СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии на тему: "Лилейные" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина.

В разработке урока дана  общая характеристика семейству лилийные, показано многообразие и значение растений семейства лилийные, проводится лабораторная работа по определению растений семейства. Межпредметные связи: биология, география .

Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейные на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему: "Лилейные" 7 класс»

Конспект урока биологии на тему:



Девиз урока:
«Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать».

В. Гете.

Девизом нашего урока будут слова Гете, прочитайте их про себя, … теперь вслух, … встаньте …, найдите себе пару и объясните собеседнику, как вы понимаете эти слова, …. перемешиваемся и вновь выслушиваем собеседника.

Как понял эти слова ваш оппонент, вы с ним согласны? 





Цели урока:

  • образовательная:

  • изучить характерные особенности  семейства Лилейные на примере некоторых видов растений. Познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных.

  •  развивающая:

  • развивать умение учащихся делать выводы, ставить цели к уроку, умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом, обобщать и анализировать информацию, используя личный опыт, впечатления. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, через применение нетрадиционных форм и методов обучения.

  • воспитательная:

  • воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство ответственности за сохранение природы, воспитание экологической граммотности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, рисунки и гербарные экземпляры растений семейства Лилейные.

Термины и понятия урока: класс Однодольные, семейство Лилейные, видоизмененные побеги, корневище, клубни, луковицы, простой околоцветник, фитонциды, растения- первоцветы.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

  • Какое царство живых организмов мы изучаем? Каковы признаки этого царства?

  • Какой отдел этого царства мы изучаем? Каковы отличительные признаки растений этого отдела? (. Слайд 3)

  • К какому классу Покрытосеменных растений относятся Шиповник коричный, Пастушья сумка, Дурман обыкновенный?. Слайд 4)

  • По каким признакам можно отличить растения класса двудольных? (. Слайд 5)

  • Игровые задания «Третий лишний» (Слайд 6)

  • Игра «Отгадай растение» Слайд 7)

  • К какому семейству относятся все эти растения? Назовите признаки  растений семейства Паслёновых. Запишите формулу цветка растений семейства Паслёновых. (Слайд 8)

II. Мотивация учебной деятельности 

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках  мы с вами говорили о растениях, относящихся к классу Двудольных, а сегодня познакомимся с растениями класса Однодольных.
Кто назовет мне признаки этого класса? Слайды 9, 10)
Сегодня на уроке мы познакомимся с семейством Лилейные. (Слайд 11)
Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных. Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?
Итак, мы знаем, что привлекает внимание человека к Лилейным, а теперь давайте определим цели нашего урока.

Цели: 

Изучить особенности строения и значение этих растений в жизни человека. Сегодня мы совершим путешествие в мир лилейных растений. Экскурсоводами будут, учащиеся вашего класса, и по окончании экскурсии вам нужно заполнить таблицу: ( Слайд 12)

 

Признаки

Описание

1

 Жизненные формы

 

2

 Продолжительность жизни

 

3

Формула цветка

 

4

Типы плодов

 

5

Подземные побеги

 

III. Изучение нового материала 

– Начинаем путешествие.

Два ученика по очереди рассказывают о луке.

1-й ученик: Яркими представителями семейства Лилейные являются лук и чеснок. Науке известно около 400 их видов. О распространении и потреблении лука в России свидетельствуют старинные пословицы и поговорки: «Голь голью, а луковка во щи есть»; «В нашем краю словно в раю: рябины да луку не переешь»; «Лук да баня все правят»; «Кто сеет лук, тот избавится от мук»; «Лук от семи недуг» и др.. Слайд 13)

2-й ученик: В годы Великой Отечественной войны выведенных из окружения страдающих дистрофией бойцов сутки держали на луковой диете. Еще в 1250 г. Сарацины так высоко ценили лук, что за одного пленного брали 8 луковиц в качестве выкупа. Изображения лука обнаружены в египетских пирамидах и даже найдены пучки лука вместе с мумиями в саркофагах.

Учитель: Ребята, а как вы объясните пословицу «Лук от семи недуг»?
Что такое фитонциды?
Какие еще растения их выделяют?
Мы видим, что лук это не только пищевое растение, но и лекарственное. 
Познакомимся с лекарственными растениями семейства Лилейные. (Слайды 14, 15)

– ландыш майский;
– купена лекарственная;
– вороний глаз;
– алоэ древовидное.

