СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Капиллярность и ее практическое применение" с использованием проблемного обучения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Капиллярность и ее практическое применение" с использованием проблемного обучения., Видеоэксеременты записывались учениками

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Капиллярность и ее практическое применение" с использованием проблемного обучения.»


ТАбунова_А_М


Методическая разработка урока по физике на тему

"Капиллярность и её практическое значение".



Раздел: Молекулярная физика и термодинамика.

Тема: Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.

Тема урока: Капиллярность и её практическое значение

Тип урока: урок

Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности посредством элементов технологии проблемного обучения.

Задачи урока:

  • формировать умение выдвигать научные гипотезы и предположения, основанные на эксперименте;

  • формировать навыки исследовательской деятельности;

  • показать практическое значение и профессиональную значимость изучаемого материала.

Цели по содержанию:

  • образовательные:

    • сформировать понятие капиллярность,;

    • углубить знания о молекулярном строении вещества;

  • воспитательные:

    • привить интерес к предмету;

    • воспитывать аккуратность, трудовые навыки;

  • развивающие:

    • способствовать развитию поисковой, творческой деятельности учащихся;

    • способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: наблюдение, моделирование, проблемный, сравнительный, анализ.

Методы самостоятельной работы:

  • работа с учебником;

  • эксперимент;

  • решение задач.

Оборудование:

  • учителя:

    • стакан с подкрашенной водой;

    • капилляры разного диаметра;

    • сообщающиеся сосуды;

    • штативы;

    • слайды и проектор;

  • учащихся:

    • стаканы с подкрашенной водой;

    • стеклянные трубки-капилляры;

    • салфетки.

Здоровье и психосберегающая среда обеспечивается:

  • соблюдением санитарно-гигиенических требований;

  • созданием комфортной, доброжелательной атмосферы на уроке

  • различными видами учебной деятельности, их сменой.

Оформление: на доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы, экран, проектор.

План урока

I. Организационный момент:

– Приветствие учащихся.
– Заполнение журнала.

II. Повторение пройденного материала

–Фронтальный опрос:

– Дайте характеристику агрегатного состояния жидкостей.

– Что называется силой поверхностного натяжения жидкости?

– В чем заключается явление поверхностного натяжения жидкости?

– Куда направлена сила поверхностного натяжения?

– Как рассчитать силу поверхностного натяжения?

– Обсуждение явления смачивания и несмачивания

а) смачивание; б) краевой угол; в) мениск.

,

III. Основная часть – изучение нового материала

1) Эксперименты выполненные учениками и зафиксированные на фото и видео.





Капиляры

Надпись на листе бумаги

Перетекание жидкости из одного сосуда в другой

Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет.

Различное намокание почвы и песка

Необычный способ полива комнатных цветов при длительном отсутствии.





2) Работа в группах по объяснению наблюдаемых явлений





1) Почему отпечатываются чернила на бумаге? (каким образом красящее вещество переходит на другой лист?)

2) Почему жидкость перетекает из одного сосуда в другой?

(Попытайтесь понять какие силы поднимают жидкость вверх, а затем опускают вниз. Каково их направление. ВЫПОЛНИТЕ РИСУНОК)

3) Почему, если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет, а если сухую губку на мокрый мел, она останется сухой?

4) Почему жидкость поднимается выше в тонком капилляре?

(Воспроизведите формулу зависимости высоты подъема жидкости в капиляре от его радиуса)


5) На чем основан необычный способ полива цветов?

(Попытайтесь понять когда жидкость перестанет перетекать в цветок)


6) Почему в пробирке с землей жидкость поднялась выше чем в пробирке с песком?



– Обсуждение после доклада 1-й группы и запись понятий:

а) капиллярность; б) капилляр.

– Оформление рисунка после ответа 2-й группы.

– Оформление вывода формулы высоты поднятия жидкости в капилляре вместе с 4-й группой

–Как располагаются несмачивающие жидкости в капилляре.


IV. Закрепление изученного материала

– Сообщение о применении изученных явлений.

– Обсуждение качественных вопросов:

– Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?

–Зачем перед покраской грунтуют поверхность?


– Почему следы на мокром грунте заполняются водой?

– Эксперимент (оценить толщину капилляров ткани )

– Решение задач.

V. Рефлексия

VI. Задание на дом ­­— ­§ 65 задачи 1,2 стр307

и выставление оценок работы на уроке в журнал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!