СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»



Методическая разработка урока биологии в 6 классе

МБОУ « Дьектиекская СОШ»

Тема урока: «Растительные сообщества»

Тип урока: открытия нового знания.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • электронная презентация;

  • гербарий растений;

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.

создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.

  • Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ, развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

  • Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.

Способствовать формированию компетенций: информационно-коммуникативной и рефлексивной.


Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.


Планируемые результаты:

1.Предметные: Учащиеся должны знать: - определение понятия “фитоценоз”;

- жизненные формы растений в местных фитоценозах;

- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.

Учащиеся должны уметь: - классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

- описывать ярусную структуру фитоценоза.

2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.

3.Метапредметные:

  • регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

  • коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

  • познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.

Межпредметные связи: экология, география

Структура урока:

  1. Организационный этап.

Цель: включить учащихся в работу;

  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

  1. Изучение нового материала

Цель: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира

  1. Физкультминутка

Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность.

  1. Информация о домашнем задании.

Цель: сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

- Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

выше. Успехов вам и удач!

Будет трудно, я помогу.


Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты.



Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация знаний

- Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться.

На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем. Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам.

Продолжаем работу .

Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите их по порядку пожалуйста


Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.

  1. Я знаю (вид, царство, семейство, род, класс, отдел, крестоцветные, розоцветные, пасленовые, лилейные)

  2. Я хочу узнать( фитоценоз, доминирующие, сопутствующие, ярусы, бор , дубрава, роща)


Выстраивают систематику.


Оценивают свою работу в оценочном листе.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Изучение нового материала

(Целепологание)

Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается?

Какие царства мы знаем?

- Скажите, а в природе организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства?

-Как вы думаете, как будет называться явление, когда организмы, относящиеся к разным царствам, обитают совместно.

- А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете, о каком сообществе сегодня пойдет речь?

- Абсолютно верно.

- Итак, тема урока «Растительные сообщества».

(слайд № 2)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


-С царств.

- Бактерии. Грибы. Растения.

-Нет, совместно.


Высказывают свои предположения.

-Сообщество.



- О растительном сообществе.




Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;



А теперь попробуем определить цель нашего урока


(слайд № 2)

Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности.

Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества


1.

-Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?

- А как вы думаете, могут ли растения обитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга?

-Какое влияние оказывают растения друг на друга?

















И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество».

- А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. (Приложение 1). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами.



Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3)


- Все растения взаимодействуют между собой

- Да могут


- Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям.

-Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой.






Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение.

Оценивают свою работу, выставляя баллы в лист оценивания (Приложение 2).

  Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации



Коммуникативные: умение работать в паре

2

Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ (слайд № 4)

Лес, луг, болото, степь.

Приводят примеры растительных сообществ.



- В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее.

Высказывание Виталия Бианки (слайд № 5)

- И какое сообщество мы будем изучать подробнее.

- Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны.



- И для каждого из этих типов лесных сообществ характерны свои условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие

- Сейчас пользуясь учебником и инструктивной карточкой (Приложение 3) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин


Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6)







- лесное сообщество.

- Хвойные (сосновые и еловые), смешанные, широколиственные.






Разбирают задания

- Еловый лес

- Сосновый лес

- Лиственный лес

Работают с учебником. Заполняют инструктивную карточку. Готовятся к выступлению.

Работают парами


Ведя свою хозяйственную деятельность. в жизнь растений. сильно вмешивается человек. Он может уничтожать одни растительные сообщества и создавать другие.

- Перед вами примеры растительных сообществ . Разделите их на две группы ( слайд 7)

Ребята должны разделить природные сообщества на естественные и искусственные.





- Как вы думаете растения приспосабливаются к совместной жизни?

-Предлагаю посмотреть видеоролик о жизни леса и выяснить что же за приспособление такое , которое позволяет существовать вместе всем растениям не мешая друг другу?


Просмотр видеоролика.

Отвечают на вопрос

-Ярусность.



Физминутка

Избражают «ярусность растений»


3

На экране картинка ярусности (слайд 8-9)


- Какие растения будут занимать верхний ярус?



-Как мы можем назвать их?



-Почему?




- Какие растения занимают второй ярус


- Третий ярус?



- Какие растения занимают четвертый ярус ?

- Пятый ярус ?


- Верхний ярус образуют кроны самых высоких деревьев.

-видами –эдификаторами.


-они регулируют поступление света на нижние ярусы сообщества.

- второй ярус занимают кустарники.

- третий ярус занимают травы и кустарнички.


- М хи

Познавательные :

Логический анализ объектов,

4

Показываю картинку ярусности.

-какой еще ярус можетбыть

- У вас на столах лежит гербарий . Разложите растения по ярусам.



Проверяю на проекторе

- В каком же растительном сообществе есть такие яр рассказ учителя про Приспособленность у растений для совместного проживания ( слайд 10-14)


- Малые деревья.




- Раскладывают гербарий.

Работают в паре.

Оценивают свою работу в оценочном листе.


Познавательные :

Поиск информации, логический анализ объектов, умение структурировать знания, свободное восприятие текста,

Коммуникативные: умение работать в паре


5

Первичное закрепление

А теперь ребята, давайте заполним схему которая систематизирует наши знания полученные на уроке

Предлагаю на проекторе заполнить схему. Какие изменения происходят в растительных сообществах

(Слайд 15)


Заполняют кластер

Познавательные :

составление схем, Регулятивные: выделение и осознание учащимися усвоенного, осознание качества и уровня усвоения

6


Влияние человека на растительные сообщества

( слайд 17-19)


Индивидуальная работа.

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.



Рефлексия

- А теперь ребята подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок и поставьте себе отметку.

Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова.

  • Понравился ли тебе урок? (Да, нет, не очень)

  • Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего)

  • Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень)

  • Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные)

  • Покажи, с каким настроением ты уходишь с урока?

Делают выводы о работе на уроке,

оценивают свою работу

Общеучебные оценка процесса и результата деятельности.

8. Домашнее задание

Это домашнее задание, которое вы должны будете выполнить к следующему уроку.

На проекторе задание : пр. 31 стр 188-192

Задание на выбор:

а) составить кроссворд по теме «Лес»

б) подобрать стихи о растениях, лесе.

( слайд 20)

- Всем спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.


Приложение 1

Тема урока: ----------------------------------------------






К арточка – шифрограмма


Растительное сообщество, или фитоценоз – этоооогрууппавзаимосвяязанныхххмеждусообойраастениий,произрастаююющиххнаоднойтерриториииоказыыывающихвлиияниедруггнадругаинасредусвоеегообитания.
























Приложение 2

Лист оценки учащихся

Тема урока: «Растительные сообщества»

Класс: 6

ФИ участника

Этап урока

Самооценка

( от 0 до 5 баллов)

Проверка домашнего задания


Задание 1. «Шифрограмма»


Задание 2. « Описание типов растительных сообществ»

-

Задание 3. « Работа с гербарием»

-

Задание 4. «Выполнение интерактивного задания»


Итого



17-20 баллов – «5»

16-13 баллов – «4»

10-12 баллов – «3»

Место для отметки


______________________



Приложение 3

Инструктивная карточка


  1. Внимательно изучите информацию, представленную вам о растительном сообществе (параграф №31, пункт «Типы растительных сообществ», стр. 188-190) .


  1. Установите, какая почва, влажность, освещенность и другие факторы характерны для данного растительного сообщества.


  1. Установите, какие растения являются в данном сообществе основными (преобладающими), а какие сопутствующими.



  1. На работу Вам отводится 5 минут, а на выступление - 1 минута.



Желаю удачи!!!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!