СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Байкал"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Байкал" в  классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Байкал"»

Урок географии в 8 классе по теме:

"Байкал — жемчужина Сибири"

Цель урока:

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

Оборудование:
физическая карта России, мира, учебники, атласы, контурные карты, таблицы, презентация по животному миру Байкала, модули, компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.

Образовательная технология – технология развития критического мышления.

Оборудование: географические атласы 8 класс, большой контур Байкала (чистый, для оформления материала), презентация по теме урока, раздаточный материал, ноутбук для учителя, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, критического мышления, проблемное обучение.

Цели урока:

обучающая: сформировать знания о природе уникального озера Байкал; расширить кругозор учащихся о природе своей Родины; показать учащимся значимость озер Байкал в природе Восточной Сибири и жизни человека;

развивающая: формировать умение анализировать причинно- следственные связи, формулировать выводы;

воспитательная: учить объективному оцениванию результатов своей работы, давать оценочные суждения.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.


-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Абрамова Нина Михайловна, учитель географии школы №30 г. Чебоксары.

И сегодняшний урок проведу я, а урок у нас будет путешествия, урок открытия, а наш класс - это Россия.

Я вас приглашаю в один из красивейших уголков нашей страны и Сибири. Нас ждут удивительные ландшафты и тайны природы, богатства нашей страны.

Ну, что ребята, откроем Россию заново?

  1. Мотивация учебной деятельности

Звучит шум волн Байкала

Я нахожусь на берегу водоема, название которого попробуйте угадать. Загадка первая:

Древние люди называли его по- разному, китайцы в летописях датированных 110 лет назад называли его северным морем, якуты - морем - океан, монголы - седое море, а народы, живущие на берегу считают священным.

Можете по первой подсказке угадать, что это за водоем?

Вторая подсказка: Этот водоем считают «Жемчужиной Сибири».

Что это за географический объект? /Байкал. /

А теперь давайте определим, как будет называться тема нашего урока?

Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»

И так, напишем тему нашего урока рабочих листах, которые лежат на ваших партах.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сами сибиряки.

А Лев Семенович Берг крупный ученый, академик Российской академии наук

сказал: «Байкал – это чудо природы во всех отношениях»

Я предлагаю взять эту фразу эпиграфом нашего урока, хорошо?

  1. Вызов

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

А как вы хорошо знаете о Байкале?

У вас на листочках есть утверждения, вам в колонке слева поставить знак +, если, если вы считаете что это утверждение верно, а если не верно то ставим знак -.

Выберите верные утверждения о Байкале.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

1.Самое глубокое озеро планеты

+

2.Озеро Байкал расположено на Дальнем Востоке

_

3. На Байкале почти всегда пасмурная погода

_

4. Озеро Байкал содержит 20% всей пресной воды на планете

+

5. В озеро Байкал впадает около 336 рек, а берет свой исток только одна — Ангара

+

6. Из космоса можно наблюдать рельеф дна до глубины 1000 метров

+

7.Одно из древних озер вулканического происхождения

_

8. Несмотря, что Байкал озеро, здесь бывают настоящие штормовые волны с высотой 4-5 метров

+


9.70 % органического мира Байкала составляет эндемики

+

10. Экзотическая рыба Байкала — голомянка. Голомянка - единственная живородящая рыба в наших широтах.

+

11. В озеро впадает 336 рек. Самая крупная впадающая река в озеро – река Ангара

_


-Много ли мы знаем о Байкале? Оказывается, все мы знаем про Байкал по-разному. Значит, нам надо прийти к единому мнению.

Постановка цели урока учащимися.

Байкал - неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Это уникальный объект находится у нас в России, и мы знать о нем должны много. Вы согласны?

А ведь сегодня в ваших ответах прозвучали ошибки. Наверное, многие из вас услышали. Тук давайте вместе сегодня посвятим урок чему? (Байкалу)

Что мы конкретно сегодня будем изучать? Что бы вы бы хотели узнать о Байкале? (возраст Байкала, обитатели, климат …) (слайд)

1. Географическое положение

2. Происхождение

3. Климат

4. Воды

5. Живые организмы.

6. Значение Байкала


Всё верно, это и есть план нашего урока, и ещё давайте совместно постараемся доказать слова С.В.Берга об уникальности и чуде природы этого объекта.

Я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие, руководителем которого буду я. И так путешествие состоит из 4 экспедиций (геологи, климатологи, гидрологи, зоологи).

Ваш задача, используя ваши книги, атласы дополнит. источники информации доказать, что слова С.В.Берга верные, что Байкал является чудом природы во всех отношениях с точки зрения геологов, гидрологов, климатологов, зоологов.

Хочется отметить, что в каждой экспедиции есть свой начальник, который будет следить за работой, оценит вашу работу, а вы его, а также он решает, кто выйдет с отчетом от вашей экспедиционной группы и представит информацию на обозрение всех.

Вам понятно задание, отправляемся?

