СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний"»

Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности

для 8 класса

Погодина Елена Николаевна, учитель ОБЖ


Тема урока: Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: Мультимедиа-урок

Цель урока: Создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики

  1. Обучающая цель:

  • Открыть новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики

  1. Развивающая цель:

  • Сформировать способность обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья; помочь освоить новые понятия

  1. Воспитательная цель:

  • Сформировать систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний

Планируемые результаты:

Предметные:

    • Научатся самоопределению личного отношения к нормам ЗОЖ и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний

Метапредметные:

    • Регулятивные: научатся оценивать собственный образ жизни, планировать дальнейший стиль жизни и, при необходимости, выполнять коррекцию поведения;

    • Познавательные: научатся правильно оценивать свой уровень здоровья и состояние сердечно-сосудистой системы;

    • Коммуникативные: научатся правильно и точно выражать свою позицию по отношению к ЗОЖ, помогать своим товарищам применить правила ЗОЖ на практике.

Оборудование: мультимедийная система и мультимедийная презентация.

Основные понятия: неинфекционные заболевания, факторы риска неинфекционных заболеваний, профилактика неинфекционных заболеваний, образ жизни

Ресурсы: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Организация пространства: кабинет ОБЖ















Начало урока:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Я сегодня в вашем классе буду проводить урок основы безопасности жизнедеятельности. И так, начнем. Внимание на экран.

Видеоролик «01 профилактика неинфекционных заболеваний»

(на экране демонстрируется ролик)

- Ребята, давайте вспомним про действия главных героев ролика и скажем, к чему приводят все эти действия?

Варианты ответов детей.

- Все правильно, к развитию неинфекционных заболеваний.

- Каждый из вас уже, наверно, догадался о какой теме сегодня пойдет речь на уроке?

Варианты ответов детей

Слайд 1

- Молодцы. Перед вами рабочие листы, давайте вместе заполним тему урока: «Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний»

Дети заполняют рабочий лист

- А сейчас давайте попробуем дать определение, что такое неинфекционные заболевания? Обратимся к тексту учебника на стр. 23.

(учитель просит кого-то из детей прочитать определение)

Ученик читает вслух определение

Слайд 2

- Выполните первое задание, заполните пропуски в рабочем листе.

Дети заполняют рабочий лист

- Ребята, если вы внимательно смотрели видеоролик, то вы услышали к каким именно заболеваниям могут привести все эти действия. Давайте попробуем их назвать.

Варианты ответов детей

- Это следующее задание в рабочем листе. Заполните пропуски. Проверяем.

(учитель просит кого-то из детей прочитать)

Слайд 3

Группы неинфекционных заболеваний:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт, инсульт и др.);

  • Онкологические заболевания;

  • Заболевания дыхательных путей (бронхиальная астма и др.);

  • Эндокринные заболевания (сахарный диабет и др.).

- Молодцы, вы справились с заданием!

- Ребята, какую главную мысль вы уловили в тексте диктора?

Варианты ответов детей

- Да, правильно. Это отказ от всего вредного (курение, алкоголь, нездоровое питание, малоподвижный образ жизни и др.), что в последствии сохранит и продлит жизни многих людей. А как думаете, есть ли еще факторы, которые могут повлиять на развитие неинфекционных заболеваний?

Варианты ответов детей

- Верно, есть. Давайте назовем все факторы.

Слайд 4

  • Наследственность;

  • Экология;

  • Пассивный образ жизни;

  • Нездоровое питание;

  • Курение;

  • Злоупотребление алкоголем.

- Наследственность, а что это такое? Давайте узнаем, внимание на экран.

Видеоролик «02 наследственность» - 3 мин. (Делают тебя особенным – выключить!!!)

- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Наследственность» и узнаем, как наследственность влияет на человека (ученик читает).

- Спасибо. А сейчас выполним задание. Перед вами несколько утверждений. Я буду их читать, а ваша задача поднять правую руку, если вы верите этому утверждению. Готовы?

Слайд 6

  • Если кто-либо из родителей страдает аллергией, риск возникновения аллергического заболевания у его ребенка сводится к нулю. (не верю)

  • В большинстве случаев наследственные факторы лишь повышают вероятность развития болезни, но не делают ее обязательной. (верю)

(учитель просит обосновать выбранный ответ)

- Следующий фактор «Экология». Внимание на экран.

