Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса
Погодина Елена Николаевна, учитель ОБЖ
Тема урока: Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: Мультимедиа-урок
Цель урока: Создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики
Обучающая цель:
Открыть новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики
Развивающая цель:
Сформировать способность обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья; помочь освоить новые понятия
Воспитательная цель:
Сформировать систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся самоопределению личного отношения к нормам ЗОЖ и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний
Метапредметные:
Регулятивные: научатся оценивать собственный образ жизни, планировать дальнейший стиль жизни и, при необходимости, выполнять коррекцию поведения;
Познавательные: научатся правильно оценивать свой уровень здоровья и состояние сердечно-сосудистой системы;
Коммуникативные: научатся правильно и точно выражать свою позицию по отношению к ЗОЖ, помогать своим товарищам применить правила ЗОЖ на практике.
Оборудование: мультимедийная система и мультимедийная презентация.
Основные понятия: неинфекционные заболевания, факторы риска неинфекционных заболеваний, профилактика неинфекционных заболеваний, образ жизни
Ресурсы: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал.
Организация пространства: кабинет ОБЖ
Начало урока:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Я сегодня в вашем классе буду проводить урок основы безопасности жизнедеятельности. И так, начнем. Внимание на экран.
Видеоролик «01 профилактика неинфекционных заболеваний»
(на экране демонстрируется ролик)
- Ребята, давайте вспомним про действия главных героев ролика и скажем, к чему приводят все эти действия?
Варианты ответов детей.
- Все правильно, к развитию неинфекционных заболеваний.
- Каждый из вас уже, наверно, догадался о какой теме сегодня пойдет речь на уроке?
Варианты ответов детей
Слайд 1
- Молодцы. Перед вами рабочие листы, давайте вместе заполним тему урока: «Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний»
Дети заполняют рабочий лист
- А сейчас давайте попробуем дать определение, что такое неинфекционные заболевания? Обратимся к тексту учебника на стр. 23.
(учитель просит кого-то из детей прочитать определение)
Ученик читает вслух определение
Слайд 2
- Выполните первое задание, заполните пропуски в рабочем листе.
Дети заполняют рабочий лист
- Ребята, если вы внимательно смотрели видеоролик, то вы услышали к каким именно заболеваниям могут привести все эти действия. Давайте попробуем их назвать.
Варианты ответов детей
- Это следующее задание в рабочем листе. Заполните пропуски. Проверяем.
(учитель просит кого-то из детей прочитать)
Слайд 3
Группы неинфекционных заболеваний:
Сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт, инсульт и др.);
Онкологические заболевания;
Заболевания дыхательных путей (бронхиальная астма и др.);
Эндокринные заболевания (сахарный диабет и др.).
- Молодцы, вы справились с заданием!
- Ребята, какую главную мысль вы уловили в тексте диктора?
Варианты ответов детей
- Да, правильно. Это отказ от всего вредного (курение, алкоголь, нездоровое питание, малоподвижный образ жизни и др.), что в последствии сохранит и продлит жизни многих людей. А как думаете, есть ли еще факторы, которые могут повлиять на развитие неинфекционных заболеваний?
Варианты ответов детей
- Верно, есть. Давайте назовем все факторы.
Слайд 4
- Наследственность, а что это такое? Давайте узнаем, внимание на экран.
Видеоролик «02 наследственность» - 3 мин. (Делают тебя особенным – выключить!!!)
- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Наследственность» и узнаем, как наследственность влияет на человека (ученик читает).
- Спасибо. А сейчас выполним задание. Перед вами несколько утверждений. Я буду их читать, а ваша задача поднять правую руку, если вы верите этому утверждению. Готовы?
Слайд 6
Если кто-либо из родителей страдает аллергией, риск возникновения аллергического заболевания у его ребенка сводится к нулю. (не верю)
В большинстве случаев наследственные факторы лишь повышают вероятность развития болезни, но не делают ее обязательной. (верю)
(учитель просит обосновать выбранный ответ)
- Следующий фактор «Экология». Внимание на экран.