– Давайте закроем глаза и представим себе весенний лес и поляну на опушке леса, всю усыпанную маленькими белыми колокольчиками.. Слайд 16)

Звучит музыка, на ее фоне стихотворение А.Фета «О первый ландыш».

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Ученик: дает характеристику ландышу майскому.

Ландыш майский.

Многолетняя трава с белым сочным корневищем. Лист широкий с дуговым жилкованием. Цветет в конце мая – начале июня. Соцветие – кисть с 6-15 поникшими цветками. Околоцветник простой. Формула цветка 0(6)Т6П1. Плоды – сочные красные ягоды. Растение ядовито. Обладает лекарственными свойствами; его настойки используют при заболеваниях сердца.. Слайд 17)

Учитель: Ландыш, купена и вороний глаз содержат алкалоиды – ядовитые вещества, которые в определенных дозах применяются для изготовления различных лекарственных средств: болеутоляющих, спазмолитических.

Ученик: читает стихотворение В.Шекспира «…И добродетель стать пороком может»

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
Наоборот, деянием иным
Порок мы в добродетель обратим.

Вот так и в этом маленьком цветочке:
Яд и лекарство – в нежной оболочке;
Его понюхать – и прибудет сил,
Но стоит проглотить, чтоб он убил.

Декоративные Лилейные . Слайды 18-19)

Ученик: посмотрите, как прекрасны эти растения: 
– лилии,         
– нарциссы,
– тюльпаны,
– гиацинты.

Ученик: (рассказывает о тюльпане.)
Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» – «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 в. В Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 в. В Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В Амстердаме есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана! Это время описал А.Дюма в романе «Черный тюльпан».

Учитель: ( Слайд 20) Рассмотрите рисунок тюльпана. Какие признаки семейства и класса есть у него? Составьте формулу цветка.

Ученик: рассказывает о лилии, показывая рисунок.. (Слайд 21) 
Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории других стран произрастает около 20 видов лилий.

Учитель: Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский.(. Слайд 22)
Как вы думаете – какие особенности позволяют им, так быстро вырасти и зацвести?
Рассказ учителя о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.

Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы» 
Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.

В Красную книгу занесены растения сем. Лилейные: Слайд 23)

– рябчик русский,
– кандык сибирский,
– лилия кудреватая.

– Наше путешествие закончено и я предлагаю вам заполнить таблицу.

IV. Закрепление изученного материала 

Проверка заполнения таблицы, учащиеся делаю выводы об отличительных признаках растений семейства лилейные
Выполнение проверочного теста.

Тест

1. Растения семейства лилейные обладают признаками:

а) в семени одна семядоля;
б) стержневая корневая система;
в) сетчатое жилкование листьев;
г) мочковатая корневая система;
д) простой околоцветник;
е)параллельное или дуговое жилкование листьев.

2. К лилейным относятся растения:

а) роза;   б) лилия;  в) ландыш; г) яблоня; д) вороний глаз; е) гусиный лук.

3. Какое из растений семейства лилейные относится к лекарственным?

а) тюльпан; б) лилия  в) ландыш;  г) нарцисс.

4. Где сохраняется запас питательных веществ у лилейных?

а) в клубнях  б) в корнях  в) в корневищах  г) в луковицах.

5. Растения семейства лилейные имеют плоды:

а) коробочка  б)костянка в) ягода г) зерновка.

6. Какая формула обозначает строение цветка тюльпана?

а) Ч3О3Т6П1;   б) О6Т6П1;  в) Ч6О6Т3П3.

V. Контрольно-оценочный этап

Учащиеся проводят взаимопроверку теста,( Слайд 24) учитель проводит рефлексию( Слайд 25)

Ребята, скажите, что нового вы узнали на  сегодняшнем уроке?
– Подумайте в паре выразите свои впечатления, одним словом.
– Спасибо Вам за отзывы и я хочу подвести итоги урока (выставляются отметки ученикам).

VI. Домашнее задание (Слайд 26)

1.Подобрать дополнительный материал о разнообразных декоративных растениях семейства лилейных, мифы и легенды о их названиях. 2.Составить синквейн к термину ЛИЛЕЙНЫЕ.
Пример синквейна

1. ЛИЛЕЙНЫЕ
2. Декоративные, ядовитые
3. Радуют, лечат, цветут
4. Относятся к классу Однодольных растений
5. Семейство лилейные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!