Методическая разработка урока по физике на тему
"Капиллярность и её практическое значение".
Раздел: Молекулярная физика и термодинамика.
Тема: Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.
Тема урока: Капиллярность и её практическое значение
Тип урока: урок
Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности посредством элементов технологии проблемного обучения.
Задачи урока:
формировать умение выдвигать научные гипотезы и предположения, основанные на эксперименте;
формировать навыки исследовательской деятельности;
показать практическое значение и профессиональную значимость изучаемого материала.
Цели по содержанию:
образовательные:
сформировать понятие капиллярность,;
углубить знания о молекулярном строении вещества;
воспитательные:
привить интерес к предмету;
воспитывать аккуратность, трудовые навыки;
развивающие:
способствовать развитию поисковой, творческой деятельности учащихся;
способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: наблюдение, моделирование, проблемный, сравнительный, анализ.
Методы самостоятельной работы:
работа с учебником;
эксперимент;
решение задач.
Оборудование:
учителя:
стакан с подкрашенной водой;
капилляры разного диаметра;
сообщающиеся сосуды;
штативы;
слайды и проектор;
учащихся:
стаканы с подкрашенной водой;
стеклянные трубки-капилляры;
салфетки.
Здоровье и психосберегающая среда обеспечивается:
соблюдением санитарно-гигиенических требований;
созданием комфортной, доброжелательной атмосферы на уроке
различными видами учебной деятельности, их сменой.
Оформление: на доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы, экран, проектор.
План урока
I. Организационный момент:
– Приветствие учащихся.
– Заполнение журнала.
II. Повторение пройденного материала
–Фронтальный опрос:
– Дайте характеристику агрегатного состояния жидкостей.
– Что называется силой поверхностного натяжения жидкости?
– В чем заключается явление поверхностного натяжения жидкости?
– Куда направлена сила поверхностного натяжения?
– Как рассчитать силу поверхностного натяжения?
– Обсуждение явления смачивания и несмачивания
а) смачивание; б) краевой угол; в) мениск.
,
III. Основная часть – изучение нового материала
1) Эксперименты выполненные учениками и зафиксированные на фото и видео.
| | |
Капиляры Надпись на листе бумаги | Перетекание жидкости из одного сосуда в другой | Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет. |
Различное намокание почвы и песка | Необычный способ полива комнатных цветов при длительном отсутствии. | |
2) Работа в группах по объяснению наблюдаемых явлений
1) Почему отпечатываются чернила на бумаге? (каким образом красящее вещество переходит на другой лист?) | 2) Почему жидкость перетекает из одного сосуда в другой? (Попытайтесь понять какие силы поднимают жидкость вверх, а затем опускают вниз. Каково их направление. ВЫПОЛНИТЕ РИСУНОК) | 3) Почему, если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет, а если сухую губку на мокрый мел, она останется сухой? |
4) Почему жидкость поднимается выше в тонком капилляре? (Воспроизведите формулу зависимости высоты подъема жидкости в капиляре от его радиуса) | 5) На чем основан необычный способ полива цветов? (Попытайтесь понять когда жидкость перестанет перетекать в цветок) | 6) Почему в пробирке с землей жидкость поднялась выше чем в пробирке с песком? |
– Обсуждение после доклада 1-й группы и запись понятий:
а) капиллярность; б) капилляр.
– Оформление рисунка после ответа 2-й группы.
– Оформление вывода формулы высоты поднятия жидкости в капилляре вместе с 4-й группой
–Как располагаются несмачивающие жидкости в капилляре.
IV. Закрепление изученного материала
– Сообщение о применении изученных явлений.
– Обсуждение качественных вопросов:
– Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?
–Зачем перед покраской грунтуют поверхность?
– Почему следы на мокром грунте заполняются водой?
– Эксперимент (оценить толщину капилляров ткани )
– Решение задач.
V. Рефлексия
VI. Задание на дом — § 65 задачи 1,2 стр307
и выставление оценок работы на уроке в журнал.