СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии "Половое размножение цветковых растений" (6 класс), УМК Н.И. Сонина

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым по счету уроком биологии в 6 классе по УМК Сонина Н.И в теме «Размножение» после урока, посвященного знакомству с классификацией видов размножения у растений и животных.

Цель урока – создать условия для формирования нового знания об особенностях полового размножения у цветковых растений.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "Половое размножение цветковых растений" (6 класс), УМК Н.И. Сонина»

Половое размножение растений (6 класс)


Учебник - Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс.


Тип урока – урок «открытия» нового знания.


Цель урока – создать условия для формирования нового знания – об особенностях полового размножения у цветковых растений.


Задачи:

  1. Создать условия для формирования понятия об этапах полового размножения у цветковых растений и их результатах, представления о сути двойного оплодотворения у цветковых растений, умения различать орган полового размножения у цветковых растений и его результат.

  2. Создать условия для формирования Создать условия для формирования познавательных УУД (умения искать и находить нужную информацию в тексте, рисунках учебника и в видеофрагменте; способности и умения производить логические действия).

  3. Создать условия для формирования коммуникативных УУД (умения работать в учебном сотрудничестве при решении учебной задачи; умения аргументировать свой ответ; умения отвечать на вопросы).

  4. Создать условия для формирования регулятивных УУД (умения планировать и осуществлять свои учебные действия; умения осуществлять самоанализ и самоконтроль результата по эталону и критериям).

  5. Создать условия для формирования личностных УУД (умения адекватно воспринимать оценку и взаимооценку; понимания практической значимости изученного для себя; сознательного выполнения учебных действий, внутренней готовности к учебной деятельности).


Оборудование:

    • Для фронтальной работы: компьютер, проектор, анимации из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов: «Цветок – орган размножения у покрытосеменных растений», «Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений» [2,3], «посылка» с предметами внутри – цветок растения и плод растения.

    • Для индивидуальной, парной или групповой работы (по выбору учащихся): учебники биологии 6 класса Н.И. Сонина, эталоны ответов на задания, критерии для оценивания выполненных заданий, тест, тексты сказки о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений [1], слова для вставки в текст сказки о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений.

Ход урока:


п/п

Этап

урока,

его продолжительность

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

Организационный момент

(1 мин.)

Приветствует, проверяет готовность класса.

Приветствуют, настраиваются на урок.


Мотивирование, определение темы урока

(3-5 мин.)


Мотивирует на определение темы урока, озвучивая информацию.

Сегодня в школу для вашего класса была доставлена волшебная посылка с анимациями и письмом, в котором сказано, что в ней находятся 2 предмета, связанные с темой нашего урока биологии: один из них – орган полового размножения цветковых растений, а другой можно назвать результатом этого процесса. Предположите, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?


Мотивирует на работу на уроке, ставя проблемную

задачу.

Посылку можно открыть только после того,

как вы:

  1. правильно восстановите текст сказки;

  2. назовете 2 процесса, описание которых дано в сказке;

  3. верно назовете два предмета из посылки.

Определяют тему урока («Половое размножение растений») на основании анализа озвученной учителем информации о содержимом посылки.









Настраиваются на работу.

Ключ для открытия посылки (приложение 1) распечатан по количеству учащихся класса

Поиск путей решения проблемы

(5-7 мин.)


Мотивирует на планирование дальнейшей работы - составление плана учебных действий:

Как будете действовать?

Помогает выбрать оптимальный план действий, демонстрирует его эталон (приложение 2).

Составляют проект учебных действий по решению проблемного задания.

Озвучивают несколько разных вариантов и выбирают самый лучший из них.

План учебный действий (приложение 2) распечатан, раздается при необходимости для работы

Решение проблемы

(15 мин.)


Выдает текст сказки и слова для вставки (приложение 3).

Демонстрирует анимации (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000747-1000-4ddd-48e3-4300475d4308/428.swf - «Цветок - орган размножения покрытосеменных растений»; «Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000748-1000-4ddd-a29b-1200475d4309/429.swf), подводит (по необходимости) к правильному результату.

Демонстрирует после выполнения заданий предметы из посылки: плод – результат полового размножения цветковых растений, цветок – орган полового размножения цветковых растений.

Организует проверку ответов по эталону и самооценку результатов работы по критериям (приложение 4) и анализ ошибок.

Работают по выбранному плану (индивидуально, в паре, или в группе по своему желанию).

Озвучивают полученные ответы, проверяют их по эталону и оценивают свою работу по критериям, выявляют ошибки (приложение 4).

Ставят оценку на полях тетради.


Материал для работы распечатан в необходимом для работы количестве

(приложение 3 и 4).


Первичное закрепление знаний

(5-7 мин.)


Знакомит с критериями оценивания ответов («5» - все ответы верны, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - более двух ошибок).

Организует выполнение, взаимопроверку по эталону и взаимооценку тестовых заданий по критериям (приложение 5).


Выполняют индивидуально задание, затем проверяют его в парах по эталону и оценивают по критериям.

Оценку ставят на полях тетради.

Тестовые задании распечатаны для каждого учащегося.

Ответы на тестовые задания записаны на обратной стороне доски

(1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – а)

Рефлексия учебной деятельности

(3-5 мин.)


Организует подведение итога урока, самоанализ положительных и отрицательных результатов, самооценку.

Оценивает работу на уроке

Где вам могут пригодиться знания по теме сегодняшнего урока?

Посчитайте свою среднюю оценку за урок.

Что удалось на уроке?

Что не удалось на уроке? Почему?

Проводят самооценку и самоанализ своей деятельности на уроке.

Выставляют оценки за урок


Домашнее задание

(2-3 мин.)

