СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изучению произведения А.П.Чехова "Хамелеон"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока.»

Урок литературы на тему "А.П. Чехов. "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества"

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи урока:

Обучающая: обучение анализа рассказа;

Развивающая: 1) знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали; 2) учить рассуждать на литературную тему;

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к писателю, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.

Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Термины и понятия: сатира, художественная деталь, хамелеонство.

Толковый словарь: бакалейная лавка, дровяной склад.

Оборудование:

учебник,

тетради учащихся,

портрет писателя (художник В.А.Серов),

I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя:

- А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть, вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

Ученик. В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

- Правильно. Молодцы.

1. Тема нашего урока: А.П.Чехов "Хамелеон". Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

Цель урока: мы познакомимся с рассказом "Хамелеон" и определим в чем его смысл.

III. Слово учителя

- А.П.Чехов прожил недолгую жизнь, всего 44 года, но она целиком была наполнена работой.

Рассказ "Хамелеон" он написал в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.

Однако, будучи еще студентом, с 1880 года, Антон Павлович начинает печатать свои короткие юмористические рассказы под псевдонимом "Антоша Чехонте".

- Ребята, а что такое псевдоним?

Ученик. Это вымышленное имя.

Учитель. Правильно. Давайте откроем тетради и запишем в словарик определение термина "псевдоним".

Псевдоним - (от греческого psendos- ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произвед

Бакалея - 1. Некоторые продукты (крупа, мука, сахар, чай, кофе и т.п.) как предмет торговли. // устар. Сухие фрукты, копчености и т.п.

2. Отдел продовольственного магазина или магазин, где продаются такие продукты.

Дрова - Распиленные и обычно расколотые на поленья деревья, используемые как топливо. Помещение где хранятся дрова

II. Актуализация знаний.


1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2. Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”

-Давайте вспомним чеховских героев , а поможет нам в этом кроссворд

1.«Полицейский надзиратель (Очумелов).

2. Рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником (Елдырин)

3. Золотых дел мастер (Хрюкин).

4. Фамилия генерала (Жигалов).

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

2. Слово учителя.

Сегодня у нас урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

Большинство произведений Чехова сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»?

(Сатира-гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры- преимущественно явления общественной жизни).

Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?

(Слайд 4. Опережающее индивидуальное домашнее задание:

В словарях у этого слова есть два объяснения (САЙТ ОБЩИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА)

Хамелеон

Значение слова Хамелеон по Ефремовой:

Хамелеон - Небольшая древесная ящерица, отличающаяся способностью быстро менять окраску своей кожи.

Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения и т.п.

Способный менять свой цвет, свою окраску в зависимости от освещения.

Значение слова Хамелеон по Ожегову:

Хамелеон - Пресмыкающееся теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде

Хамелеон Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии Pejor

Значение слова Хамелеон по словарю Ушакова:

ХАМЕЛЕОН, хамелеона, м. (греч. hamaileon). 1. Пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т. п. (зоол.). 2. перен. О человеке, легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.). Что за хамелеон эта девушка! Тургенев. 3. Марганцево-кислый калий, резко меняющий свою окраску в различных растворах (мин.).

Значение слова Хамелеон по словарю Даля:

Хамелеон

м. род ящерицы теплых стран. | Одно из южных созвездий. | *Человек изменчивый, двуличный.

Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные).

- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Просмотр видео фильма ).

* Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала – Хрюкин, потом_- свинья, болван).

* Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки).

* Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

* Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании?

(Слайд5.) ( Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти,он жандарм.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?

Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.)

Какие же детали использует Чехов в своем рассказе?

1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

- Как вы понимаете слово «конфискованный»? (Конфискованный- отобранный.)

2. Узелок.

- Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».)

Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

- Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

3. Следующая деталь. Шинель.

- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

- Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин?

(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

4. Следующая деталь. Палец.

Окровавленный палец Хрюкина- это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

5. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.

6. А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

-Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.)

Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

Ученик. Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Сам А.П.Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба. (обращение к эпиграфу урока)

IV. Итог урока.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Индивидуальное задания на карточках


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!