СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока №9. Тема. Любовь все побеждает. Б.П.Екимов "Ночь исцеления". И.А.Мазнин "Летний вечер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока №9. Тема. Любовь все побеждает. Б.П.Екимов "Ночь исцеления". И.А.Мазнин "Летний вечер"»

9 Тема: Любовь всё побеждает. И.А.Мазнин «Летний вечер».

Цели: развивать умения выразительно читать произведение, переда­вая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению,  познакомить учащихся с жизнью людей в годы войны, с душевной болью, которую они испытывают и после войны; дать импульс к размышлению о милосердии, о проявлении доброты к окружающим и уважения к другим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распреде­ление обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие).

Оборудование:компьютерное приложение (презентация), эмблема понятий «МИЛОСЕРДИЕ», «ДОБРО», « СОСТРАДАНИЕ», рабочие тетради, словари.

Формы работы: групповая и индивидуальная

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Звучит тихая музыка. СЛАЙД 1-2


...люди Земли.
Убейте Войну,
Прокляните
Войну, Люди Земли!

Война… Даже от слова этого веет чем – то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры людей.

Война – это горе, слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые пережили войну в тылу. Горести, горькие чувства голода оставили в душе глубокие раны, рубцы от которых не дают покоя и после войны.


II. Проверка домашнего задания

- Дома вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Он вам понравился?

-Почему баба Дуня жила в своей хате одна?

-Где жили ее дети?

-Почему баба Дуня стала реже ездить к своим детям?

-Почему приезд внука так обрадовал бабушку?

Что снилось бабе Дуне по ночам?

-  Ребята, как вы думаете, о чём этот рассказ? (Путем метода

« мозговой штурм» выбрать подходящие ответы)

  1. Воспоминания о войне.

  2. Об исцелении души.

  3. О переживаниях бабы Дуни.

  4. О доброте внука.

  5. О равнодушии детей бабы Дуни к её страданиям.

  6. Об одиночестве бабы Дуни.

  7. О развитии души Гриши.

- Кого вы назвали бы главным героем рассказа?

(Из рассказа мы узнаем о старенькой бабе Дуне и ее внуке Грише, о том, как внук нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала.

Главным героем произведения является Гриша, так как именно он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. А бабушка, конечно, важный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?


III. Сообщение темы и постановка целей урока

-Как, по-вашему, о чем мы с вами будем говорить? Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. 

Любовь все побеждает

Любовь многогранна. Это и чувство к родным, близким, друзьям, и любовь к природе, к своему краю, к родному языку, прекрасным произведениям искусства... Все ли умеют любить, поддерживать и защищать близких? Как научиться сопереживанию и милосердию?

— Ребята, сегодня мы продолжим работать над произведением Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

IV. Работа по теме урока

1. Слово об авторе ( индивидуальное сообщение учащегося) (СЛАЙД 3 - 7 )

(Екимов Борис Петрович – прозаик, родился 19 января 1938г. В Сибири (в Игарке), а после войны семья переселилась в посёлок Калач – на – Дону, что в 180 км от Волгограда. Первая книга писателя — "Девушка в красном пальто" — появилась в издательстве "Современник" в 1974 году. Она стала "заявкой" на собственное место в литературе. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.

Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего).

2. Чтение продолжения рассказа стр.36-38. Анализ текста.

О чём же рассказ Б. Екимова? Определите тему, главные мысли рассказа.

Тема рассказа: Как внук помог бабушке справится с непонятным недугом, хворью)

- Что волнует автора? Какие проблемы он поднимает? СЛАЙД 8 – 12.

Проблемы рассказа:

1. Память о войне (Последствия войны для мирных жителей).

2. Взаимоотношение поколений (Гуманное отношение к страдающему человеку).

3. Выбор линии поведения в общении с людьми.

4. Гуманное поведение героя.

Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

-чем они отличаются? СЛАЙД 13.

1-мамин – быстрый, лёгкий, простой,

но жестокий, грубый.

Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный , не для неё, а для себя)

2 – Гришин – долгий – трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный ( с любовью милосердием , состраданием)

Выборочное чтение. Итак, кульминационная сцена- « И пришла ночь…( с.35)-выраз.чтение учащимися

-И финал этой сцены…..Есть предложение, рисующее действие: « Белел снег, посверкивая живыми искрами.» Почему? ( ночь была оживляющая, искры жизни возвращаются к бабе Дуне)

-Поведение Гриши в эту ночь? «Теплело и таяло»- что это? ( душа , любовь к бабушке)

-А « жгло беспокойство»? ( за бабушку)

- «глубоко вздохнул.. готов крикнуть, даже ногу поднял- топнуть»

- Какая метафора далее следует? ( « сердце облилось жалостью и болью») Как её понять?

-И он не просто говорил с бабой Дуней, а «настойчиво повторял, громко сказал, говорил, словно приказывая», т.е.он убеждал

- Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют? (Сначала Гриша воспринимает прошлое отстранённо, а потом принимает к сердцу, оно стремительно приближается, оно становится его болью.)

- Процитировать, как переживает ,что чувствует Гриша в ночь исцеления?

( 1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»

«Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

- О чём говорят слёзы Гриши? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

– Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? – Почему он принимает решение не говорить, как он ей помог?

«Он отчётливо понял- ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление».

(Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться.)

-Гришатка – целитель? Да. Какой дар дан ему? ( Он умеет проявлять терпимость к другим, он умеет сопереживать) Б. Екимов верит, что если рядом с человеком будет тот, кто умеет сопереживать, сочувствовать, человек не будет ощущать себя одиноким, ощущать дефицит тепла. Можно исцелить, если ты усерден душой, если ты милосерден

1) Работа в группах СЛАЙД 14 – 16.

1гр. Подобрать однокоренные слова к слову «исцеление».(целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять)

- какие ассоциации вызывают эти слова? (это избавление от чего-то тяжёлого, исправление чего-либо)

2гр. Подобрать синонимы: излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении.

3гр. - Какой вывод можно сделать о содержании рассказа? СЛАЙД 17.

О каком и о чьём исцелении идёт речь в расказе? (О душевном – Гришином он изменился, повзрослел, прозрел душой)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением И.А.Мазнина «Летний вечер». СЛАЙД 18.

6 июня — 80 лет со дня рождения Игоря Александровича Мазнина (1938-2007) русского поэта, переводчика. В стихах поэту удалось сказать свое, пусть негромкое, слово, продолжить традицию задушевного разговора с ребенком: о том, как красива родная земля и природа, о том, как хорошо жить друг с другом в дружбе; о том, что чудо – в обыденном... СЛАЙД

Мазнин, истинно детский поэт, пришел в литературу по призванию, исключительно из-за любви к детям, природе и животным. Именно поэтому его стихи несут добро, восторг перед красотой природы, радость открытия, веселое озорство.СЛАЙД

Словарная работа.

Речная излука – кривизна, заворот реки, дуга.

Чтение стихотворения учителем. Перед прочтением поставить вопрос: определить строку в которой заключена общая мысль для прочитанных нами произведений.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворение.

- Придумайте другое название стихотворения.

- Найдите олицетворения в стихотворении.( в ладошке цветка, задремала пчела, теплится день. солнце не желает, солнце гаснуть не хочет.)

-Определите тему и главную мысль стихотворения.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

- Давайте подумаем и назовем те качества, которые нужно проявить в общении с любым человеком, а тем более с тем, которому довелось пережить сложное жизненное испытание – войну.

Синквейн на слова: война, сострадание, доброта

(2-3 прилагательных- определения

2-3 глагола

1 существительное, с которым данное слово ассоциируется

Короткое предложение с данным словом)

Высказывания о добром, гуманном отношении к человеку

Эмблема «Милосердие. Доброта»

IX. Домашнее задание.

Написать письмо Грише. Выразительно читать стихотворение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя