказывает, что едва прилетев домой после зимовки в теплых заморских странах, каждый маленький певец во весь голос объявляет другим, что занял определенный участок, где будет жить все лето, охотиться на насекомых и выводить птенцов. И беда, если на этом же участке вдруг раздастся песня сородича: тот, кто прилетел первым, обязательно кинется в бой, чтобы его прогнать. А песни птиц любых других пород хозяину не мешают: и гнезда они строят из другого материала, и корм добывают другой. Другое назначение песни - привлечь самочку для гнездования и совместной заботы о будущем потомстве, которое появляется из яиц, откладываемых в гнезда. Поют, оказывается, лишь самцы.

Делается вывод о том, что весенняя песня любой птицы - это не выражение чувств, а строгий разговор с другими птицами.

2.3.При  показе цветных иллюстраций или слайдов, сопровождающемся рассказом педагога, дети узнают, где и из каких материалов разные птицы делают свои жилища. Обращается  внимание детей на размеры, окраску, количество яиц в кладке синицы, деревенской  и городской ласточки, воробья, хохлатого жаворонка, дятла, белой трясогузки, скворца. Педагог сообщает о давней традиции развешивать в садах, парках, лесах искусственные жилища (скворечники, синичники, дуплянки)  для птиц, где они обустраивают свои гнезда (демонстрация настоящего скворечника, показ иллюстраций других искусственных жилищ); о праздновании 1апреля Дня птиц, призывает детей обратиться с просьбой к родителям  изготовить скворечники, которые можно будет развесить на деревьях во дворе детского экологического центра (родители могут воспользоваться  заготовленными  педагогом чертежами).   

В беседе выясняется, чем питаются в основном птицы весной и их птенцы с помощью родителей? (насекомые, их личинки, гусеницы).

Выводы: основными птичьими заботами весной являются:

-постройка гнезд или использование природных или искусственных жилищ;

-откладывание и насиживание яиц;

-выкармливание и защита птенцов.

2.4. Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Птички летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

2.5. Практическая работа - рисование птичьего гнезда: искусственного или естественного с кладкой яиц или с птенцами (по выбору детей)

Последовательность выполнения работы:

  • выполнение в карандаше,
  • подбор цвета,
  • работа цветными карандашами,
  • анализ работ, мини-выставка.

2.6. Иногда человек вторгается в жизнь птиц - разоряя их гнездовья, нарушая их покой, лишая корма. На снижение числа полезных птиц большое влияние оказывают бордячие собаки и бездомные кошки, которые отысивают птичьи гнезда, поедают птенцов и даже взрослых птиц. Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка старого дуба» (реж. О.Ходатаева, 1948г.), обсуждение поступков мальчика Макара, чтение стихотворения:

Гнездо построил воробей,

Старался, как умел,

Хотел он вырастить детей,

Он за семью болел.

Везде летать и корм искать

 Весь день не уставал.

Решил Олег гнездо сломать,

Но… с дерева упал.

Сидит и плачет,

Но не жаль

Олега никому.

-Не надо птичек обижать!- Сказали мы ему.

Вывод: Если мы хотим видеть рядом с собой удивительно милых и в большинстве своем полезных существа-птиц, нужно охранять их и помогать им в их заботах.

3. Закрепление и подведение итогов занятия.

Решение экологических задач:

1.Девочка на даче видит, как бабушка уничтожает гусениц. В лесу она тоже начинает убивать гусениц, но папа девочки говорит ей, что этого делать не надо. Почему он так сказал?

2. Дети гуляют в лесу. Они замечают выпавшего из гнезда птенца. Один мальчик хочет его поднять и положить в гнездо, а другой говорит, что нельзя его трогать. Кто прав?

Материалы и оборудование: плакат, карточки с изображением птиц (гнездовий); цветные и простые карандаши.

Рекомендации родителям: почитать вместе с детьми рассказ Виталия Бианки «Плавунчик», изготовить для Дня птиц скворечники.

Литература:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: 411 Лакоценин С.С., 2009.

2.Бианки Виталий «Плавунчик», «Малыш», Москва, 1986

3.Глухов Г. Птичьи хлопоты. Ростов-на Дону, 1990.

4Иржи Феликс «Птицы садов, парков и полей», Артия, Прага, 1980.

5Рахманов А.И. Птицы-наши друзья. Москва, Росагропромиздат, 1989.

