СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Пусть всегда и у всех будет мама! (слайд 1)


Урок письма

Цели урока:

  • воспитывать в детях чувство сопричастности с семьей;

  • на примере материалов эпистолярного жанра воспитывать любовь и уважение к матери;

  • способствовать укреплению в сознании детей стремления к миру.

  • прививать учащимся уважение к письмам как проявлению эпистолярного творчества;

  • повысить интерес у учеников к эпистолярному жанру;

  • способствовать формированию в ходе урока навыков само­выражения;


Оборудование:

  1. эпиграф к уроку: «Мать - это имя Бога на устах и в серд­цах маленьких детей» (У. Теккерей);

  2. фонограммы с записями песен «Пусть всегда будет солн­це», «Родительский дом», музыка Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

  3. мультимедийный экран;

  4. фрагменты из д/ф «Детский дом - моя семья», мультфильм «Про мамонтенка» ;

  5. мультимедийная презентация (фотографии для проекции);

  6. рисунки детей о маме.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя ( о письмах)

Ребята, сейчас мы пользуемся телефонами, письма пишем редко, но телефонные разговоры быстро забываются, а письма остаются на долгие годы и их можно перечитывать несколько раз, вы скоро улетите из родного гнезда, поэтому не ленитесь писать письма своим мамам, чтобы они в долгие зимние вечера могли их перечитывать снова и снова, чтобы ваши ласковые слова согревали их души.


Учитель В: Посмотрите, ребята, на экран. На нем вы видите слова, которые с полным правом можно назвать святыми.

Родина, мир, вера, честь, долг, семья, мать. (слайд 2) Звучит песня «Родительский дом».


Учитель:. Семья - это семь «Я»: бабушки, дедушки, мама, папа, братья, сестры и я. (слайд 3)

Ученик: Я вижу: и я, и родные мои –

Единые дети огромной семьи,

И небо над нашей семьей - неохватно!

И солнце над нашей Землей - незакатно!


Учитель: Всех нас объединяет любовь друг к другу, к отчему дому.

Учитель: С родительского дома начинается жизнь челове­ка. А эту жизнь дает самый прекрасный на земле человек, имя кото­рому - Мама! Какая она наша мама? На экране рисунки детей (слайд 4)


Ученики: Добрая, умная, красивая, нежная, ласковая, забот­ливая, любящая.

Ученик:

Кто на детей своих снова и снова

Смотрит с надеждой, ждет хоть бы слова?

Ты, моя мать!

Кто ты, что молча стоишь среди тьмы,

Плачешь, обиженная детьми?


Ты, моя мать!

Кто их растила, поила, кормила?

Кто, позабытая, их не забыла?

Ты, моя мать!

II. Введение в тему.

(заставка) (слайд 5

Грицака Л: Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность, Но наступают такие моменты, когда этого любимого человека рядом не оказывается, а тебе больно или страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладешь перед собой чистый лист бумаги, берешь ручку и пишешь... Пи­шешь письмо ей, единственной и дорогой. Письмо своей маме. Так было в страшные годы Великой Отечественной войны.


Ученик: (заставка «Мама держит ладони») (слайд 5)

«Еще один день

Даст жизнь или смерть,

Еще один час

Потерь и побед.

Своею рукой

Пишу я домой:

Как ты там, мать?

И я вот живой.

Себя береги и сердце свое,

А я не погибну -

Я нужен еще.

Еще за друзей,

Еще за отца,

За землю свою

Не жалко свинца.

Тебе я клянусь:

Сквозь сотни потерь

К тебе, мать, вернусь,

Ты жди меня, верь».


Табаков К.: Писали нежные, заботливые письма своим мамам сыновья и с Чеченской войны.


(слайд 5)

«Милая, милая моя мамка, здравствуй! Пишу тебе письмо рано утром. Здесь, в горах, так красиво, воздух чистый, ти­шина. Обо мне не волнуйся, у нас спокойно, служба нетрудная, ко­мандиры хорошие. Ты спрашивала, с кем я служу? Ребята все миро­вые, живем дружно, друг друга выручаем.... А по ночам мне снятся красивые сны, и в них обязательно ты, мамочка. Гладишь меня по голове, ласково обнимаешь. И мне так спокойно становится, так хорошо. Не переживай за меня, мамка.

Знаешь, ведь никто на свете

Не любил тебя, как я.

Для меня нет на планете

Никого главней тебя.

Целую крепко. Твой сын - солдат Виктор Прохоров».


Учитель: Юноши рождены для того, чтобы защищать свою Родину, и каждый из вас пройдет путь воина-защитника. И не ленитесь писать своим мамам хоть пару строк о том, что у вас все хорошо. Помните, что материнское сердце не камень.

III. Практическая часть ( Слайд 6)


Учитель В: Письма, о которых мы говорили выше и станут предисловием к нашей книге, которую мы составим из ваших писем, написанных мамам. Книга будет называться: «Пусть у всех и всегда будет мама».

Мы с вами выбрали редакционную группу. Их задача - написать послесловие для книги. Это будет письмо ко всем мамам планеты Земля.

Учитель (о работе, из чего состоит книга…)

Есть художники-оформители. Они приготовили рисунки для на­шей книги. Одна группа ребят подготовит материал к I главе под названием:

«Тебе бы гимны посвящать

И честь при встрече отдавать.

Ты на земле главнее главных, мама!»

Вторая группа - ко II главе с заголовком:

«Ведь так не должно быть на свете,

Чтоб были без мам чьи-то дети».

(Ученики готовят письма мамам. Потом отбирают самые интересные, на их взгляд, чтобы включить их в книгу).