А куда мы отправляемся? Куда мы едем? Что мы прежде всего должны сделать? (определить географическое положение)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Напомню о ваших рабочих листах, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал.

Итак, приступаем. Находим в рабочих листах задание 3



Характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

используя карту атласа стр. ___ и текст учебника стр.217 1 абзац, выполните задание №3.


Работая с атласом, вставить пропущенные слова в текст


Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________ хребты. В центральной части Байкала находится остров ______________.



(Восточной Сибири, с юго- запада на северо-восток,2000 м., Приморский, Байкальский, Ольхон, 1620 м.)





Один ученик в это время работает у карты

вопросы:

1. В какой части России расположено озеро?

2. Каково направление протяженности Байкала?

3.Какова протяженность озера Байка? (620 км)

4.Ширина Байкала?


Ну что, мы теперь знаем куда едем. А теперь друзья в путь, отправляемся. У вас ест 5 мин для того чтобы ознакомиться и оформить и подготовиться к выступлению. (Учащиеся выполняют индивидуальные задания в микрогруппах - отбирают материал для составления карты и заполняют листы с информацией(время работы 5 мин, в это время звучит музыка.)


А теперь прошу создать тишину. Все активно поработали, вы большие молодцы. У всех все получилось, на сколько хорошо и эффективно прошла экспедиция мы сейчас посмотрим, но в начале отдохнем (физкультминутка)


1экспедиция «Геологи»

Происхождение озера и его рельеф”

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Происхождение озера и его рельеф”.

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте информационную карту для выступления перед классом.

  4. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.

Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться.

Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются.

Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Из поколения в поколение рассказывают старожилы, как в 1861 году на Байкале, севернее дельты реки Селенги, во время землетрясения силой 11 баллов участок суши в 209 кв. км за сутки опустился под воду на глубину 2 метра. Новый залив назвали Провалом, и глубина его теперь около 11 метров. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т. е. имеет тектоническое происхождение. Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Глубина озера 1620м., средняя глубина 700м.

Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал. Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части дельты Селенги.

С ними связаны вертикальные перемещения дна озера и изменение глубины.

Максимальная глубина Байкала – 1620 м., что делает его самым глубоким озером планеты.



2экспедиция «Гидрологи»

Уникальность воды озера”.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Уникальность воды озера”.

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте информационную карту для выступления перед классом.

4. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.



Байкал называют – колодец планеты, а ещё и голубой жемчужиной планеты. Байкал – пресноводное озеро. Запасы воды в Байкале гигантские — 23 615,39 км³ (около 20 % мировых запасов озерной пресной воды). Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Важной особенностью, отличающей Байкал от других глубоких озер, является высокая концентрация кислорода в его водах, распространяющаяся до наибольших глубин.

По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 г солей, т.е. соленость воды равна 0,1‰) . В чистоте и прозрачности уникальность воды Байкала!

А еще огромным объемом воды. Озеро содержит 20% доступной питьевой воды планеты!

Полная смена воды происходит в течение 332 лет.

В озеро впадает 336 рек. Самая крупная из них – Селенга.

И лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура -10 - 12 ºС). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июле они тают у берегов. Байкал закован в ледяной панцирь 4-4.5 месяца в году, в северной части - до 6,5 месяцев. Байкальский лед может достигать толщины 2.3 метра.





3 экспедиция «Климатологи»

Особенности климата Байкала”.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “Особенности климата Байкал»;

  2. Составьте информационную карту для выступления перед классом;

  3. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.

  4. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию.

Климат по типу резко континентальный (малоснежные безветренные морозные зимы, жаркое короткое лето), т.е. имеются очень большие годовые и суточные колебания температур воздуха и неравномерное распределение атмосферных осадков по сезонам года. Средняя температура января - 24ºС, июля +15ºС. Зимой регион находится в мощном северо-восточном отроге Сибирского антициклона, летом здесь преобладает полярная воздушная масса. Поэтому в течение года наблюдается большое количество солнечных дней (более 310).. По количеству солнечных дней он превосходит многие южные курорты Черноморского побережья и средиземного моря, например Ниццу. Число часов солнечного сияния за год составляет 2583, тогда как в Кисловодске – 2007. Годовые величины суммарной солнечной радиации соответствуют югу Украины.

Байкал оказывает смягчающее влияние  на климат прибрежной зоны. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом – прохладнее.

Водные массы летом прогреваются до глубины 200-250 метров, и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, озеро долго не замерзает.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.

При верховике, так называют северный ветер, дующий из долины реки Верхняя Ангара вдоль озера с севера на юг, стоит солнечная погода, он дует спокойно, без резких порывов, у берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной.

Баргузин - дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Он приносит с собой устойчивую солнечную погоду.

Култук — ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду.

Сарма — самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Он поднимает штормовые волны на Байкале со скоростью до 60 м/с. Самый мягкий и ветренный климат в Сибири




4 экспедиция «Зоологи»

«Органический мир Байкала”.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом “ Органический мир Байкала ”.

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте информационную карту для выступления перед классом.

