Газимагомедова М.Б.
БИОЛОГИЯ 6 класс
Строение семян.
Лабораторная работа «Строение семян».
Цель: формирование представлений о строении семени как зачаточного растения, изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником
Задачи: расширить знания учащихся о строении растительных организмов и сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения; познакомить школьников с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений и раскрыть значение семян в жизни растений; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся и созданию условий для развития их познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, лабораторным оборудованием.
Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование: учебник; яблоко, пакетики с семенами растений, коллекция семян двудольных и однодольных растений, сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы, проростки фасоли; лупы, скальпель, препаровальные иглы, чашки Петри, стакан с водой, марлевая салфетка, йод, кусочек пшеничного теста, белая бумага, пипетки, пробирка, держатель для пробирок, спиртовка, спички, фильтровальная бумага; таблицы: «Строение семян», «Строение семени фасоли», «Строение зерновки пшеницы»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания
1. Изучение царства растений мы начнем с отдела Покрытосеменные или цветковые растения. Эти растения имеют наиболее сложное строение. Органы цветковых растений мы начнем изучать со строения семени. Почему? (именно из семени вырастает новое растение). 2. В тетрадь записать тему «Строение семени» и определение: Семя – это зачаточное растение (шуточный рисунок). 3. Проблемные вопросы, вызывающие затруднения у учащихся: - Почему новое растение вырастает именно из семени? Что есть в семени, что позволяет вырасти из него новому растению? - Вы посадили на одну грядку в одинаковых условиях семена, при этом одни семена прорастут, а другие нет. Почему? 4. Ответы на эти вопросы найдем в материале нового урока. 5. Учащиеся формулируют и записывают в тетради цель урока: «Узнать внешнее и внутреннее строение семени». |
1. Если семя – это зачаточное растение, значит, в семени должны содержаться зачатки всех основных органов растения. 2. Беседа по вопросам: - Какие вы знаете органы покрытосеменных растений? - На какие группы по функциям делят органы растений? Приведите примеры? - Назовите функции органов. - Какие внешние условия необходимы для прорастания семян? |
Актуализация знаний
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.
Определение темы.
Проблемный вопрос
Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить.
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)
Ученики: О семенах.
Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?
Ученик: Так как из семян появляется новое растение.
– тема урока
После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семян двудольных и однодольных растений” и цели (для учащихся):
1. Изучить строение семян двудольных и однодольных растений.
2. Можно ли назвать семя зачатком растения (проблема).
-А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу).
-Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)).
-Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)
Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?
Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.
На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.
Изучение нового материала.
Лабораторная работа
Строение семян
Заполните таблицу
Действия | Наблюдения, рисунки, выводы |
Рассмотрите внешнее строение семени фасоли | |
Снимите семенную кожуру, рассмотрите зародыш и семядоли, выполните рисунок | |
Рассмотрите внешнее строение зерновки пшеницы | |
Попытайтесь отделить семенную кожуру | |
Разрежьте зерновку вдоль, рассмотрите внутреннее строение, выполните рисунок | |
Сделайте вывод | |
Самооценка | Оценка учителя |
| |
Работу выполнять используя инструктивные карточки.
Инструктивная карточка №1 |
Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры, форму, окраску. Какие семена больше – сухие или набухшие? Как вы это можете объяснить? |
На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке. Над рубчиком найдите маленькое отверстие – семявход (микропиле). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через него в семя проникает вода и воздух. |
Снимите с набухшего семени кожуру. Рассмотрите её и убедитесь, что она плотная. Ответьте на вопрос: каково значение кожуры в жизни семени. |
Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите семядоли. Какую функцию они выполняют? С помощью лупы рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк и почечку. |
Зарисуйте зародыш семени фасоли и подпишите названия его частей. |
Физкультминутка
Инструктивная карточка №2 |
Рассмотрите на рисунке схему строения зерновки пшеницы. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелёк, семядолю, почечку. |
Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Объясните результат. |
Рассмотрите продольный срез зерновки. Найдите части зерновки: покровы, эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш. |
Зарисуйте продольный разрез зерновки. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелёк, почечку, щиток). |
Сформулируйте вывод о строении семян фасоли и пшеницы. |
Обобщение и закрепление знаний
Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия. Организовать беседу по вопросам: в чём сходство в строении семени двудольных и однодольных растений? В чём заключаются отличия в строении семени однодольных и двудольных растений? Чем это можно объяснить?
Семена растений приспособлены к тому, чтобы переживать неблагоприятные условия в состоянии покоя и прорастать при наступлении благоприятных условий. Какие же это условия?
Как прорастают семена? Вспомните лабораторную работу, которую мы делали при изучении строении семени. | Семена набухают. Появляется корешок, потом стебелек и надземный побег. | |
Давайте составим схему прорастания семян. | Семя – корешок – стебелек – надземный побег. | Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. |
Домашнее задание
Изучите параграф 11 учебника, проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.
Творческое задание.
Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах? Какие это семена – однодольные или двудольные?
Отдельные ученики получают задания по закладке опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания семян.
Рефлексия
Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув одно из слов в каждой паре:
Трудный – лёгкий
Скучный – интересный
Непонятный – понятный
Обычный – необычный
Ненужный – полезный
Нелюбимый – любимый.
- На уроке мне больше всего запомнилось...
- Меня удивило то, что...
- После урока я расскажу своим друзьям о...
- Ещё мне хотелось бы узнать...
- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
- Лучше всех на уроке работал...