МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока биологии в 11 классе по теме «Расы и их происхождение»
(районный семинар учителей биологии)
Учитель биологии:
Етриванова Е.В.
Урок «Биология» 11 класс
Дата проведения:. Открытый урок на районном семинаре методического объединения учителей биологии.
Учитель Етриванова Евгения Викторовна
Конспект открытого урока по биологии «Расы и их происхождение».
Цель: сформировать знания о человеческих расах и их единстве.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.
Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека (Ноmo sapiens)
Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.
Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с географией, историей, философией и литературой.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,
уметь отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.
Оборудование:
У каждого школьника информационный лист (приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, у каждой группы лист ватмана, фломастеры; у четвертой группы научная литература по данной теме.
Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Перед началом урока класс делится на 4 группы.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Актуализация знаний - стадия вызова | 3 |
3 | Изучение нового материала | 25 |
4 | Закрепление изученного материала - выполнение тестовой работы | 6 |
5 | Рефлексия и итоги урока | 3 |
6 | Домашнее задание | 2 |
| Итого | 40 |
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний - стадия вызова.
Учитель: вступительное слово - читаю стихотворение о предках человека.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, -
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство.
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман
Огонь они добыли сами.
Учитель: о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? Ученики: обсуждают вопрос, выявляют уже имеющиеся знания о месте человека в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа.
II. Изучение нового материала
Учитель: тема нашего урока «Расы и их происхождение» (Слайд 1) знакомлю с планом урока. (Слайд 2)
Объясняю правила работы с информационным листом.
(Учащиеся вписывают в него тему урока, заполняют таблицу, формулируют выводы по каждой части урока и общий вывод по теме, оценивают свою деятельность на уроке; лист вклеивается в рабочую тетрадь.) По ходу занятия создается опорный конспект урока «Расы и их происхождение»
(приложение 2).
Морфологические признаки рас
Учитель: организую самостоятельную работу учащихся в группах. Три группы получают задание: внимательно рассмотреть портреты людей, принадлежащих к разным расам (австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная) ( Слайд 3); выявить морфологические признаки каждой расы. Каждая группа учащихся вписывает признаки в таблицу информационного листа и на лист ватмана, который затем вывешивается на стенд.
Четвертая группа (в нее вошли наиболее подготовленные ребята) выявляет признаки трех рас, работая с дополнительной литературой, а также анализирует материалы приложения 3.
Ученики: после выполнения заданий все группы обсуждают, дополняют и уточняют полученную информацию и формулируют выводы:
В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;
не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;
большие расы тоже неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.
Учитель: демонстрирую слайд 4. Знакомит со схемой расовой классификации современного человека.
Ученики: знакомятся со схемой расовой классификации современного человека, имеющейся в информационном листе, и определяют свою принадлежность к расам по данной классификации.
2. Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду
Учитель: проанализируйте информацию, содержащуюся в пункте №4 информационного листа.
Ученики: анализируют, обсуждают, дополняют и уточняют полученную информацию и формулируют выводы:
все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам;
они имеют неограниченные возможности скрещивания, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы - биологически равноценны и относятся к одному виду - Ното sapiens)
Учитель: скажите, ребята, как вы понимаете термины:
«раса»,
«расоведение»,
«нация»
Ученики: отвечают на вопросы, дополняют друг друга.
Учитель: скажите, а чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов различных рас?
Ученики: отвечают на вопрос, дополняют друг друга.
3. Возникновение рас и механизм расогенеза.
Учитель: провожу эвристическую беседу по вопросам:
Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.
Учитель: рассмотрите схему моноцентрического происхождения рас (слайд 5) ( одна из наиболее обоснованных точек зрения) и выполните задание 4
(см. приложение 1)
Ученики: выполняют задание 4 (см.приложение 1)
Учитель: объясните:
а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей;
б) какие выводы вытекают из этих фактов.
Ученики: устно отвечают, дополняют друг друга.
Формулируют вывод: признаки каждой расы наследуются, однако они не являются неизменными; на ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков в разных климатических условиях – эти признаки имели адаптивное значение.
Ученик из четвёртой группы выступает с подготовленным сообщением о приспособительном характере цвета кожи каждой расы. (См. приложение 5)
Учитель: откройте параграф 73 учебника и самостоятельно (в группах)
выявите приспособительный характер других морфологических признаков рас. Данные занесите в последнюю графу таблицы « Характеристика больших человеческих рас» (см. информационный лист)
Ученики: выполняют задание.
Учитель: ребята, какое же адаптивное значение имели морфологические признаки на ранних стадиях развития человека?
Ученики: доказывают адаптивное значение морфологических признаков на ранних стадиях развития человека.
Учитель:
подумайте о значении этих признаков в настоящее время;
рассмотрите современные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения;
подумайте о перспективах эволюции рас на планете.
Ученики: отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, формулируют выводы, дополняя друг друга.
вывод: основные факторы расогенеза - наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.
4. Ложная теория расизма
Учитель: основываясь на знаниях учащихся по истории и географии о культуре и историческом развитии разных народов, подвожу учеников к выводу: что разный культурный уровень народов различных рас не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.
Учитель: рассказываю о реакционной теории расизма, разделяющей человечество на «низшие» и «высшие» расы.
Ученик из четвёртой группы выступает с заранее подготовленными примерами расовых агрессий.
Учитель: провожу дискуссию по теме расовых агрессий.
Ученики: участвуют в дискуссии.
При этом критикуют расовые теории, выявляют причины их отстаивания реакционными учеными (оправдание господства одной расой над другой, национальных, колониальных войн).
Учитель: подвожу учеников к выводу, что неприятие расизма должно заключаться не только в том, чтобы отрицать его корни, а чтобы обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непохожим людям. Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах — расоведением.
Демонстрация слайда 6.
Учитель: формулирую вывод по уроку: все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида Ноmo sapiens выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.
III. Закрепление изученного материала
Учащиеся: отвечают на вопросы тестового задания поднятием зеленой (да) или красной (нет) карточки. (см. приложение 6)
IV. Заключение
Учитель: XX век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.
Не насыщая пищей чрева,
Жует себя двадцатый век ,
И рубит, рубит жизни древо
Как беспощадный человек
Великий разум! Запрети ты
Рубить хотя последний сук. (М. Дудин)
Ушедший век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, критическая проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты.
V . Итог урока. Рефлексия.
Учитель: даю качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Учащиеся: высказывают своё мнение по поводу урока. ( Что понравилось. Что нет. Что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.)
Домашнее задание
Изучить параграфы: 73,ответить на вопросы с.289.
Подготовить сообщения или рефераты, подобрав дополнительную литературу о происхождении, расселении и особенностях рас на Земле.