Видеоролик «03 чему учит экология» - 1 мин

- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Экология» (ученик читает) и выполним задание. «Верю – не верю»

Слайд 7

  • Для гармоничного роста и развития молодого поколения чрезвычайно важна благоприятная среда обитания. (верю)

  • Большое количество токсинов, поступающих в организм человека, в условиях неблагоприятной экологической обстановки, не имеют свойство накапливаться и оказывать разрушительное воздействие на органы и системы. (не верю).

(учитель просит обосновать выбранный ответ)

- Следующий фактор «Пассивный образ жизни». Внимание на экран.

Видеоролик «04 Движение – это жизнь»

- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Пассивный образ жизни» (ученик читает) и выполним задание, которое называется «Слова-антонимы». (Противоположные слова по смыслу).

Слайд 8

  • Пассивный – (активный)

  • Низкая физическая активность – (высокая физическая активность)

  • Гиподинамия – (спорт)

  • Движение – (покой или статика)

  • Минимальная нагрузка – (максимальная нагрузка)

  • Бежать – (стоять)

  • Слабый – (сильный)

  • Здоровый – (больной)

- Молодцы, у вас хорошо получается. И самое время провести физкультминутку. (на обратной стороне рабочего листа есть комплекс зарядки).

Слайд 9 (05 физкультминутка)

- О каком следующем факторе идет речь? Внимание на экран.

Видеоролик «06 Винни пух застрял в норе у кролика»

- Правильно, фактор «Нездоровое питание». Обратимся к тексту учебника на стр. 24-25 абзац под названием «Нездоровое питание» (ученик читает) и составим «синквейн». (учитель объясняет правила составления «Синквейна»). Я предлагаю вернуться к рабочему листу.

(учитель пишет на доске то, что предлагают дети, а кто хочет пишет свой пример в рабочем листе)

«Синквейн» (образец)

  1. Питание (1 сущ.)

  2. Правильное, разнообразное (2 прилаг.)

  3. Двигаться, расти, развиваться (3 глагола)

  4. Здоровая пища придает силы (предложение из 4 слов)

  5. Энергия (1 сущ, ассоциация с 1 словом)

- Молодцы! Внимание на экран, как вы уже догадались речь пойдет… о курении.

Видеоролик «07 волк курит и хулиганит»

- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 25 абзац под названием «Курение» (ученик читает). Я предлагаю каждому привести свой пример слова-ассоциацию с этой вредной привычкой. Давайте я начну, а вы продолжите – болезни дыхательных путей (пагубная привычка, приводит к закупорке сосудов, сокращает жизнь, пассивное курение, разные болезни, снижается внимание, кислородное голодание, ухудшается память и др.).

- Следующий фактор «Злоупотребление алкоголем», если обратимся к тексту учебника на стр. 25, то узнаем, что… (ученик читает текст в учебнике), а еще… узнаем из видео. Внимание на экран.

Видеоролик «08 профилактика потребления алкоголя»

- Да, ребята. Выбор есть всегда и от того какой путь выберет человек будет зависеть его дальнейшая жизнь.

- Мы с вами перечисли основные факторы риска неинфекционных заболеваний и узнали к чему могут они привести. Как вы думаете, а можно ли снизить эти риски и каким образом?

Варианты ответов детей

- Да, безусловно это профилактика. Ведь заболевание легче предупредить, чем лечить. Есть достаточно эффективные методы профилактики, такие как диспансеризация.

Слайд 10

- Диспансеризация – ряд мероприятий, направленных на выявление у человека хронических неинфекционных заболеваний или предрасположенности к ним.

- И здоровый образ жизни. Есть простые правила, которые помогут начать следовать ЗОЖ: (читают ученики)

Слайд 11

  • Начинать не с «понедельника», а сейчас, не по мелочам, например, делать зарядку и др.;

  • Постепенно включать в рацион все новые полезные продукты (со временем организм привыкнет к ним), например, овощи, фрукты и др;

  • Ходить не менее 40-60 мин в день;

  • Пребыванию за компьютером предпочесть прогулки и общение с друзьями;

  • Высыпаться (пораньше ложиться спать), во сколько? Не позднее 20.00.

