2
Урок №
Адаптации как результат эволюционного процесса.
Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса.
Цель урока: ознакомить учащихся с понятиями «адаптация», «мимикрия», «бейтсовская мимикрия», «мюллеровська мимикрия»; раскрыть значение адаптации для живых организмов; развивать у учащихся логическое и критическое мышление, память и внимание, навыки поисковой деятельности и работы в паре; воспитывать интерес к живых объектов, истории развития органического мира, эволюции живых организмов.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны приводить примеры адаптаций организмов к условиям среды; учащиеся должны объяснять многообразие адаптации организмов как результат эволюции.
Оборудование: ___________________________________________________________
Тип урока: урок усвоения знаний.
1. Организационный этап
1.2. Проверка готовности классного помещения к уроку.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка присутствия учащихся: количество по списку ____количество присутствующих на уроке ___, отсутствующих ___.
2. Сообщение темы, цели и задач урока
2.1. Сообщение темы урока.
2.2. Формулировка вместе с учащимися цели урока и задач, которые необходимо выполнить для достижения этой цели.
Вопрос к ученикам:
— Какой может быть основная цель нашего урока?
— Какие задачи можно ей подчинить?
Цель урока: ознакомиться с адаптациями как результатом эволюционного процесса.
Задачи урока:
1. Узнать: что такое адаптация и какой она бывает; о значении адаптации для живых организмов.
2. Ознакомиться с понятием «мимикрия», ее видами.
3. Научиться приводить примеры различных видов адаптации.
3. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний учащихся
3.1. «Цепочка».
Ученики по очереди (по цепочке) дают характеристику новым терминам, которые были изучены на прошлых уроках (естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование, межвидовой борьба, внутривидовая борьба, вид, видообразование, микроэволюция).
3.2. Фронтальная беседа.
1. Можно ли считать, что каждый вид имеет определенные приспособления к окружающей среде?
2. Какие примеры приспособления организмов можно привести?
4. Мотивация учебной деятельности
Обсуждение слайдов с фотографиями живых организмов, которые имеют любые приспособления к окружающей среде (индивидуальное задание учащимся предыдущего урока).
5. Усвоение нового материала
1. Адаптация как результат эволюционного процесса. (Беседа, поисковый метод, словарная работа, обсуждение схемы.)
2. Мимикрия. Виды мимикрии. (Поисковый метод, словарная работа, работа в парах, обсуждение, составление схемы.)
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. «Почта».
6.2. Поисковый метод.
Учащиеся находят в тексте учебника примеры различных путей эволюции и записывают их в тетрадь, после чего обсуждают вместе с учителем.
7. Подведение итогов урока, рефлексия
1. Что такое адаптации?
2. Какие формы адаптации мы рассмотрели сегодня?
3. Почему адаптации называют результатом эволюции?
8. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8.1. Задание для всего класса.
Учебник _______________________________________________________________
Рабочая тетрадь ___________________________________________________________
8.2. Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о доказательства макроэволюции.