Видеоролик «03 чему учит экология» - 1 мин
- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Экология» (ученик читает) и выполним задание. «Верю – не верю»
Слайд 7
Для гармоничного роста и развития молодого поколения чрезвычайно важна благоприятная среда обитания. (верю)
Большое количество токсинов, поступающих в организм человека, в условиях неблагоприятной экологической обстановки, не имеют свойство накапливаться и оказывать разрушительное воздействие на органы и системы. (не верю).
(учитель просит обосновать выбранный ответ)
- Следующий фактор «Пассивный образ жизни». Внимание на экран.
Видеоролик «04 Движение – это жизнь»
- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 24 абзац под названием «Пассивный образ жизни» (ученик читает) и выполним задание, которое называется «Слова-антонимы». (Противоположные слова по смыслу).
Слайд 8
Пассивный – (активный)
Низкая физическая активность – (высокая физическая активность)
Гиподинамия – (спорт)
Движение – (покой или статика)
Минимальная нагрузка – (максимальная нагрузка)
Бежать – (стоять)
Слабый – (сильный)
Здоровый – (больной)
- Молодцы, у вас хорошо получается. И самое время провести физкультминутку. (на обратной стороне рабочего листа есть комплекс зарядки).
Слайд 9 (05 физкультминутка)
- О каком следующем факторе идет речь? Внимание на экран.
Видеоролик «06 Винни пух застрял в норе у кролика»
- Правильно, фактор «Нездоровое питание». Обратимся к тексту учебника на стр. 24-25 абзац под названием «Нездоровое питание» (ученик читает) и составим «синквейн». (учитель объясняет правила составления «Синквейна»). Я предлагаю вернуться к рабочему листу.
(учитель пишет на доске то, что предлагают дети, а кто хочет пишет свой пример в рабочем листе)
«Синквейн» (образец)
Питание (1 сущ.)
Правильное, разнообразное (2 прилаг.)
Двигаться, расти, развиваться (3 глагола)
Здоровая пища придает силы (предложение из 4 слов)
Энергия (1 сущ, ассоциация с 1 словом)
- Молодцы! Внимание на экран, как вы уже догадались речь пойдет… о курении.
Видеоролик «07 волк курит и хулиганит»
- Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 25 абзац под названием «Курение» (ученик читает). Я предлагаю каждому привести свой пример слова-ассоциацию с этой вредной привычкой. Давайте я начну, а вы продолжите – болезни дыхательных путей (пагубная привычка, приводит к закупорке сосудов, сокращает жизнь, пассивное курение, разные болезни, снижается внимание, кислородное голодание, ухудшается память и др.).
- Следующий фактор «Злоупотребление алкоголем», если обратимся к тексту учебника на стр. 25, то узнаем, что… (ученик читает текст в учебнике), а еще… узнаем из видео. Внимание на экран.
Видеоролик «08 профилактика потребления алкоголя»
- Да, ребята. Выбор есть всегда и от того какой путь выберет человек будет зависеть его дальнейшая жизнь.
- Мы с вами перечисли основные факторы риска неинфекционных заболеваний и узнали к чему могут они привести. Как вы думаете, а можно ли снизить эти риски и каким образом?
Варианты ответов детей
- Да, безусловно это профилактика. Ведь заболевание легче предупредить, чем лечить. Есть достаточно эффективные методы профилактики, такие как диспансеризация.
Слайд 10
- Диспансеризация – ряд мероприятий, направленных на выявление у человека хронических неинфекционных заболеваний или предрасположенности к ним.
- И здоровый образ жизни. Есть простые правила, которые помогут начать следовать ЗОЖ: (читают ученики)
Слайд 11
Начинать не с «понедельника», а сейчас, не по мелочам, например, делать зарядку и др.;
Постепенно включать в рацион все новые полезные продукты (со временем организм привыкнет к ним), например, овощи, фрукты и др;
Ходить не менее 40-60 мин в день;
Пребыванию за компьютером предпочесть прогулки и общение с друзьями;
Высыпаться (пораньше ложиться спать), во сколько? Не позднее 20.00.
- Давайте вспомним с вами взаимосвязь между факторами риска неинфекционных заболеваний и их возможными последствиями. Обратимся к рабочему листу. У вас есть начало предложения вам нужно его продолжить.
(Ученики выполняют задание в рабочих листах)
- Проверяем.
Продолжи предложение.
Если в семье кто-то болеет сахарным диабетом, то врачи могут порекомендовать проходить медицинские осмотры.
Для комфортно и здоровой жизни людей старших возрастных групп важна благоприятная среда обитания.
Нетренированное сердце быстро изнашивается и плохо справляется даже с минимальными нагрузками.
Повышенное артериальное давление, избыточный вес и ожирение, повышенное содержание глюкозы и холестерина в крови – это тяжелые последствия неправильного питания.
Пагубная привычка, которая приводит не только к закупорке сосудов, но и значительно сокращает жизнь, называется курение.
Люди, страдающие алкоголизмом, со временем становятся все более неуверенными в себе, теряют волю и интерес к жизни, опускаются и деградируют.
- Молодцы, все справились с заданием.
- Домашнее задание ежедневно выполнять утренний комплекс упражнений. (На обратной стороне рабочего листа)
Выставление оценок.
- Ребята, сейчас поставьте себе оценку за урок. У кого все 4 задания выполнены оценка – «5», 3 задания выполнены оценка – «4», 2 задания оценка – «3».
- Я предлагаю вам оценить впечатление от урока
Слайд 11
На уроке мне понравилось…
На уроке я узнал…
При выполнении заданий у меня возникли затруднения…
При выполнении заданий у меня получилось…
Самоанализ урока ОБЖ
Тема урока: Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний
Урок задуман как урок открытия нового знания
Вид урока: Мультимедиа-урок
Урок запланирован согласно тематическому планированию. Это третий урок модуля «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
Соблюдены программные требования к уроку основы безопасности жизнедеятельности:
урок имеет индивидуальный характер, личностно ориентирован; присутствует самостоятельная работа учащихся на основе практического деятельностного метода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.
Цель урока: Создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики. Исходя из цели, я определила задачи:
Открыть новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики;
Сформировать способность обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья; помочь освоить новые понятия
Сформировать систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний
Данный урок включает в себя следующие этапы:
Организационный (1)
Мотивационно-целевой (2)
Проектировочный (1)
Операционно-деятельностный (20)
Контрольно-оценочный (3)
Рефлексивный (3)
Урок начинается с организационного момента, который включает в себя предварительную организацию класса. Начало урока было проведено с помощью технологии проблемного обучения и метода «Вопрос-ответ».
Второй этап – этап мотивационно-целевой, цель которого, вызвать мотивацию к познанию.
Далее был этап проектировочный, для которого использовался словесный метод и направлен на осмысление и принятие информации для дальнейшей работы.
Следующий этап урока – операционно-деятельностный (открытие новых знаний по средствам материала из учебника и из презентации, присвоение УУД). Ученики работают самостоятельно и фронтально.
Следующий этап урока – контрольно-оценочный. Учащиеся выполняют проверку своих рабочих листов, ставят оценку. Используется прием стимулирования и контроля. Проходит озвучивание оценки за урок.
Последний этап урока – рефлексивный. На данном этапе применяется прием «Продолжи фразу». Учитель предлагает ученику прочитать фразу и продолжить ее, предлагая свой вариант.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
- информационно-коммуникационные (на протяжении всего урока – компьютерная поддержка в виде презентации, раздаточного материала);
- здоровьесберегающие технологии – на операционно-деятельностном этапе (физкультминутка);
- технологию проблемного обучения – на первом этапе урока;
- технологию развития «критического мышления» - на операционно-деятельностном этапе (прием «Синквейн», «Верю-не верю» на стадии осмысления, прием «Продолжи фразу» на стадии рефлексии).
Методической целью урока было создание условий для открытия новых знаний в области определения «Неинфекционные заболевания», факторов, влияющих на их развитие, и методов профилактики. В результате открыли новые знания про неинфекционные заболевания, факторы, которые влияют на их развитие, и методы профилактики, сформировали способность к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, сформировали систему новых знаний по профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний, расширили знания за счет включения новых терминов, понятий, описаний.
Таким образом, удалось решить задачи, поставленные в начале урока.