Тема: Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих
Класс: 3 класс
Цель: познакомить с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы: метод проблемного обучения, беседа.
Формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная,
работа в группах, индивидуальная
Оборудование: учебник русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий II часть, карточки с образцами написания букв, карточки с заданием для исследовательской работы, «алгоритм работы» существительное с шипящим на конце.
Ход урока
Психологическая установка.
«Солнечный зайчик»
- Закройте глаза, вытяните руку, представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик (Учитель раскладывает детям в ладошки смайлик)
- Отройте глаза, улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте однокласснику удачи.
-Пусть хорошее настроение поможет всем нам сегодня совершить какие-то интересные открытия на уроке. Я желаю вам сегодня на уроке удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех..
2.Вводно-мотивационный этап
Девизом нашего урока будут слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
Сегодня на уроке мы откроем одну из тайн русского языка. Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.
Предлагаю вам подумать над таким вопросом. Какие умения нам сегодня пригодятся на уроке? (Внимание, трудолюбие, уверенность, умение думать, умение слушать, умение делать выводы)
- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самооценивания . они у вас лежат на столах.
Сегодня на уроке Вы выступите в роли исследователей и продолжите наблюдать, сравнивать и анализировать.
Прочитайте слова на экране
Ель, гость, пить
- Исследуем их.
-Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак).
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Хоть буква
ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте скажем, какую
роль выполняет
ь в этих словах?
(прикрепить на доску общую карточку)
Ответ: Ь знак указывает на мягкость предыдущего согласного);
(прикрепить на доску общую карточку)
показатель мягкости согласного |
- Я предлагаю вам провести эксперимент: попробуйте превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.
-Измените слова. Для этого вспомните, какие буквы разделяет мягкий знак?(согласные от гласных е, ё, ю, я)
Запишите их напротив записанных слов.
ель - | елью |
гость- | гостья |
пить- | питьё |
-Давайте проверим результат нашего эксперимента.
- Удалось ли превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак? (да) Какие же у вас получились слова?
– Молодцы!
-Как вы считаете, справились с заданием?
-К какому выводу мы пришли, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? (дети называют)
разделяет согласный и гласный |
(прикрепить на доску общую карточку)
- Ребята, как вы думаете ь выполняет еще какие-нибудь роль? Об этом мы узнаем чуть позже.
Учитель: Оцените свою работу на листках самооценивания №1
4.Актуализация опорных знаний.
-Ребята, скажите, какую большую тему мы свами изучаем последнее время? (имя существительное)
- Что такое имя существительное?
-Какие грамматические признаки имеют имена существительные?
- Как определить род имени существительного? (Существительное заменяем местоимением)
5. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. (Создание ситуации успеха.)
- А сейчас я предлагаю вам прочитать слова на экране
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ
- Что вы можете сказать об этих словах? (Все имена слова имена сущ. в ед числе)
- Назовите звук, которым заканчивается каждое слово. (ч,ш,щ)
- Как они называются? (Шипящие)
- Ребята, вы заметили что-то необычного в написании этих слов? Может вас что-то удивило? (В одних словах написан ь, а в других нет)
- Можем мы ответить на вопрос Почему у имён существительных после шипящих на конце слов мягкий знак ( ь) то пишется, то не пишется?
-Давайте сформулируем тему урока. (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих)
- Что мы сегодня узнаем? (узнаем в каких случаях пишется Ь после шипящих у имен существительных, а когда нет. Познакомимся с новой ролью мягкого знака.)
- Вернемся к нашим словам. Мы уже сказали, что эти слова являются именем существительным в единственном числе с шипящим звуком на конце
- А теперь найдите отличительный признак. На какие 2 группы можно разделить данные слова? (Существительные: рожь, дочь, вещь, мышь -
женского рода, а существительные нож, врач, ковш, товарищ – мужского рода)
- Так какой мы сделаем вывод? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих пишется у существительных женского рода, а у существительных мужского рода мягкий знак (ь) не пишется.)
