Предмет – история
Класс - 5
Тема – «Родовые общины охотников и собирателей»
Дата урока –
Цели: создание условий для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины
Задачи:
Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды
Развивающий аспект:
Развитие мыслительных качеств:
- выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине
- выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете
Воспитательный аспект:
- формирование БНЦ семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира
Планируемые метапредметные результаты
Личностные УУД
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Регулятивные УУД
Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике.
Коммуникативные УУД
Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционный с элементами практической работы
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)
По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый
Основные понятия: орудия труда, человеческое стадо, родовая община, гарпун, остроконечник
Оборудование урока: презентация на тему «Родовые общины охотников и собирателей»; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.: 2013; иллюстрации учебника
Структура урока:
Начало урока. Организационный момент.
Этап мотивации актуализации и целеполагания.
Этап изучения блока новой учебной информации.
Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.
Рефлексивно-аналитический этап
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Мы продолжим путешествие в мир истории, но сначала надо показать знания прошлой темы.
Актуализация знаний и целеполагание
Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы:
Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
Опишите древнейшие орудия труда?
Какую работу ими можно было выполнить?
Как люди добывали себе пищу?
Всегда ли охота была удачной? В каких случаях?
Почему первобытные люди жили группами?
Как называются древнейшие коллективы людей? Что они представляли собой?
3. Постановка познавательной задачи урока.
4. Изучение нового материала.
Беседа с учащимися
-Когда появились на Земле древнейшие люди?
-Где они жили?
- Какой был климат в тех странах, где жили древнейшие люди? (Выслушав ответы, учитель рассказывает о похолодании на Земле).
На настенной карте учитель показывает южную границу наибольшего оледенения.
- Покажите на карте и скажите, какие районы на Земле были покрыты льдами?
- Был ли ледник в той местности, где мы живем?
- Что вызовет на земле изменение климата?
- Что будет с животным и растительным миром?
Учитель: Жизнь была возможна только южнее указанной границы, причем климат стал холодным и суровым лишь в приледниковых районах Европы и Азии, в Африке же и в Южной Азии люди продолжали жить в неизменившихся природных условиях. А Америка еще не была заселена людьми.
Многие животные, привыкшие к теплу, погибли в ледниковое время.
- Почему первобытные люди выжили? Подумайте, что помогло им в этом?
Ученики:
- Овладение огнем; создание разнообразных орудий труда; превращение охоты в главное занятие; из шкур шили одежду, делали жилище; возникали прочные коллективы.
Учитель:
-Как люди овладели огнем?
- Какую пользу приносил огонь людям?
-Да, люди сами начали добывать огонь. Протрите одну ладонь о другую. Что вы чувствуете? Люди заметили, что при трении выделяется тепло, но, чтобы добыть огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, требовалось умение и терпение.
Сегодня мы выясним остальные причины того, почему люди выжили в суровых условиях похолодания. Люди овладели новыми материалами для изготовления орудий труда, костью и рогом, изобрели новые орудия. Рассмотрите рис. 2-3 на стр. 15. Скребки использовались для очистки внутренней стороны шкуры животного от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами. В ледниковое время люди научились обрабатывать шкуры и шить одежду.
Рассмотрите копье и гарпун (рис. 1, стр.15). Люди изобрели копье. Они привязывали остроконечник из кремня к длинному древку волокнами растений или кожаными ремнями. Копье стало более надежным орудием в борьбе со зверями, чем заостренная ручным рубилом палка. Сравните копье и гарпун. Каковы различия между ними? Предположите, при каком занятии особенно необходим гарпун? Почему рыбная ловля становится важнейшим занятием только после изобретения гарпуна? Да, гарпун превосходит перед копьем в рыболовстве. Представьте себе: на речной отмели стоит рыболов. В его руках копье. Вот показалась крупная рыба: мгновенный удар-вода забурлила и окрасилась кровью. Но смертельно раненная рыба сорвалась, и поток унес ее. Быть может, мертвая, она всплывет, но так далеко, что рыболову не достанется. Иное дело гарпун: зубцы застрянут в теле рыбы и добыча не ускользнет.
Охота на зверя и крупную рыбу стала в ледниковое время главным занятием. Произошло это потому, что были изобретены новые орудия - гарпун и копье, изменились и сами первобытные люди. Они научились загонять зверей в болота, гнать их к крутым обрывам, откуда те срывались. Ломали себе ноги; человек придумал всевозможные ловушки, в которые попадались животные.
Класс делится на две группы. Задание первой группе: Используя рисунок слайда и план, составьте рассказ об охоте на мамонта. Задание второй группе: Используя рисунок слайда, составьте рассказ об охоте на диких коней.
План для первой группы:
Как охотились первобытные люди.
Как устроена западня.
Чем вооружены охотники.
Какие опасности подстерегают их.
Почему мамонт был желанной добычей для первобытных людей.
План для второй группы:
Как охотились первобытные люди.
Как устроена западня.
Чем вооружены охотники.
Какие опасности подстерегают их.
В чем опасность этой охоты.
Ответы учащихся дополняются. Первобытные люди заметили, что по тропам, протоптанным животными, часто пробирается сквозь лесную чащу на водопой мамонт. Палками-копалками и просто руками люди вырыли на пути животных несколько больших ям-ловушек. Укрепили на дне заостренные колья, замаскировали западню жердями, зелеными ветками и стали ждать. Во время засухи водоемы привлекали к себе массу животных. Звери теряли всякий страх. И вот наконец удача: громадный мамонт провалился в яму. Рев раненного животного слышен далеко вокруг. Люди нападают на мамонта и камнями, копьями и дубинами, стараются добить его. Эта борьба опасна: разъяренный зверь может тяжело ранить или убить охотника.
Скажите, один человек смог бы выжить в этот период? (нет)
Люди продолжали охотиться группами, они сообща рыли ямы-ловушки, сообща гнали стада животных к обрыву, сообща добивали раненных зверей. Охотники действовали дружно, оказывая друг другу помощь и поддержку. Человеческие коллективы становились более и более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! Как же назвать такие коллективы? Прочитайте первый абзац учебника на стр. 13 и ответьте на вопрос. Как изменились первобытные люди? Чем занимается каждый член этого коллектива? (Ответы учащихся дополняются)
Итак, родовая община - это новая форма человеческого коллектива, необычайно прочная и тесно сплоченная. «Родовая» (родственные связи между людьми осознаются как основные), «община» (совместный труд и совместное имущество). Охота носила коллективный характер, и возникли родовые собственности на запас пищи и сырья. Отдельным людям принадлежали только изготовленные ими копья, гарпуны, шилья, орудия из камня. Но эти предметы, по обычаю, мог взять каждый родич, который при этом заботился о них, как о своих собственных. Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого. В родовой общине ярко выражено разделение труда между мужчинами и женщинами, старшими и младшими. Одежду шили из шкур животных и научились делать жилища в случае отсутствия пещер.
5. Рефлексия:
1) Что мы выяснили с вами на уроке?
2) Что изменило жизнь первобытных людей?
3)Что помогло людям выжить в суровых условиях?
4) Назовите важнейшие занятия древнейших людей.
5) На каких животных охотились древнейшие люди?
6) Когда появился «человек разумный»? Чем он отличался от древнего человека?
7) Какие изобретения были сделаны?
8) Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной?
9) Как возникла родовая община?
10)Чем родовая община отличалась от человеческого стада?
6. Домашнее задание
Прочитать § 2, ответить на вопросы в конце, знать понятия и даты.