Организационный момент (1 мин.) | 1.Приветствие класса 2.Проверить готовность обучающихся к уроку 3.Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки | Доброе утро, ребята! Надеюсь, что наш урок сегодня пройдет интересно и с пользой. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Мотивация. (6 мин.) | Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи | Позвольте сегодняшний наш урок начать с притчи. Однажды в далекие-далекие времена, когда существовали мастера и подмастерья и учителя были на вес с золотом. К одному известному учителю пришел юноша из бедной семьи и стал умолять взять его в ученики. — Ты не готов учиться у меня, — сказал учитель. — у тебя абсолютно нет ни каких знаний по арифметике, астрономии, философии. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься. Юноша согласился, и учитель продолжил. — Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой – с грязным. Кто из них пойдет умываться? У юноши глаза на лоб полезли: — Это тест на логику?! Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдет умываться. — Хитро придумано! – восхитился юноша. – Дайте мне еще один тест! — Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой – с грязным. Кто из них пойдет умываться? — Но мы уже выяснили – тот, у кого лицо чистое! — Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошел умываться, поймет, что у него грязное лицо, и тоже пойдет умываться. — Я об этом не подумал! Поразительно – я допустил логическую ошибку! Давайте еще один тест! — Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой – с грязным. Кто из них пойдет умываться? — Ну… Оба пойдут умываться. — Неправильно. Умываться не пойдет ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться, поймет, что его лицо чистое, и тоже не пойдет умываться. Молодой человек пришел в отчаяние: — Спросите что-нибудь другое! — Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… — О, Господи! Ни один из них не пойдет умываться!!! — Неправильно – сказал Учитель! А вот продолжение притчи, я вам расскажу только в конце нашего урока. А пока я вам пожелаю на любой мой вопрос логически думать, а потом отвечать. | Участвуют в ответах на вопросы Удивляются | Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Актуализация и пробное учебное действие. (5 мин.) Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | Определить важность изучаемой темы | Итак, на прошлых уроках мы, о чем с вами разговаривали? Получается, мы с вами разобрали такие информационные процессы как передача, хранение, а значит пришло время поговорить о? Тогда сформулируйте тему нашего урока. А я подолью масла в огонь и скорректирую тему урока как «Автоматическая обработка информации» Записывают тему урока и открывают презентацию Давайте вспомним, что понимают под обработкой информации? (Слайд 2) Кто может быть исполнителем обработки информации? С каким понятием обработка информации тесно связана? (алгоритмом, так как обработка информации -это пошаговое выполнение действий) Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. Какими свойствами должен обладать алгоритм? Сегодня мы ребята поговорим не просто об обработке информации компьютером, а окунемся в историю, когда только-только в 30х годах ХХ века возникла новая наука – теория алгоритмов. Как вы думаете, о чем мечтали ученые тех времен? А любая машина работает как? Тогда какую проблему пытались решить ученые? Слайд 3 А для всякой ли задачи обработки информации можно построить алгоритм решения? Для ученых тех времен это была самая главная проблема. У них была мечта построить такую машину – автоматическое устройство, которое без вмешательства человека будет производить расчеты. Для ее реализации требовалось глубокое понимание сущности алгоритмов обработки информации. Слайд 4 В 1936 г. американский математик Эмиль Леон Пост в статье описал систему, обладающую алгоритмической простотой и способную определять, является ли та или иная задача алгоритмически разрешимой. Он создал абстрактную (несуществующую) вычислительную машину, которую позднее назвали Машиной Поста. | О способах кодирования информации, о способах представления чисел в памяти компьютера. Обработке информации «Процесс обработки информации» Записывают в тетрадь, открывают презентацию Обработка информации – это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Исполнителем обработки информации может быть человек или автомат (компьютер). Алгоритм – это определенная последовательность логических действий для решения поставленной задачи. Свойства алгоритмов: дискретность, точность, понятность, результативность и массовость. Создать универсальную машину по обработке информации По алгоритму Запись проблемы в тетрадь | Познавательные: развивать операции мышления, ставить задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания |
Выявление места и причины затруднения. (15 мин.) Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них | Изучение принципов работы машины Поста | Таким образом, какую гипотезу можно выдвинуть для разрешения написанной нами проблемы. Если задача представима в форме команд для машины Поста, то она имеет алгоритмическое решение. Слайд 5 Давайте познакомимся с данной машиной и проверим данную гипотезу. Опишем архитектуру машины Поста (слайд 6). Имеется бесконечная информационная лента, разделенная на позиции — клетки. В каждой клетке может либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто) (слайд 7). Вдоль ленты движется каретка — считывающее устройство. На рисунке она обозначена стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг — смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей. Каретка является еще и процессором машины. С ее помощью машина может: • распознать, пустая клетка или помеченная знаком; • стереть знак в текущей клетке; • записать знак в пустую текущую клетку. Если произвести замену меток на единицы, а пустых клеток — на нули, то информацию на ленте можно будет рассматривать как аналог чего? Существенное отличие каретки-процессора машины Поста от процессора компьютера состоит в том, что в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста — только последовательно. Назначение машины Поста — производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты — результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки. Система команд машины Поста (слайд 8) Запись всякой команды начинается с ее порядкового номера в программе — n. Затем следует код операции и после него — номер следующей выполняемой команды программы — m: Пример программы решения задачи на машине Поста (слайд 9-20) | Записывают в тетрадь гипотезу. двоичного кода в памяти компьютера Записывают систему команд машины Поста | Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию, слушать. строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Личностные: внутренняя позиция, мотивация, осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию. |
Творческая практическая деятельность (15 мин.) | Проверка уровня усвоения учащимися материала. Коррекция знаний. Оценить степень усвоения учебного материала | Выполнение практической работы по парам (слайд 21-23). | Записывают в тетрадь Записывают в тетрадь | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий Личностные: Формируют оценку и самооценку |
Обобщение и систематизация знаний (2 мин.) | Подвести итоги урока. | Фронтальная беседа по вопросам: Подтвердили ли мы с вами гипотезу, о том, что если задачу по обработке информации можно представить в виде алгоритма, то она представима в машине Поста? Получилось ли у нас создавать программы? В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга |
Информация о домашнем задании (1 мин.) | При выполнении домашнего задания проверить степень усвоения изученного материала | Комментирует домашнее задание: Обязательное домашнее задание Составить программу для вычитания двух любых чисел (пояснение: Стирать метки по одной у каждого числа, пока у вычитаемого не кончатся все метки) Дополнительное домашнее задание Подготовьте сообщение: В одно и тоже время с Эмилем Поста, аналогичную машину разработал и английский математик Алан Тьюринг. | Обучающиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Рефлексия (2 мин.) | | Продолжение притчи: Учитель в очередной раз начинает вопрос: — Два человека спускаются по дымоходу… А юноша, в сердцах сокрушается: — О, Господи! Ни один из них не пойдет умываться!!! — Неправильно – сказал Учитель! Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе и один из них испачкал лицо, а другой – нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос – бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла! Сегодня на уроке мы ребята убедились в том, что решение исторических и научных вопросов и проблем и есть двигатель прогресса и я желаю, чтобы вы встречались в своей жизни только с такими вопросами, которые повели бы вас вперед! Спасибо за работу на уроке. Всем успешного дня! | | Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |