Технологическая карта урока 9 класс
Предмет: информатика.
Дата проведения урока: 29.10.21 г.
Номер урока: 8
Раздел программы: «Моделирование и формализация»
Тема урока: «Создание базы данных. Запросы на выборку данных».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: фронтальная, микрогрупповая (сотрудничество), индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Образовательная цель: создать условия для формирования представления об особенностях работы с запросами в приложении MS Access.
Деятельностная цель: формирование умения работать с базой данных, создавать запросы на выборку данных по заданному фильтру.
Задачи урока:
1) расширение представлений о функциях СУБД;
2) знакомство с возможностями объектов СУБД, выборка данных по условиям;
3) знакомство с основными технологическими приемами по формированию запросов; применение аппарата математической логики для формирования запросов.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- умения правильно создавать запросы на выборку в базе данных.
Продолжительность урока: 40 минут.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Информатика. 9класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.-208 с.: ил.
Оснащение урока:
технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, компьютеры для обучающихся с подключением к глобальной компьютерной сети;
демонстрационный материал – авторский медиапродукт (презентация) созданная в среде Windows 7 с помощью прикладной программы Microsoft Power Point;
раздаточный материал: раздаточный материал карточка-задание, оценочный лист у каждого ученика.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД на этапах урока |
I этап. Организационный этап. |
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде вопросов или гипотез. 2. Формулирование темы, постановка цели (3 мин). | Включение в деловой ритм урока Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. -Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга, садитесь. Сегодня на уроке я уверена в продуктивности нашей работы и каждый из вас сможет получить положительную отметку за работу на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради запишите сегодняшнее число. У вас на партах, есть оценочные листы, в них вы будете фиксировать ход нашего урока. Проблемная ситуация - Внимание, перед вами черный ящик, в котором находится предмет, который нужен нам для дальнейшей работы. Как узнать, что находится в этом ящике? - Задавая вопросы, вы хотели получить ту информацию, которая вам нужна для того, чтобы узнать, а что находится в черном ящике. - Представьте, что это БД «Справочник», мы можем открыть и найти нам нужные сведения, а можно задать вопрос, только в СУБД эта операция называется Запрос. - С каким объектом БД, мы с вами сегодня будем работать? -Что позволяет сделать запрос в базе данных? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (на слайде знак вопроса превр. в название темы) - Давайте запишем тему урока. - Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. | Приветствуют учителя. Включаются в диалог, отвечают на вопросы. В листах заполняют настроение в начале урока. Можно открыть ящик и посмотреть. Можно с помощью наводящих вопросов. Информацию можно записать вручную или программным способом. Данные определенным образом организованы. Запрос Произвести отбор данных Запись темы урока в тетрадь. Вместе с учителем формулируют цель урока. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации - иметь мотивацию к учебной деятельности; - понимать значение и ценность приобретённых знаний; Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему урока. Коммуникативные УУД: - умение общаться в процессе урока в соответствии с темой. |
II этап. Актуализация знаний. |
1. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» (7 мин). | - Где мы можем встретиться с базами данных? Приведите примеры? (Области применения: производство, экономика, образование, медицина и пр.) Вопросы для повторения: 1. А что такое база данных? 2. Назовите основные способы организации данных в БД. 3. Самый распространенный способ организации? 4. А что такое СУБД? 5. В какой программе вы учились создавать базы данных? - Что необходимо описать в структуре таблицы? - А сейчас проверим, как вы хорошо умеете определять типы полей. - Ребята, у вас на партах есть оценочный лист, в котором вы будете фиксировать свои ответы. (Приложение 3) Задание. В БД имеются следующие поля: А) улица; Б) номер дома; В) номер квартиры; Г) ФИО квартиросъемщика; Д) общая площадь квартиры; Е) приватизация (да/нет); Ж) дата заселения; З) количество прописанных жильцов. Для каждого поля укажите соответствующий ему тип: Числовой; 2) Текстовый; 3) Дата; 4) Логический. - Замечательно. На прошлом уроке вы создали БД, ее мы будем использовать в качестве справочной системы. | Приводят примеры. База данных (БД) — определенным образом организованные данные на какую- то тему (в рамках некоторой предметной области). Иерархический, сетевой, реляционный. Реляционный (табличный). СУБД – программное обеспечение для создания данных, хранения и поиска информации. Указать имена и типы полей. Выполняют задание на листочках. Ответ: А – 2, Б – 1, В – 1, Г – 2, Д – 1, Е – 4, Ж – 3, З – 1. Взаимопроверка. Оценивание. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
III этап. Изучение нового материала. |
1. Открытие новых знаний (8 мин). | Учитель излагает учащимся понятие «Запрос», при этом обращая внимание учащихся на основные понятия, которые пригодятся Запрос (справка) – таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлеченные из базы данных. - Условия выбора могут быть как простыми так и сложными. Сегодня мы будем учиться выполнять простые запросы. СУБД Access включает такие средства создания запросов, как Мастер и Конструктор. Данные в таблицах можно отсортировать на основе любого поля или комбинации полей. Для создания нового простого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов. Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц. В нижней части окна находится Бланк построения запроса, в котором каждая строка выполняет определенную функцию. Можно задать принцип сортировки (по возрастанию или по убыванию) результатов запроса. В строке "Вывод на экран" автоматически устанавливается флажок просмотра информации. В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями сравнения: = равно; не равно; больше; = больше или равно (не меньше). На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы. В сложных условиях выбора с логическими выражениями, содержаться логические операции И, ИЛИ, НЕ с которыми вы познакомились в 8 классе. Задание: (Приложение 1). Слайд с примерами выполнения запросов: 1. Рост ученика не ниже 156 см. - Какие поля нужно выбрать для выполнения данного условия? 2. У кого день рождение в мае? | Слушают учителя, задают вопросы. Фиксируют в тетради основные понятия и их определения. Слайд Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Фамилия, Имя, Рост Фамилия, Имя, Дата рождения (*.05.*) | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности. Освоение основных понятий и определений. |
IV этап. Закрепление нового материала. |
1. Организация усвоения учащимися создания запроса в СУБД. 2. Включение нового понятия в систему знаний; 3. Повторение и закрепление изученного. (10 мин) | - Сейчас ребята, у Вас на столе есть инструкционные карты с практической работой, с помощью которой мы и закрепим полученные знания. (Приложение 2) - Вопросы есть? Кому что непонятно? - Прежде чем вы приступите к выполнению практической работы, вспомните, пожалуйста, требования по ТБ при работе в кабинете информатики. - Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию: 1. Учащиеся, родившиеся в 2006 году. 2. Учащиеся с мужскими именами. 3. Кто проживает по улице Школьной? 4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»? 5. Кто из учащихся увлекается танцами? 6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию. 7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг. | Проговаривают правила ТБ и расссаживаются за компьютеры. Используют приобретенные знания в практической деятельности. Выполняют практическую работу. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Предметные: - осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию. |
V этап: Контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Организовать: (7 мин). | Задание 5 (учебник, стр. 91, а и б) Задание 10 (учебник, стр. 92, а) | Выполняют задания по учебнику. Ответы записывают в оценочный лист. Высказывают суждения по результатам решения и проверки заданий. Самооценка. | Умение систематизировать, обобщать изученное. |
VI этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса (3 мин). | -Давайте обобщим то, что мы с вами сегодня изучили. Прошу подвести итог, и проанализируем. -У кого, были затруднения? -Что бы вы еще раз проработали? А теперь возьмите свои листы самооценки и давайте их до конца заполним, а также составьте свой букет настроения. Букет настроения Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Синий – грустное настроение, пассивность, усталость; Зеленый – активность, (но при насыщенности цвета – беззащитность). Желтый – приятное, спокойное настроение. Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Домашнее задание: Обязательное. п. 1.6.2, стр. 88-90, вопросы к параграфу № 6,7,9. По желанию. Создать базу данных «Видеотека», и 3 простых запроса условия сформулировать самостоятельно. Ребята, я проанализирую ваши оценочные листы и выставлю всем отметки. Всем спасибо за урок. | Анализируют деятельность по желанию достижению цели. Обсуждение критериев самооценки и взаимооценки. «5» - 4 запроса записаны в тетради, и выполнены за компьютером в соответствии с условиями запросов прописанных в раздаточном материале практической работы; «4» по 3 запроса записано в тетради и выполнено за компьютером; «3» менее 3 запросов записано в тетради и выполнено за компьютером. | Познавательные: - давать оценку своим действиям, оценивать результат; |
Приложение 1.