- А где мы можем убедиться в правильности нашего вывода? (в учебнике)
- Откроем учебник на с.31 и прочитаем правило.
- Мы такой же сделали вывод ?
-Какова же роль ь знака в этих словах? На что он указывает? (Он указывает на род имени существительного и выполняет грамматическую роль ) Табличку на доску
указывает на ж.р. имен существительных |
- Ребята, давайте составим алгоритм действий при употреблении ь на конце имён существительных после шипящих.
Рассуждаем так:
1.Слышу на конце слова шипящие согласные звуки.
2. Определяю часть речи.
3.Если имя существительное, то определяю род: мужской или женский .
4.Пишу мягкий знак (ь) после букв ч, щ, ш, ж у существительных женского рода; не пишу мягкий знак (ь) у существительных мужского рода.
5. Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.
Оцените пожалуйста свою работу.
6. ФИЗМИНУТКА
- Устали? Есть решение
Затишье перед бурей
Поднимается ветер (потираем ладошки)
Застучали первые капельки дождя (пощелкивание пальцами)
Дождь усиливается (похлопывание по плечам)
Еще сильнее (похлопывание по коленям)
Гром (подпрыгнуть) гром (подпрыгнуть)
Дождь идет(похлопывание по коленям)
Дождь все тише (похлопывание по плечам)
Тише. (пощелкивание пальцами)
Дождь перестал и выглянуло солнышко!
7.Закрепление изученного материала
- Отдохнули, продолжаем работать.
- Самостоятельная работа (взаимопроверка на слайде)
-Замените мои фразы одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь.
- Не забываем следить за осанкой.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Человек, который играет на скрипке (Скрипач)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Суп со свёклой и другими овощами (Борщ)
Проверьте свою работу и оцените себя в листе самооценки.
- Фронтальная работа (устно)
- Назовите лишнее слово в каждой строке.
Шалаш?, помощ?, реч?, доч?; (Почему?)
Рож?, врач?, тиш?, молодёж?;
Пляж?, меч?, глуш?, сторож?;
Хвощ?, ландыш?, мелоч?, морж?
- А теперь поработаем в группах.
Давайте вспомним правила поведения в группе. (Быть доброжелательными друг к другу, помогать друг другу, до конца выслушивать друг друга в работе, отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к другим мнениям)
Групповая работа. Деформированный текст.
Задание для 1 группы. Прочитать текст, найти ошибки и исправить их.
Раннее утро. Кругом удивительная тиш. Мы сидим на берегу реки. Мой товарищь сидит очень довольный. В ведёрке у него щука, лещь и ёрш, а у меня одна мелоч. И всё же, какая это удивительная вещ — рыбалка!
- Оцените свою работу.
Задание для 2 группы. Составить предложения и записать прямо в карточке.
Берег, я, шалаш(?), на, поставил. Была, ноч(?),звёздная. Луч(?), разбудил, утром, солнца, меня. Я, удоч(?)ка, сел, берег, и, закинул, на.
- Оцените свою работу.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Подведём итог.
- Вспомните девиз нашего урока.
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
- Открыли ли мы с вами сегодня тайну русского языка? (да)
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Какую ещё роль выполняет мягкий знак? (Грамматическую, указывает на женский род имен существительного)
- Ребята, нужны ли нам знания, которые мы получили сегодня? Зачем?
- Возьмите листы самооценивания. Поставьте себе оценку за урок.
- Довольны ли вы своей работой?
- А теперь выберите подходящий фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке.
Домашнее задание.
- Задание для выполнения домашней работы можно выбрать.
Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания, которые у вас на листочках: ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.
или выполнить упр. 53. Но обязательно выучить правило на стр. 31
- Ребята, вам понравился урок, если вам всё было понятно на уроке, то прикрепите к нашему солнышку длинный лучик. Если было не всё понятно, то – короткий. Если совсем непонятно, то не прикрепляйте лучик.
Заключительное слово.
- Я очень надеюсь, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!