1.Работа с текстом по группам. Цель: определяют органы животных, участвующих в транспорте в-в у животных, типы кровеносных систем. Класс разделился на 4 группы. Инструкция 1 группе: 1) На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста в учебнике, выделите главное, новые непонятные слова. Каждый ученик в группе составляет постер. В родной группе так происходит работа. 2) Ответы на вопросы. - Назовите основные составные части кровеносной системы Кольчатых червей ? - Назовите самые мелкие кровеносные сосуды, имеющиеся в организме Кольчатых червей ? - Дополните фразу:«Кольцевые кровеносные сосуды, имеющие утолщенные стенки, называют « _____________». - Назовите основные функции (три) кровеносной системы, связанные с переносом различных в-в в организме Кольчатых червей ? Инструкция 2 группе: 1) На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста в учебнике, выделите главное, новые непонятные слова. Каждый ученик в группе составляет постер. В родной группе так происходит работа. 2) Ответы на вопросы. - Назовите основные элементы кровеносной системы Моллюсков. - Назовите отделы сердца у Моллюсков. - Назовите особенность кровеносной системы Моллюсков, которая связана замкнутостью её как системы. Инструкция 3 группе: 1) На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста в учебнике, выделите главное, новые непонятные слова. Каждый ученик в группе составляет постер. В родной группе так происходит работа 2) Ответы на вопросы. - Дополните фразу: «Кровеносная система, в которой кровь течет не только по кровеносным сосудам, но изливается в полость тела и омывает органы тела, в ней находятся, называется ______________». - Назовите тип кровеносной системы Ракообразных по её замкнутости. - Назовите основные составные части кровеносной системы Ракообразных. - Укажите вид кровеносной системы паука ( по признаку замкнутости) и назовите главные её составные части. - Назовите составные части кровеносной системы Насекомых и тип кровеносной системы по замкнутости. Инструкция 4 группе: 1) На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста в учебнике, выделите главное, новые непонятные слова. Каждый ученик в группе составляет постер. В родной группе так происходит работа. 2) Ответы на вопросы. - Назовите основные составные части кровеносной системы рыб. - Укажите сколько камер содержит сердце рыб, и приведите их название. - Дополните фразу: Кровеносная система рыб ____________; она образует _____________круг (а) кровообращения». - Назовите основные виды кровеносных сосудов у рыб. - Дополните фразу: «Сосуды, несущие кровь от тела к сердцу, называются __________________». - Дополните фразу: «Кровь, обогащенная свободным кислородом, называется ___________». - Дополните фразу: «Кровь, обогащенная углекислым газом, называется ___________». - Назовите основные составные части кровеносной системы земноводных. - Укажите, сколько кругов кровообращения имеет кровеносная система земноводных и назовите их. - Назовите основные составные части кровеносной системы пресмыкающихся. - Назовите число кругов кровообращения у пресмыкающихся. - Назовите основные элементы кровеносной системы птиц. - Назовите число кругов кровообращения у птиц, а также основные составные части малого круга кровообращения. - . Назовите основные элементы большого круга кровообращения у птиц. - Назовите основные элементы кровеносной системы Назовите число кругов кровообращения у пресмыкающихся. - . Назовите основные элементы большого круга кровообращения у птиц. - Назовите число кругов кровообращения у млекопитающих. - Назовите основные составные части малого круга кровообращения у млекопитающих и человека. - . Назовите основные элементы большого круга кровообращения у млекопитающих и человека. - Укажите, мышечные стенки какого желудочка сердца млекопитающих более мощные и почему. 2. Стратегия Джигсо. Каждый уч-ся должен осознавать глубину своего знания и научить этому других. Это означает, что каждый ученик выступает в роли «эксперта». Кроме того уч-ся учатся слушать и воспринимать друг друга в качестве ценных ресурсов. Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии с типами кровеносных систем. 3. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика кровеносной системы у некоторых типов и классов животных». Систематическое положение. | Кровеносная система (круги кровообращения и строение сердца). | Тип Кольчатые черви | | Тип Членистоногие | | Тип Моллюски | | Холоднокровные | | Класс Ланцетники | | Класс Рыб | | Класс Земноводные | | Класс Пресмыкающиеся | | Класс Птиц | | Класс Млекопитающие | | 4. Игра с мячом (вопрос-ответ) - Назовите отличие кровеносной системы Ракообразных от кровеносной системы Кольчатых червей ? - Укажите, что общее характерно для строения кровеносной системы Ракообразных и Моллюсков, но отличает её от кровеносной системы Кольчатых червей ? - Назовите основные камеры сердца земноводных и укажите чем сердце амфибий отличается от такового у рыб. - Укажите основные отличия кровеносной системы рыб от таковой для амфибий. - Назовите основные элементы малого круга кровообращения у амфибий. - Назовите основные элементы большого круга кровообращения у амфибий. - Укажите общее и различие в строении сердца амфибии и рептилий (кроме крокодилов). - Укажите различие в строении сердце крокодилов от такового для амфибий и других групп пресмыкающихся. - Назовите элементы малого круга кровообращения у рептилий и укажите, какая кровь течет по легочным венам, а какая – по легочным артериям (кроме крокодилов). - Назовите элементы большого круга кровообращения у рептилий и укажите, какая кровь течет по артериям, а какая по венам (кроме крокодилов). - Укажите, чем кровь в артериях, идущих к телу птиц, отличается от такового для земноводных и - Укажите, отличается или нет кровь в легочной артерии и в аорте, а если отличается – то чем. - Укажите отличие венозной крови от артериальной по составу. - Объясните, что дает организму птицы снабжение органов её тела артериальной кровью. - Укажите различие в строении сердца млекопитающих и земноводных. 5. Формативное оценивание (тесты уровня А, В, С) . А).( В конце параграфа дифференцированные задания). Б) Задания для олимпиадников.- Дополните фразу: «Сосуды, несущие кровь от сердца к жабрам или другим участкам тела, называются _____________» (выберите ответ):А) венами; Б) капиллярами; В) крупными артериями; Г) крупными венами; Д) артериями. - Дополните фразу: «От желудочка отходит крупный кровеносный сосуд, который называется _____________ _________________, он разветвляется на артерии; эти сосуды несут ________________ кровь, которая после прохождения через жабры становится ________________». - Дополните фразу: « ___________________ кровь, образовавшаяся в жабрах, при помощи артерий поступает через капилляры к клеткам тела, где она обогащается ______________ и превращается в ___________________». - Укажите, какая кровь содержится в камерах сердца земноводных: А) в левом предсердии; Б) в желудочке; В) в правом предсердии. - Укажите , какая кровь у земноводных содержится:А) в легочной артерии; Б) в самой крупной артерии, которая несет кровь к другим органам тела; В) в легочной вене; Г) в вене, которая впадает в правое предсердие; Д) в желудочке; Е) в левом предсердии; Ж) в правом предсердии. большинства рептилий. - Укажите, какая кровь у птиц течет в: А) легочной артерии; Б) аорте; В) печеночной артерии; Г) печеночной вене; Д) вене, впадающей в левое предсердие; Е) вене, впадающее в правое предсердие. |