Предмет урока: Русский язык Дата ____________ Класс 11___________
Тема урока: А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край...»
Цели урока: 1) провести беседу по теме «»
2) воспитывать у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Тип урока: беседа
Оборудование урока: портрет, картины, тестирование.
Ход урока.
1. Организационный период урока.
1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
3) Девиз года «Кладезь разума Махтумкули».
2. Проверка выполнения домашнего задания. Повторение пройденного за 11-ый класс.
3. Подведение итогов пройденной темы.
4. Объяснение новой темы. Гурбангулы Бердымухамедов. «Край родной, Туркменистан»
План урока:
1. Чтение и объяснение содержания стихов Гурбангулы Бердымухамедова «Край родной, Туркменистан»
2.Учить видеть и ощущать красоту родного края;
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину;
4. Формировать интерес к истории малой родины; к прошлому наших предков, традициям, языку, быту;
К концу урока учащиеся будут знать:
- какое бесценное богатство получает человек вместе с жизнью
- можно ли выбирать Родину
- о богатствах нашей Родины.
К концу урока учащиеся будут уметь:
- аргументировать свою точку зрения, развитие
-уметь внимательно слушать педагога, словесную речь
А
лексей Толстой вошел в историю русской литературы как поэт и прозаик. Его лирика легла в основу знаменитых романсов Петра Чайковского , Николая Римского-Корсакова и других композиторов.
Алексей Константинович Толстой (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875) — русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых.
Стихотворения о родине Толстой писал после своих поездок по городам России. Алексей Константинович работал чиновником, поэтому ему удавалось путешествовать по стране. Природа вдохновляла его на творчество.
В стихах Толстой подчеркивал , как важно ценить родные края, видеть их прелесть и уникальность. Каждая строчка его текстов пронизана любовью к стране. Даже в небольших произведениях автор хорошо передает свои чувства.
В произведении можно увидеть важную тему — любовь к родным местам. Для каждого человека она выражается в своих символах. Кому-то запоминается бег лошадей, другому — пение птиц.
Поэт делает еще один важный вывод — родина всегда любит своих детей.
Стихотворение «Край ты мой родимый, край» является одним из лучших в творчестве Толстого. В небольшом тексте автор умело раскрывает красоту природы. Ему удалось описать бескрайность русских просторов.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/kray-ty-moy-rodimyy-kray.html
Поэт использовал следующие средства выразительности:
эпитеты — Толстой описывает край родимым, бор дремучим, а свист полночным;
метафоры — автор рассказывает о конском беге на воле, крике орлиных стай и дремучем боре;
аллитерация — повторение звука [Р] передает восторг лирического героя.
Стихотворение, написанное в 1856 году, создаёт авторское видение Родины.
Толстой мастерски передал в столь коротком произведении всю полноту любви к России. Это чувство раскрывается через отдельные образы, ассоциирующиеся у поэта с родной страной. Описание позволяет легко представить бескрайние поля, дремучие леса, вольных птиц и зверей.
Стихотворение Алексея Толстого «Край ты мой, родимый край»:
Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
В произведении «Край ты мой, родимый край!..» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив»
5.Закрепление новой темы. Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова ? Какой образ становится главным? С чем он ассоциируется ? Какая картина складывается в вашем воображении? Как поэт передал чувство любви к родному краю?
Продолжите предложения и запишите их.
Это стихотворение о……… | родном крае. |
Когда я читаю его, то вижу…. | дремучий бор, степь,тучи. |
Я слышу……… | конский бег, волчий голос, крик орлиных стай. |
Чувствую……… | ветер,дующий в лицо |
Оно напоминает мне о……… | о родной деревне. |
Стихотворение необычно, оно состоит из……. предложений | 4 предложений. |
Чувства льются ….. | через край, взволнованно, будоражат душу. |
Славя родную землю «Гой ты, родина моя!», Толстой восхищается её…. | простором, силой, могуществом. |
Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное- ….. | Чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства |
6. Задание на дом. Выучить стихотворение
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников. 1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.
Подготовила учительница русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Завуч средней школы №