6.Шпотова Т.В., Трушкина О.К. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями для работ с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /5-7 лет/, г. Обнинск, 1994, с. 188-189.

 

Информационный материал для занятия

 

  1. Большая синица. Селится, как правило, в дуплах или в подходящих искусственных гнездовьях в садах, парках и в лесах. В дупло синицы натаскивают массу строительного материала: мох, лишайники, пух, клочки шерсти, перья. В кладке 8-10 яиц. Самец регулярно кормит самку.  В апреле через 13-14 дней вылупляются  птенцы. Оба родителя начинают добывать корм, главным образом гусениц. Покинув гнездо, синички еще несколько дней держатся семейной стайкой около места, где вывелись, принимая от родителей пищу.
  2. Деревенская ласточка селится в конюшнях, в коридорах жилых домов, в отличие от городской ласточки, которая гнезда чаще всего строит на деревянной, реже - на каменной стене под крышами, широкими карнизами, навесами, под мостами. Питаются насекомыми, которых ловят, летая невысоко над землей на лугах, выгонах, у реки. Гнезда строят из комочков сырой земли, укрепляют стенки соломинками. Лоток выстилают перьями и пухом. В гнезде, как правило 5светлых в крапинку яиц.

3. Хохлатый жаворонок. Природный символ города Светлограда, остается на зиму. Немного мельче скворца. Летает птица хорошо, но пользуется крыльями редко, предпочитая передвигаться с помощью ног по земле. Весной спешат занять гнездовые места: выгоны, пустыри, огороды, открытые пространства вдоль дорог. Гнездо - неряшливая постройка из корешков, стебельков. Ее самкаустраивает на земле в присутствии похаживающего вокруг самца. В кладке 4-5 коричневых яиц. В 9-ти дневном возрасте птенцы, не научившись летать, покидают гнздо. Питаются жаворонки семенами трав и зелеными частями различных растений, насекомыми, но птенцов выкармливаю исключительно насекомыми и их личинками.

Грач. На Ставрополье - оседлая птица. Птица величиной с ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. Питаются грачи различными насекомыми, дождевыми червями, мышевидными грызунами, зернами культурных злаков, плодами, семенами, ягодами. Уничтожают вредителей с/х растений - грачи приносят пользу. Но во время массовых ночевок в городах часто загрязняют здания и архитектурные памятники.

Белая трясогузка Перелетная птица, держится около скотных дворов, на пастбищах и на полях. В период гнездования отличаются редкой нетерпимостью. Самцы часто заводят драки за обладание гнездовой территорией. Но при появлении ястреба, сообща атакуют его и обращают в бегство. Гнезда  устраивают в щелях каменных заборов и стен, в поленницах дров.

Обыкновенный скворец – прекрасный имитатор самых разных голосов - селится по соседству с человеческим жильем. Чаще всего в искуственных гнездовьях самка вьет нехитрое гнездо из корешков и сухой травы. В течение двух недель поочередно насиживают 4-6 яиц, а затем дружно заботятся о вечно голодном потомстве, кормят их насекомыми, их личиками, моллюсками и червями. Взрослые птицы могут делать набеги на вишневые сады и виноградники.

Домовой воробей - постоянный спутник человека. Ворох соломинок, обрывков бумаг, перышек, высланный изнутри перьями представляет собой гнездо, помещенное где попало (щели строений, дупла, искусственные гнездовья) и где бывает от 3 до 8 яиц.Если гнездо открыто , оно более аккуратно и имеет форму неправильного  шара с боковым входом. Воробьи очень плодовиты и могут вырастить до четырех выводков. Питаются рассыпанными семенами с-х культур, весной почками и зелеными частями растений, летом часто насекомыми.

Дятлы. Высиживают яйца в гнездовых дуплах на высоте до 20 метров. Сообща кормят потомство насекомыми, их личинками, куколками, муравьями-древоточцами

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Скворечники»

Различные конструкции искуственных гнездовий:


Синичник с выдвигаю­щейся передней стенкой. Такое гнездовье удобно чистить и дезинфициро­вать

1.


Дуплянка


Скворечник

Дуплянка с открываю­щейся крышкой из гор­быля


10


Просмотр содержимого документа
«Изображения птиц, их гнезд , яиц»


Большая синица Белая трясогузка



Деревенская ласточка Хохлатый жаворонок





Обыкновенный скворец Домовой воробей






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!