МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Сергиев Посад
«Историческая память о подвигах святого благоверного князя Александра Невского и ее отражение в жизни современного человека».
История 6 класс
учителя: Синявский С.Н.
Пыжова С.В.
Сергиев Посад
2020 г.
План урока.
Цель: Духовно-нравственное просвещение обучающихся, с помощью приобщения к образцам свято-отеческого духовного наследия, и знакомства с житием и подвигами Александра Невского
Задачи:
1) расширить и закрепить знания учащихся о жизни и деятельности Александра Невского.
2) формировать чувство гражданственности, уважение к прошлому.
3) способствовать объективному пониманию сущности исторических событий и поступков отдельных исторических деятелей в контексте современного государства.
Учитель: Ребята посмотрите на экран. Перед вами фрагмент фильма. Смотрят. Затем вниманию ребят предлагаются две иллюстрации- картина Александра Невского и икона святого благоверного князя Александра Ярославича. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать темя урока.
Учащиеся выводят тему урока.
Учитель подводит ребят к проблеме вопросом: А кем же был этот человек?
Учащиеся формулируют с помощью учителя проблемный вопрос урока. Воином- освободителем и в то же время он прославляется в лике святых православной церковью. За что Александр Ярославович был удостоен русской православной церковью причислению к лику святых? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Учитель предлагает ребятам историческую справку на бумаге о месте рождения князя. На экране слайды из Переславля Залесского. Беседа о том, что князь родился около 1242 года и был сыном князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, великодушный и прекрасный лицом, Александр еще при жизни сделался наследником отца в Новгороде.
Учитель знакомит ребят с местами боевой славы князя. Победы князя над чудью, финами, литовцами и Ливонскими рыцарями разносили славу о князе по всему миру. Ливонские рыцари были в это время страшнее для русских, чем монголы. Ребятам предлагается вопрос: почему Ливонцы были страшнее для Руси, чем татары.
Учащиеся (примерный ответ с помощью учителя)- так как нашествие Ливонцев с запада грозило Руси полным подчинением и потерей суверенитета, а от татар мы зависели лишь экономически.
Учитель: на экране икона благоверного князя Александра Ярославича на коне. Учащимся предлагается рассказать о том, что они видят на иконе. Вопрос, чем икона отличается от картин и репродукций. Ответы учащихся. Кого изображают на иконах?
Учащиеся – святых.
Учитель- кто такой святой…. Учащиеся отвечают. Учитель рассказывает ребятам о Невской битве и победе князя в ней. О ледовом побоище.
Ребятам предлагается сделать вывод о значении этих битв в истории России.
Учащиеся: Ливонский орден был разбит и покорении Руси было остановлено. Но русские земли оставались под зависимостью от Золотой Орды, так как бороться с двумя врагами у русских людей еще не было сил (вывод формулируем с помощью наводящих вопросов учителя и слайдов презентации).
Происходит первичное закрепление материала.
Учитель выводит на экран фотографии с Александро - Невской лаврой. Вопрос учащимся в каком городе мы живём? Ответ. Что является центром, основой нашего города?
Учащиеся: Свято Троицкая Сергиева Лавра.
Учитель: а вы знаете, что такое Лавра?
Не все учащиеся знают. Формируем словарь урока. Записываем значение термина в словари тетрадей. Лавра – крупный мужской монастырь со строгим уставом.
Учитель: проводит аналогию и рассказывает о Александро -Невской Лавре. Читает отрывок чуда при погребении князя из рассказов по Истории России для детей А. Ишимовой.
Формируем словарь урока: рака, святой и мощи.
Ребятам предлагается ответить на вопросы: зачем христиане просят помощи у святых, чему они молятся и что получают взамен.
Актуализация полученных знаний: игра с магнитами на доске. Подобрать к термину его объяснение. К терминам из словаря (задание на соотнесение).
Учитель заранее делит учащихся на группы по 5-6 человек раздав им карточки разного цвета. Учащиеся по предложению учителя дома выполняют опережающее задание и с его помощью отыскивают места Сергиево- Посадского района связанные с именем князя Александра Невского.
Учащиеся по 2 человека от группы представляют найденный материал ( не более 2 минут на группу).
Группа 1. Рассказывает про храм Александра Невского в поселке Скропусковском и о ее настоятеле.
Группа 2. Рассказывает о вещах, которые хранятся в музее конный двор и датируются 13 веком. Кольчюги, шлемы, щиты и их предназначении.
Группа 3. Рассказывает и показывает фотоотчет о домовой церкви Александра Невского при бывшей мужской гимназии, а сегодня 14 школы Сергиева Посада.
Учитель говорит, что Александр Ярославович был великим полководцем и в его честь были учреждены ордена. Учащиеся в парах работают с историческим документом и заполняют таблицу. Название ордена, кто им был награжден.
Учащиеся делают вывод: было два ордена Александра Невского- имперский и современный. На слайде фото орденов. Заполняют таблицу.
Рефлексия и ответ на проблемный вопрос:
Ребята отвечают на проблемный вопрос, за что Александра Ярославича причислили к лику святых.
Ответ учащихся: за его подвиги пред Отечеством, чистую и глубокую веру. Службу своему народу, а также чуду, происшедшему на похоронах князя. За то, что у него было чистое сердце и бескорыстные действия. Праведная жизнь.
Учащиеся отвечают на вопрос что понравилось на уроке и что она запомнили?
Домашнее задание: написание сочинений «Мое отношения к князю Александру Ярославичу». Рисунки князя по желанию
Итоги урока: заполненные таблицы по ордену Александра Невского, выставка рисунков о князе Александре Ярославиче, сообщения по краеведческому материалу.