Решение задач с помощью линейных уравнений. 7-й класc
Цель урока: Обеспечить повторение и обобщение ЗУН учащихся по решению линейных уравнений и задач с их помощью.
Задачи урока.
Обеспечить в ходе урока повторение алгоритма решения линейных уравнений, основных типов текстовых задач, способов их оформления и решения. Закрепить умения по составлению и решению линейных уравнений в ходе решения задач.
Продолжить развивать умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умение работать с таблицами, схемами. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Воспитывать у учащихся ответственность за свою работу перед товарищами, поощрять взаимопомощь во время работы в группах. Воспитывать культуру учебного труда, экономного расходования времени.
Средства (оборудование):
компьютер, проектор, экран;
презентация: “Решение задач с помощью линейных уравнений”;
раздаточный материал: карточки для устной работы (3 штуки), карты для практической работы в группах (по количеству групп), опорные конспекты для каждого учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 минуты)
Учащимся сообщается тема урока, его цель и задачи, ход урока (основные этапы). Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
Начинается демонстрация презентации “Решение задач с помощью линейных уравнений” (Презентация) – 1 слайд.
II. Актуализация опорных знаний. (10 минут)
1 этап. Устная работа – 2 слайд.
Каждый ряд получает карточку для устной работы. Учащиеся решают линейные уравнения “по цепочке”, вписывают буквы в соответствующий столбец.
По окончании работы проверяются её результаты. Учитель объясняет, что получившиеся слова (интеграл, логарифм, экспонента) – это математические термины, с которыми школьники познакомятся в старших классах.
2 этап. “Найди ошибку” – 3 слайд.
Фронтальная работа с классом. Учащиеся находят ошибки в решении уравнений, объясняют как их исправить, обосновывают свои предложения, опираясь на алгоритм решения линейных уравнений.
По окончании работы алгоритм повторяется полностью наиболее слабыми учащимися.
III. Повторение материала. (8 минут)
Повторяются и обсуждаются основные этапы решения текстовой задачи – 4 слайд.
Повторяются основные типы задач – 5-8 слайды: учащиеся читают условие, вспоминают и называют тип задачи и способ оформления её условия (вид таблицы), основные соотношения и формулы для данного типа.
По окончании обсуждения каждому учащемуся выдаётся опорный конспект .
IV. Практическая работа. (15 минут)
Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека (2 соседних парты). Каждая группа получает карту для практической работы. Группа совместно обсуждает условие задач №№1-4, заполняет таблицы для кратких условий, составляет уравнения (решать их не нужно).
По окончании работы производится фронтальная проверка и обсуждение задач и составленных уравнений – 10-13 слайды. Уравнения записываются в тетрадь.
- Ребята, мы вспомнили основные, наиболее часто встречающиеся типы текстовых задач. Однако вы знаете, что существует великое множество задач других типов. В частности, задачи с геометрическим, физическим содержанием и другие.
14 слайд
Способы оформления задач также различны. Составление таблиц – это наиболее удобный способ во многих случаях, хотя совсем не обязательный. Например, при решении задач с геометрическим содержанием зачастую более удобен рисунок – 15 слайд.
И условия задач основных типов также могут оформляться по-разному. Например, задача № 1 может быть оформлена так:16 слайд.
То есть рассмотренные нами схемы – это вовсе не догма, выбор оформления и способа решения задачи остаётся за вами. Он зависит как от условия задачи, так и от ваших личных предпочтений.
Задачу № 5 вы решите полностью так, как сочтёте наиболее удобным и правильным, а затем мы обсудим ваши варианты оформления.
Работа в группах, решение задачи № 5 в карте для практической работы.
По окончании решения обсуждаются варианты групп, учащимся демонстрируется 17 слайд как один из возможных вариантов оформления, проверяется правильность составления уравнении и полученного ответа.
V. Подведение итогов урока. (3 минуты)
Фронтальная работа с классом:
Какие типы задач можно назвать основными?
Каковы их характерные особенности?
В чём их сходство, отличие?
Как можно оформить условие задачи?
Что необходимо проверить, прежде чем записывать ответ? (Соответствие ответа смыслу задачи).
Наиболее активным учащимся выставляются оценки за урок.
VI. Домашнее задание. (2 минуты)
Решить уравнения, составленные по задачам № 1-4.