Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Три среды обитания"»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Три среды обитания живых организмов»
Цель урока: сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, познакомить со средами обитания.
Задачи
Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о средах обитания; выявить особенности каждой среды; определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде; закрепить знания о многообразии организмов, значении благоприятных факторов среды для жизни организмов.
Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать , выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: способствовать формированию экологического мышления, осознанию бережного отношения к природе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки, электронное приложение к учебнику, рабочие листы
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. | Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные : настраиваются на работу |
2 | Актуализация знаний | I. Для создания рабочего настроя урок начинается с фронтального опроса: 1.Какие животные называются позвоночными? 2.Приведите примеры позвоночных животных. II.Тест из электронного приложения | Отвечают на вопросы, выполняют тесты | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные: Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
3 | Совместное открытие знаний | Мы повторили строение живых организмов. - Где обитают живые организмы? - Как одним словом можно объединить все что вы назвали? Какова же тема нашего урока? - Перечислите, известные вам, среды обитания живых организмов. Подробнее познакомимся с условиями жизни в различных средах обитания, используя текст учебника и материалы электронного приложения Физкультминутка | Отвечают на вопросы. Слушают, принимают участие в диалоге, находят необходимую информацию, заполняют таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах» Выполняют разминку | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности. Познавательные: умеют извлечь информацию из разных источников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. |
4 | Применение знаний | Задание №1. Работа с текстом. Задание №2. Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания. Задание№3. Составьте план ответа по теме «Среда обитания живых организмов» Задание №4 Вопросы после параграфа № 23 Домашнее задание: параграф 23 (Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс) Найти ответ на вопрос: В какой еще среде могут жить некоторые организмы? | Отвечают на вопросы, выполняют задания (рабочий лист) | Личностные: Способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
5 | Рефлексия | Что нового вы узнали на уроке? Какие трудности возникли при изучении материала? Как вы с ними справились? Довольны ли вы своей работой? | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. |
Рабочий лист____________________________________________
Тема урока______________________________________________
Задание № 1.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»
Условия жизни | Наземно- воздушная среда | Водная среда | Почвенная среда |
Кислород | | | |
Вода | | | |
Изменения температуры | | | |
Свет | | | |
Задание № 2. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:
Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.
Задание № 2.Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:
Сорока наземно- воздушная среда
Ёж
Карась
Крот водная среда
Медуза
Кузнечик
Дельфин
Слепыш почвенная среда
Задание № 4.Приведите примеры, доказывающие, что особенности строения тел животных связаны со средой их обитания и образом жизни.
1.___________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Задание № 5. Составьте план ответа по теме: Среда обитания живых организмов.
Оценка за урок_________________________________