СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 2 "Цифры и числа" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка второго урока по теме "Цифры и числа".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 2 "Цифры и числа" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 2. Цифры и числа

Основная дидактическая цель урока: учить читать, записывать и сравнивать натуральные числа, познакомить с приёмом решения комбинаторных задач.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

Ребята, знаете ли вы, что для передачи секретных сообщений буквы иногда шифруют, то есть заменяют их цифрами?

Однажды в одном городе мальчик решил прослыть самым умным во дворе. Он сказал: ≪Зашифрую буквы и расскажу всем секретную сказку≫. Первую букву А он зашифровал цифрой 1, вторую букву Б – цифрой 2 и т. д. Зашифровав девятую букву цифрой 9, мальчик запнулся. Ведь осталась только цифра 0, а буквы с таким номером нет. ≪Ничего, обойдусь и этими буквами! – подумал он. – И из них немало слов получится≫.

Буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

Шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вот какую засекреченную сказку рассказал мальчик своим друзьям.

Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит:

– 2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь, 456 наша 8121?

565 отвечает:

– 51, знаю. Она в 3196.

– Но там 86 была морская 936951? И 456 она?

– Я подарил 67 внучке 196.

– Расшифруйте сказку.

Жили-были ____ и ______. Во дворе у них жили ____ и ______. Приходит однажды _____ и взволнованно говорит:

– _____! Я вижу только ____. Ты не знаешь, ____ наша _______?

______ отвечает:

– _____, знаю. Она в _____.

– Но там _____ была морская _______? И ______ она?

– Я подарил _____ внучке _________.

(Ответ.

Жили-были дед и баба. Во дворе у них жили ёж и жаба. Приходит однажды баба и взволнованно говорит:

Беда! Я вижу только ежа. Ты не знаешь, где наша жаба?

Дед отвечает:

Да, знаю. Она в вазе.

– Но там же была морская звезда? И где она?

– Я подарил её внучке Азе.)

– Ребята, вы молодцы, правильно расшифровали сказку.

– Скажите, пожалуйста, какие числа встретились вам в тексте? (Двузначные, трёхзначные, четырёхзначные, шестизначные, чётные, нечётные и т. д.)

– А теперь выполните задания.

1. Выпишите эти цифры в тетрадь в строчку в следующем порядке: первый ряд – только двузначные числа, второй – только трёхзначные, третий – только четырёхзначные.

2. Определите в каждом ряду, какие цифры не использованы у вас в написании чисел. Запишите эти цифры на второй строке.

3. Составьте из неиспользованных цифр наименьшее и наибольшее числа.


Задания

Первый ряд

Второй ряд

Третий ряд

1

78; 51; 86; 67

565; 681; 456; 196

2121; 8121; 2651; 3196

2

0, 2, 3, 4, 9

0, 2, 3, 7

0, 4, 7

3

20349 и 94320

2037 и 7320

407 и 740


Сегодня мы с вами научимся сравнивать числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых.

II. Работа по теме урока

На доске:

20 349 94 320 2037 7320 407 740

– Запишите все числа в порядке возрастания. (407, 740, 2037, 7320, 20 349, 94 320.)

– Три последних числа из предыдущего задания замените суммой разрядных слагаемых.

Ответ: 7320 = 7000 + 300 + 20

20 349 = 20 000 + 300 + 40 + 9

94 320 = 90 000 + 4000 + 300 + 20

– Давайте перечислим все разряды, на которые разложили каждое из чисел.

III. Работа по учебнику

1. С. 13, № 1.21 (устно).

Ответ:

а) 6 – разряд сотен тысяч

4 – разряд единиц тысяч

0 – разряд десятков миллионов

8 – разряд сотен миллионов;

б) в разряде единиц – 1

в разряде единиц миллиардов – 9

в разряде десятков миллионов – 0

в разряде единиц тысяч – 4

в разряде десятков – 3.

2. С. 13, № 1.22 (устно).

а) между числами 15 и 21 (5 чисел);

б) между числами 34 и 43 (8 чисел).

3. С. 13, № 1.16.

(78, 5412, 10 005 023, 10 002 064 000, 117 000 002 030.)

4. С. 13, № 1.23.

Ответ: а) 4444; б) 30303030.

– Разбейте каждое число на классы. Прочитайте.

Ответ: 4 444; 30 303 030.

5. С. 14, № 1.32, 1.33 (самостоятельно с взаимопроверкой).

Ответ: 1. 32. На 1414 м. 1.33. а) 357; б) 2408; в) 41; г) 40.

IV. Работа над комбинаторной задачей

Сегодня мы познакомимся с новыми задачами – комбинаторными. Эти задачи находятся в особом разделе математики, который называется комбинаторикой.

Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить.

1. С. 14, № 1.25.

– Сколько же чисел можно записать?

– Какая цифра может стоять на первом месте?

– Какая цифра может находиться на втором месте? На третьем? (Составляется схема на доске.)

– Сколько чисел у нас получилось? Какие это числа? (333, 335, 353, 355, 533, 535, 553, 555.)

– Такую схему называют «Деревом всех вариантов».

2. С. 14, № 1.26 (коллективная работа).

– Давайте запишем цифру, которая может стоять в разряде сотен единиц. Она одна? (6.)

– Какие цифры можем подставить в разряд десятков и единиц единиц? (Составляется схема на доске.)

(600, 606, 660, 666.)

(600 + 606 + 660 + 666) : 422 = 6

V. Работа в рабочей тетради

С. 5, № 5, 6.

– Заполните пропуски.

VI. Рефлексия

– Перечислите все разряды чисел.

– Сколько разрядов в каждом классе чисел?

– Какие задания урока вам понравились?

Домашнее задание

С. 14, № 1.34; с. 15, № 1.38.

Запишите все трёхзначные числа с использованием цифр 5 и 7.