СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века»

04.10. Тема: «Басня. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, баснописцы 18 века)».

Цель: Дать понятие басни как литературного жанра. Познакомить с русскими и зарубежными баснописцами.расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

Ход урока:

1 Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Перекличка.


2 Постановка цели урока. Введение в тему.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорит о басне. Об стоках этого жанра. Узнаем много ли было на свете баснописцев.

3 Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было прочитать статью учебника о родах и жанрах литературы на стр.49.


– Как вы поняли, что такое роды и жанры литературы?


– Вспомните, произведения каких жанров вы читали?

--К каким родам литературы они относятся?


(По итогам проверки домашнего задания составляем схему в тетрадях)


– А что такое мораль, и где мы еще с ней встречались? (в пословицах)


Басня-- очень древний литературный жанр. Основное повествование роднит басню со сказкой о животных, мораль-- с пословицей.

Одним из самых известных баснописцев и основоположников жанра басни был ЭЗОП. Эзоп жил в древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. О нем известно очень мало. Историк Геродот писал, что Эзоп был рабом, потом был отпущен на волю. Жил на острове Самосе и был за что-то убит в Дельфах. По некоторым сведениям у него была уродливая внешность.

Однако его басни были настолько популярны, что потом еще долгие столетия перерабатывались и переводились разными баснописцами из разных стран. Басни Эзопа не были стихотворными.


2) Чтение и обсуждение басен Эзопа

- «Ворон и лисица»

- «Лисица и виноград»

-«Волы и ось»

Сейчас о языке иносказания мы говорим «эзопов язык».

3) Работа с литературоведческими терминами.

-Читаем статью учебника стр.50 и обсуждаем.


--У каких русских писателей мы можем встретить басни?

--Какие художественные приемы мы встречаем в баснях? (аллегория,иносказание ).

– А к какому жанру вы бы отнесли басню?

(басня-лироэпический жанр-- запишем в тетради)


Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Баснописцы:

Древняя Греция: Гесиод, Эзоп

Франция: Жан де Лафонтен (18 век)

Россия: И.А.Крылов, М.В.Ломоносов, Василий Майков , Сумароков Александр П . , Дмитриев Иван.И , И.И.Хемницер.

Иносказание-- переносное значение, выражение, заключающее в себе скрытый смысл. (аллегория в широком смысле)= Эзопов язык

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты

(волк – злой человек,

лиса – хитрый человек

заяц-трусливый

свинья, осел-- глупый, ленивый, невежественный продолжить ряд…)

4) Чтение и обсуждение басен Ж.де Лафонтена

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые сочинял Эзоп 23 столетия назад продолжают оставаться интересными и актуальными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

- ««Ворон и Лисица»,

-«Лисица и виноград».

- «Изречение Сократа»

5 Подведение итогов урока

Беседа: - Что нового о баснях вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- (Заметьте, она не бывает навязчивой, длинной, скучной. Мораль всегда короткая, но мудрая, меткая, как пословица)

-Что высмеивает басня?

- С именами каких баснописцев мы познакомились? Чьи басни вам больше понравились? Почему?

-Что значит эзопов язык? Аллегория?

6 Домашнее задание:

а) Всем: стр 51-55 чтение и пересказ статьи о Крылове

б) Всем: написать басню (неважно в прозе или стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки. Например: жадность, лживость, глупость, злоба, зависть,лень ит.п.)

в) индивидуально: доклад о Крылове.