Учитель: Итак, материал для I главы нашей книги. (слайд7)

На экран проецируются фотографии, которые принесли ученики. На них мамы, дети с мамами дома, на отдыхе, на школьных меро­приятиях. Ученики читают свои письма мамам.

Ученица:

Нет на свете лучше, мамочка, тебя,

Ты, конечно, знаешь, я люблю тебя.

Самая родная, милая моя,

Дороже всех на свете, славная моя.

Просыпаюсь утром - радостно, тепло,

Ты меня согреешь, солнышко мое!

Есть такая мудрость, как она верна:

Чтобы жить прекрасно, мама нам дана.

Повторять готова я каждый день одно:

«При солнышке светло, при матушке добро».

Я тебе желаю, мамочка моя,

Будь всегда здорова, будь всегда мила,

Чтобы грусть- печали обошли тебя,

Будь счастливой, мама, я люблю тебя!


Учитель: Это замечательное письмо откроет I главу. Почи­таем другие письма


Ученик:

«Дорогая моя мамочка! Я тебя очень-очень люблю! Ты самая замечательная на свете. Когда ты на работе, я по тебе сильно скучаю. Даже на уроках иногда отвлекаюсь и думаю о тебе. Но ты не волнуйся, я все равно слушаю учителя. Мамочка, я всегда буду учиться хорошо, чтобы тебя не огорчать, ведь ты у меня такая славная. Ты, наверное, умеешь делать все-все. Мы с папой обожаем твои салаты, пирожки, варенье. Мы будем тебя беречь, и когда я вырасту, то никому тебя не дам обидеть. Только ты не болей, нико­гда не плачь и будь счастлива».


Ученица:

«Дорогая, любимая, самая лучшая в мире мамуля! Я хочу тебе сказать, как сильно тебя люблю. Я даже не могу себе представить, как бы я жила без тебя. Когда я вижу детей, которых оставили родители, мне становится их очень жалко. Как же они жи­вут без ласки, заботы и любви мамы? Я знаю: ничто на свете не сможет заменить любви мамы. Поэтому я так тебе, мамочка, благо­дарна, что ты у меня есть!»

Учитель ИЗО

1. Оформляем первую главу…

2. Собираем работы.


Учитель В.: Конечно, это великое счастье, если рядом мама. Но, к сожалению, не все дети получают тепло и ласку от своих мам. В детских домах живут ребятишки, которые только мечтают об этом.

Просмотр кадров из документальных фильмов о жизни детей в детском доме. (слайд 11)

V. Продолжение практической части


Учитель: Во II главе нашей книги мы поместим письма де­тей, которых оставили мамы, и ваши письма к этим мамам.


Ученица (Слайд )

«Все детство, мама, я тебя ждала,

Я в каждой женщине тебя искала.

Всегда я мысленно тебя к себе звала,

Просила, умоляла, заклинала.

Не знала ты, как трудно я росла,

Как и когда болела, чем я увлекалась.

Забыла обо мне, как только родила,

И над моей судьбой ты мало убивалась.

Но для меня ты все же счастием была,

Я все равно тебя любила, обожала.

В мечтах моих ты так была нежна,

Что их я ревностно от всех скрывала.

Ну как же ты забыть меня могла,

Ведь я на прошлое ничуть не обижалась,

Я так хотела, чтобы ты ко мне пришла,

И чтобы счастье нам обеим улыбалось».

Учитель ИЗО : Вот такое трогательное письмо откроет II главу книги о маме. Вы, ребята, написали мамам, которые оста­вили своих детей в детских домах? (Оформление работ)

Учитель В (после оформления просит зачитать важное и передать работы )


Просмотр отрывка из мультфильма про мамонтенка с «Песенкой о маме». (слайд 17)

Учитель : А теперь послушаем нашу редакционную группу. Они написали для книги послесловие

Учитель ИЗО и нарисовали рисунки………

Учитель В Это открытое письмо ко всем мамам Земли.


Ученик-редактор:

«Дорогие мамы всех живущих на пре­красной планете Земля! Самое большое счастье - это мир на земле, это жизнь без войны. Войны развязывают люди с жестокими сердцами, лишенными милосердия. Матери Мира! Пожалуйста! Постарайтесь воспитывать своих детей в любви к ближнему, ко всему прекрасно­му, что нас окружает. От Вас зависит, чтобы дети научились ува­жать старость, беречь природу, помогать нуждающимся, не обижать слабых. Научите своих детей не быть равнодушными к боли и беде других.


«Чужого горя не бывает.

Кто это подтвердить боится,

Наверно, или убивает,

Или готовится в убийцы».

Чтобы Ваши дети были живы, доставляли Вам радость, дели­лись с Вами своими успехами и достижениями, научите их любить свою страну, свой народ, уважать традиции и культуру. Помогите детям сделать выбор:

вместо слез - смех, ()

вместо ненависти - любовь,

вместо презрения - уважение,

вместо горя - радость,

вместо войны - мир


Песня про маму


Редакционная группа (в папке с файлами) оформляет вместе с уче­никами-художниками книгу «Пусть у всех и всегда будет мама».

VI. Заключительное слово учителя


Учитель :

Нет ничего священнее и бескорыстнее любви ма­тери. Все остальное меркнет и теряется по сравнению с ней. Берегите маму, жалейте ее, доставляйте ей радость, и тогда ее ласка, забо­та и любовь будут сопровождать вас по жизни долго-долго. И где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей ма­ме, а если что-то не можете сказать вслух, то берите бумагу и ручку и пишите письмо ей, родной и любимой. Она его обязательно полу­чит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.

Учитель ИЗО:



Свою работу на этом мы не заканчиваем, книгу постараемся напечатать, а весь собранный материал в папке передадим в соц. приют для тех мам, которые забывают про своих детей.


В конце песня о маме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!