- Давайте вспомним с вами взаимосвязь между факторами риска неинфекционных заболеваний и их возможными последствиями. Обратимся к рабочему листу. У вас есть начало предложения вам нужно его продолжить.

(Ученики выполняют задание в рабочих листах)

- Проверяем.

Продолжи предложение.

  • Если в семье кто-то болеет сахарным диабетом, то врачи могут порекомендовать проходить медицинские осмотры.

  • Для комфортно и здоровой жизни людей старших возрастных групп важна благоприятная среда обитания.

  • Нетренированное сердце быстро изнашивается и плохо справляется даже с минимальными нагрузками.

  • Повышенное артериальное давление, избыточный вес и ожирение, повышенное содержание глюкозы и холестерина в крови – это тяжелые последствия неправильного питания.

  • Пагубная привычка, которая приводит не только к закупорке сосудов, но и значительно сокращает жизнь, называется курение.

  • Люди, страдающие алкоголизмом, со временем становятся все более неуверенными в себе, теряют волю и интерес к жизни, опускаются и деградируют.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Домашнее задание ежедневно выполнять утренний комплекс упражнений. (На обратной стороне рабочего листа)

Выставление оценок.

- Ребята, сейчас поставьте себе оценку за урок. У кого все 4 задания выполнены оценка – «5», 3 задания выполнены оценка – «4», 2 задания оценка – «3».

- Я предлагаю вам оценить впечатление от урока

Слайд 11

На уроке мне понравилось…

На уроке я узнал…

При выполнении заданий у меня возникли затруднения…

При выполнении заданий у меня получилось…






















Самоанализ урока ОБЖ

Тема урока: Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний

Урок задуман как урок открытия нового знания

Вид урока: Мультимедиа-урок

Урок запланирован согласно тематическому планированию. Это третий урок модуля «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».

Соблюдены программные требования к уроку основы безопасности жизнедеятельности:

урок имеет индивидуальный характер, личностно ориентирован; присутствует самостоятельная работа учащихся на основе практического деятельностного метода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.

Цель урока: Создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики. Исходя из цели, я определила задачи:

  • Открыть новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики;

  • Сформировать способность обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья; помочь освоить новые понятия

  • Сформировать систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний


Данный урок включает в себя следующие этапы:

Организационный (1)

Мотивационно-целевой (2)

Проектировочный (1)

Операционно-деятельностный (20)

Контрольно-оценочный (3)

Рефлексивный (3)

Урок начинается с организационного момента, который включает в себя предварительную организацию класса. Начало урока было проведено с помощью технологии проблемного обучения и метода «Вопрос-ответ».

Второй этап – этап мотивационно-целевой, цель которого, вызвать мотивацию к познанию.

Далее был этап проектировочный, для которого использовался словесный метод и направлен на осмысление и принятие информации для дальнейшей работы.

Следующий этап урока – операционно-деятельностный (открытие новых знаний по средствам материала из учебника и из презентации, присвоение УУД). Ученики работают самостоятельно и фронтально.

Следующий этап урока – контрольно-оценочный. Учащиеся выполняют проверку своих рабочих листов, ставят оценку. Используется прием стимулирования и контроля. Проходит озвучивание оценки за урок.

Последний этап урока – рефлексивный. На данном этапе применяется прием «Продолжи фразу». Учитель предлагает ученику прочитать фразу и продолжить ее, предлагая свой вариант.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

- информационно-коммуникационные (на протяжении всего урока – компьютерная поддержка в виде презентации, раздаточного материала);

- здоровьесберегающие технологии – на операционно-деятельностном этапе (физкультминутка);

- технологию проблемного обучения – на первом этапе урока;

- технологию развития «критического мышления» - на операционно-деятельностном этапе (прием «Синквейн», «Верю-не верю» на стадии осмысления, прием «Продолжи фразу» на стадии рефлексии).

Методической целью урока было создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики. В результате открыли новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики, сформировали способность к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, сформировали систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширили знания за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

Таким образом, удалось решить задачи, поставленные в начале урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!