Задание
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
Баку | скорый | 61:24 | Курский |
Балашов | пассажирский | 17:51 | Павелецкий |
Балашов | пассажирский | 16:57 | Павелецкий |
Балхаш | скорый | 78:45 | Казанский |
Берлин | скорый | 33:06 | Белорусский |
Брест | скорый | 14:47 | Белорусский |
Брест | скорый | 24:16 | Белорусский |
Брест | ускоренный | 17:53 | Белорусcкий |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «пассажирский») ИЛИ (Вокзал = «Белорусский»)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей. Ответ: 8.
Пояснение.
Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят варианты, в которых поезд «пассажирский» и в которых вокзал «Белорусский». Таких вариантов 8.
Задание
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
Балаково | скорый | 20:22 | Павелецкий |
Бийск | скорый | 61:11 | Казанский |
Бишкек | скорый | 121:20 | Казанский |
Благовещенск | пассажирский | 142:06 | Ярославский |
Брест | скорый | 14:19 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Волгоград | скорый | 18:50 | Павелецкий |
Волгоград | скорый | 24:50 | Курский |
Воркута | пассажирский | 48:19 | Ярославский |
Воркута | пассажирский | 48:19 | Ярославский |
Гродно | скорый | 16:34 | Белорусский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути 40:00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей. Ответ: 3.
Пояснение.
Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Следовательно, условию удовлетворяют те строки таблицы, в которых скорый поезд находится в пути более 40 часов. Таких вариантов три: поезда в Бийск, Бишкек и Варну.
Приложение 2.
Практическая работа «Создание запросов в MS Access»
Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:
На оценку «3»
1. Учащиеся, родившиеся в 2004 году.
2. Учащиеся с мужскими именами.
3. Кто проживает по улице Школьной?
4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»?
На оценку «4» и «5»
5. Кто из учащихся увлекается танцами и есть компьютер?
6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию.
7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг.
8. Рост ученика больше 160 см и ученик увлекается плаванием.
9. Рост ученика больше 160 см или ученик увлекается плаванием.
10. Кто родился в мае и фамилия на букву «П».
Приложение 3.
Оценочный лист ученика ______________________________ 9 Б кл.
Твое настроение в начале урока (нужный цвет подчеркнуть): желтый, розовый, оранжевый, зеленый.
№ п/п | Выполнение задания | Результат |
1. | Ответы на вопросы: 1) 2) 3) 4) 5) | |
2. | Задание на соответствие: | |
3. | Задание БД «Отправление поездов дальнего следования» 2) | |
4. | Практическая часть 1 уровень (на «3») 2 уровень (на «4») | |
5. | Задание 10. а) б) | |
6. | Итог урока. Вопросы: | |
Настроение в конце урока (нужный цвет подчеркнуть):
желтый, розовый, оранжевый, зеленый.
Букет настроения
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.
Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
Зеленый – активность, (но при насыщенности цвета – беззащитность).
Желтый – приятное, спокойное настроение.
Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Отметка за урок: ___________