Сообщает и поясняет домашнее задание

РТ - №103 – №105, с. 55

Записывают домашнее задание в дневник







Источники информации


  1. Элементы интерактивных форм деятельности на уроках биологии / С.З. Халаева - №5876022621; Опубл.26.02.13 (http://infourok.ru/material.html?mid=5876) – Cказка о Спящей царевне и двух богатырях.

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000747-1000-4ddd-48e3-4300475d4308/428.swf - Цветок - орган размножения покрытосеменных растений (анимация).

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000748-1000-4ddd-a29b-1200475d4309/429.swf - Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений (анимация).


Приложение 1


Ключ для открытия посылки

  1. Правильно восстановить текст сказки

  1. Назвать 2 процесса, которые описываются в сказке

  1. Верно назвать два предмета из посылки:

  • орган полового размножения покрытосеменных растений?

  • результат полового размножения покрытосеменных растений?


Приложение 2


План учебных действий

  1. Внимательно прочитать текст сказки и слова для его восстановления.

  2. Найти в учебнике параграф о половом размножении растений.

  3. Найти в параграфе информацию о процессах из сказки.

  4. Посмотреть анимации.

  5. Сопоставить информацию из учебника, анимаций и задания по тексту сказки.

  6. Вставить слова в текст сказки.

  7. Назвать процессы, описываемые в сказке.

  8. Назвать предметы из посылки.

  9. Проверить правильность ответов по эталону учителя.

  10. Оценить результаты своей работы по критериям.


Приложение 3


Сказка о спящей царевне и двух богатырях

Догадайтесь, кто является Царевной, Царевичами, Мамкой-нянькой, и как называются царства-государства и их части. Ответ запишите в скобках, а затем озвучьте текст сказки. Какие биологические процессы описываются в сказке?

В некотором царстве, в некотором государстве (_________) в глубокой темнице (___________) жила была девица-красавица писаная – царевна (___________). Служили ей службой верною пять служанок: две царевну день и ночь охраняли, а еще три служанки в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (_____________________) дремала, всех покой и сон охраняла.

И все спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница (______) была темная ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверца (______________), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надежности клейкой смолой замазана.

За высокими горами, темными долами в соседнем царстве-государстве (___________) жили-были два царевича-близнеца (____________). Дворец их (_____________) высоко над землей парил на (_________________), а светлица царевичей (___________________) всем ветрам была открыта.

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве (_____________) в глубокой темнице (___________) спит беспробудным сном красавица девица (______________). И решили они туда добраться, счастье попытать - царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому она не откажет – тому и мужем быть.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как же в то царство попасть? Дорога туда дальняя и трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как назло в ту пору в обратную сторону дул. Загоревали царевичи (____________), а тут как раз Шмель мимо пролетал. Обрадовались тому царевичи, полетели.

Долго ли коротко летели, а вот уже и дворец (__________) показался. Спрыгнули царевичи (_______________) на крышу – (________________) дворца. Долго они пробирались. Ход – (____________) в темницу через крышу узким оказался, только одному и пролезть. Наконец добрались они до темницы (_____________) и давай дверцу (__________) ломать.

Наконец вошли царевичи (____________) в темницу (___________). Видят - спит царевна (____________), да так хороша во сне - щечки разрумянились. Не выдержал один царевич (_____________), да в щечку ее и поцеловал. Царевна (______________) ото сна очнулась, царевича (____________) увидала и сразу его полюбила. А второй царевич (_____________) – не растерялся – подошел к мамке-няньке (__________________) и тоже ее поцеловал, и она его сразу полюбила. Сыграли две свадьбы.

Родилась у царевны (__________) и первого царевича (_________) дочка, и назвали ее (________). А у мамки-няньки (_________________) и второго царевича (______________) сын – (______________).

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!


Слова для вставки в текст сказки

Завязь

Зигота

Пестик пыльцевход

Пыльник

Пыльцевое зерно

Рыльце

Спермий 1 и Спермий 2

Столбик

Тычинка

Тычиночная нить

Центральная клетка

Эндосперм

Яйцеклетка


Приложение 4


Восстановленные слова текста сказки

Царевна – яйцеклетка

Мамка-нянька царевны – центральная клетка

Царство царевны – пестик

Темница – завязь

Ход в темницу – столбик

Дверь в темницу – пыльцевход

Крыша дворца царевны – рыльце

Царевичи – спермий 1 и спермий 2

Царство царевичей – тычинка

Дворец царевичей – пыльник

Местонахождение дворца царевичей – тычиночная нить

Светлица царевичей – пыльцевое зерно

Дочь царевны и спермия 1 – зигота

Сын центральной клетки и спермия 2 – эндосперм


Критерии оценивания восстановленного текста сказки

«5» - правильные ответы на все вопросы

«4» - один вопрос без ответа

«3» - два вопроса без ответа

«2» - неверные ответы или отсутствие ответов


Приложение 5

Тестовые задания

  1. После оплодотворения яйцеклетки одним из спермиев образуется:

    1. Эндосперм

    2. Зигота

    3. Зародыш

    4. Завязь

  1. Органом полового размножения у цветковых растений является:

    1. Корень

    2. Лист

    3. Цветок

    4. Стебель

  2. Яйцеклетка у цветковых растений созревает:

    1. В пыльнике

    2. В завязи пестика

    3. На рыльце пестика

    4. В столбике пестика

  3. Спермий у цветковых растений созревает:

    1. В пыльнике

    1. В завязи пестика

    2. На рыльце пестика

    3. В столбике пестика

  1. После оплодотворения центральной клетки одним из спермиев образуется:

    1. Эндосперм

    2. Зигота

    3. Зародыш

    1. Завязь