  4. Расскажите об этом всему классу, показывая на карте нужную информацию

Древность озера и его длительная изоляция позволили сформироваться уникальному растительному и животному миру Байкала. Общее число эндемичных (нигде, кроме Байкала, не встречающихся) видов животных сейчас приближается уже к 2,5 тысячам. 70% из всех обитающих – эндемики.

Эндемики озера: (не встречаются больше нигде)

Самый многочисленный обитатель прозрачных байкальских глубин - веслоногий рачок - эпишура. Питаясь мельчайшими планктонными водорослями, бактериями, он является прекрасным фильтром Байкала.

В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и др.

Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала — голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 43% жира. Голомянка — единственная в наших широтах живородящая рыба.

Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера,— байкальская нерпа. Она точь - в - точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов.

Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы, красивейшим покровом цветковых растений.

В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурый медведь, лось и другие.






Выступления учащихся.

Начнем путешествие по Байкалу. Каждая группа выступая, наклеивает на доску (схему) свои информационные листы.




Заполняют схему в тетради Байкал – чудо природы

  1. самое глубокое озеро

  2. самое древнее озеро

  3. самый мягкий и ветреный климат в Сибири

  4. колодец планеты, вода чистая, не иссякает

  5. способна самоочищаться

  6. музей живых экспонатов (эндемики)


Рефлексия

И так ребята, экспедиция, на мой взгляд, прошла успешно. Посмотрите на доску, я думаю, вы успели в своих рабочих листах зафиксировать то, о чем мы говорили сегодня на уроке, а сейчас попрошу вас вернуться к тем утверждениям, что было в начале урока. И теперь уже сточки зрения наших прошедших экспедиций, информацию которую вы получили, еще раз отметьте утверждения со знаком плюс или минус.


Поднимите руки у кого поменялись утверждения?

- Благодаря чему изменилось ваше мнение?

- Откуда взяли информацию?

-Скажите, пожалуйста, урок для вас сегодня, каким был?

-Что вы узнали нового?

-Мы с вами могли доказать слова Берга, что Байкал - чудо природы во всех отношениях.

И так продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении … (Глубины, происхождения, климата, животного мира)

Мы совершили с вами увлекательное путешествие. Я прошу начальнику экспедиции оценить вклад каждого участника экспедиции. А команда оценит работу своего капитана. (1мин.)

Заключение.

Ребята, мы сегодня изучили один из уникальных объектов природы. Чудо природы во всех отношениях. Наша с вами обязанность сохранить его таким, каким подарила нам природа. Мы должны научиться брать дары, а не злоупотреблять щедростью природы, потому что природа не будет нам мстить, она просто будет забирать то, что нам подарила. И если человек очень рационально, разумно будет использовать, то природа нам откроет свои неизведанные просторы и удивит нас своей красотой и щедростью. Вы со мной согласны.

Ребята, вы большие молодцы, активно работали, дружно отвечали, спасибо.

Рабочий лист ученика


ФИО______________________________________

Тема урока «___________________________________________________________»

Происхождение названия _________________________________________________


Задание 1. Выберите верные утверждения о Байкале.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа.

(Знак «+» правильно, знак «» не правильно)


  1. Самое глубокое озеро планеты


  1. Озеро Байкал расположено на Дальнем Востоке


3. На Байкале почти всегда пасмурная погода


4. Озеро Байкал содержит 20% всей пресной воды на планете


5. В озеро Байкал впадает около 336 рек, а берет свой исток только одна река Ангара


6. Из космоса можно наблюдать рельеф дна до глубины 1000 метров


7. Одно из древних озер вулканического происхождения


8. Несмотря, что Байкал озеро, здесь бывают настоящие штормовые волны с высотой 4-5 метров


9. 70 % органического мира Байкала составляет эндемики


10. Экзотическая рыба Байкала – голомянка. Голомянка – единственная живородящая рыба в наших широтах





2. Байкал включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в ______году,

                                              в список 7 чудес России в _______году.



3. Характеристика особенностей географического положения озера Байкал.


Работая с атласом, вставьте пропущенные слова в текст


Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ 620 км., в длину и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________ хребты. В центральной части Байкала находится остров ______________.



(Восточной Сибири, с юго- запада на северо-восток,2000 м., Приморский, Байкальский, Ольхон, 1620 м.)







 4. Особенности происхождения озера  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Общие параметры озера

  • Длина - _____________________

  • Ширина - ___________________

  • Объём воды - ________ куб.км ______ % от пресных вод планеты

  • Наибольшая глубина– _________

  • Средняя глубина - __________

  • Возраст озера - ___________

  • Прозрачность - ____________

  • Самый большой остров Байкала _____________

6. Климатические особенности

ср. t июля

ср. t янв.

осадки

тип климата






7. Воды Байкала

Полная смена воды происходит за _________________________________________

В озеро впадает ________ рек, вытекает только одна _________________________

Самая крупная река, впадающая в озеро ____________________________________



8.Органический  мир

Животных  ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!