СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 9 класс по теме Профориентация  Урок-игра "Выбор профессии"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

2015 год

Групповое занятие по профориентации в 9 классе

Тема: «Найди себя»

Цель: расширить представление обучающихся о мире профессий, мотивировать к профессиональному самоопределению.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомление с понятиями «профессии», «мотив»;

  • способствовать осознанию своих интересов, склонностей, способностей и черт характера.

развивающие:

  • развитие навыков самопознания и саморазвития;

  • развитие творческого мышления, коммуникативных навыков,

  • развитие культуры общения.

воспитательные:

  • воспитание негативной позиции к потребительскому отношению к жизни,

  • воспитание ответственности.




Оборудованиекомпьютер, карточки для работы, плакат «Формула профессии», презентация.





Ход занятия

1.Настрой на работу. Приветствие.

«Здравствуйте девочки, гости нашего занятия. Рада вас видеть. Сегодня очередное занятие. Настраиваемся на серьезную и активную работу».

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов. 
Посмотрите, пожалуйста на доску и выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

На ваших столах лежат карточки с данными цветами. Поднимите ту, которая вам близка по эмоциональному состоянию на данный момент.

Те, кто выбрал зеленый цвет стремятся к успеху; к одобрению и похвале.

Те, кто выбрал красный, — активны, энергичны, напористы.

Желтый — имеют богатую фантазию, но не готовы активно действовать.

Синий — спокойные и уравновешенные люди.

2. Определение профессии.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

И жизнь игра, и все мы в ней актеры.

У каждого своя есть роль:

Герой, преступник иль святой –

Решаем сами мы порой,

судьбу вершить, иль просто по теченью плыть,

вести или ведомым быть.

И сегодня мы с вами мы поговорим о правилах выбора профессии.

Если мы говорим о профессии, то прежде всего мы должны знать что такое профессия.

Профессия – это ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладанием необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.

Упражнение «Сколько нужно профессий»

Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления следующих предметов:

- школьный учебник - Марина

- булочка – Вика

- джинсы - Настя.

На эту работу вам минутка.

Психолог. Время истекло. Слушаем ваши ответы.

(Ответы детей.)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

3.Классификация Климова по предмету труда.

Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова по предмету труда т. е. это то с чем работает человек (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство).

Итак, поговорим подробнее о каждой из них.

«Человек – человек» - предмет труда люди, группы коллективы. Выполнение общественно-организаторской работы, вся работа, где предметом труда выступают люди (медицинские работники, педагогические работники, юристы, инспекторы, инструкторы).

«Человек –техника» - предмет труда техника. Профессии связанные с производством и техническим обслуживанием. Это почти все рабочие профессии. (водитель, машинист, бурильщик, ткач, раскройщик ткани, сталевар, фрезеровщик).

«Человек – знаковая система» - предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы. Этот вид деятельности относится к умственному труду (переводчик, корректор, летчик, бухгалтер, океанолог).

«Человек – природа» - предмет труда животный и растительный мир. Это профессии связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией (цветовод, хлебороб, лесник, ветеринар).

«Человек – художественный образ» - предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно – художественная, актерская деятельность. В основном это все творческие профессии (модельер, реставратор, скульптор, актер, певец).

Упражнение «Найди профессию»

Каждый из вас уже знает, к какому типу по предмету труда он относится. Сейчас ваша задача вспомнить как можно больше профессий относящихся к вашему типу.

Ответы детей.

К какому типу ты относишься? Назови свой список.

4. Мотивы и потребности.

А сейчас мы с вами послушаем притчу. Ее нам расскажет Разина Вика.

В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Я строю Руанский собор».

Каменщики демонстрируют три позиции – выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно; задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении; видеть общую цель деятельности.

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — т.е. лень.

Если для вас в данный момент важен выбор профессии, пути ее получения, профессиональный рост и карьера, это говорит о профессиональной мотивации.

Если для вас в данный момент важнее какие – то другие вопросы например, личная жизнь, это говорит о внепрофессиональной мотивации.




Упражнение «Незаконченное предложение»

Обратите внимание на доску и закончите предложение, где вместо пропуска нужно вставить выбранную вами профессию, и то для чего вы хотите ее получить.

Ответы детей.

«Я хочу получить профессию… чтобы…»




5.Формула профессии «Хочу, могу, надо»

Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость, т. е. интересная и привлекательная, это то что я хочу.

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических т.е. работа должна быть посильная для вас, это то что я могу.

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, это то что нужно в нашем регионе.

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, мотивы, жизненные планы.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация.

Сейчас я буду описывать профессиональные выборы выпускников, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание {читает):

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало - больше половины всех выпускников». (№ 1.)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

Определите, какой рисунок соответствует вариантами выбора?

Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, (действительно она не зависит от нас) значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Пояснения

- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

6.Представление презентации.

На данный момент большинство из вас уже определилось со своими хочу и немного знают о своих могу. Из упражнения «незаконченное предложение» мы узнали о вашем профессиональном выборе.

Горбунова Марина представит нам сейчас свой проект «Мой выбор»

Остальным я предлагаю побыть в роли журналистов и в конце выступления задать интересующие вас вопросы Марине.

Примерные вопросы «журналистов»:

1. Почему ты выбрал именно эту профессию?

2. Кто влиял на твой выбор?

3. Это дело тебе по плечу?

4. Какие качества характера нужны для этой профессии?

5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?

6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

7. Полезна ли эта профессия для общества?

8. Где можно обучиться этой профессии?

9. Где ты будешь работать?

10. Много ли будешь получать?

11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?

12. Родители поддерживают твой выбор?

13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?

14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

Спасибо за работу.

7.Заключительная беседа.

Существует хорошее выражение - «найти себя».

Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти свое призвание.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.

Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

(Дети высказывают свои мнения).

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. И мне бы хотелось чтобы вы о выбранной профессии могли сказать словами Льва Ландау «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая»

7. Подведение итогов (рефлексия)

В заключении нашего сегодняшнему занятия послушаем стихотворение, которое прочтет Кущ Настя.




  1. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников?

  2. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?

  3. Что именно запомнилось? (Ответы детей)






































































Рабочий лист









































































Примерные вопросы «журналистов»:

1. Почему ты выбрал именно эту профессию?

2. Кто влиял на твой выбор?

3. Это дело тебе по плечу?

4. Какие качества характера нужны для этой профессии?

5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?

6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

7. Полезна ли эта профессия для общества?

8. Где можно обучиться этой профессии?

9. Где ты будешь работать?

10. Много ли будешь получать?

11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?

12. Родители поддерживают твой выбор?

13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?

14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?










Я хочу получить профессию…,чтобы...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!