СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"»

Урок 23. ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНОИДЫ


Глава 5. Строение и функции клеток. Раздел II УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ. Оригинально организованный материал с учётом конкретных задач урока, с выделением опорных знаний, прикладных аспектов и проблемных моментов даёт возможность учителю использовать также данную методику для работы с любыми учебниками.

Методические разработки уроков 10-11класс



Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Создать общее представление о строении эука­риотической клетки.

Сформировать знания о строении и функцио­нировании основных компонентов клетки.

Обеспечить понимание учащимися мембранно­го характера организации клетки.

Объяснить особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.



Основные положения

  1. В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации.

  2. Цитоплазма эукариотической клеток разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы компартменты.

  3. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.

  4. Ряд органоидов клетки обладает способностыо к самовоспроизведению, в основе которого лежит редупликация, кольцевой молекулы ДНК, входящей в их состав.

  5. Центриоли, а также базальные тельца жгутиков и ресничек, способны к воспроизведению путем самосброки,

  6. В отличие от прокариот, у всех эукариотических клеток имеется цитоскелет.



Обратите внимание учащихся на обсуждение следующих вопросов:

  1. Каким образом в строении ЭПС получили отраже­ние ее функции?

  2. В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени могут быть развиты такие органоиды, как аппарат Гольджи?

  3. В клетках каких тканей может встречаться боль­шое количество включений? Какие медицинские проблемы могут быть связаны с клеточными включе­ниями?



Строение эукариотической клетки

Все живые организмы в зависимости от наличия ядра можно условно подразделить на  две большие категории: прокариоты и эукариоты. Оба эти термина ведут свое происхождение от греческого  «karion» - ядро.



















Те организмы, которые не имеют ядра, называют прокариотами - доядерными организмами с ядерным веществом в виде включений. Строение эукариотической клетки несколько иное. В отличие от прокариотов, эукариоты имеют оформленное ядро – это и есть их главное отличие. К прокариотам относят бактерии, цианобактерии, риккетсии и другие организмы.

К эукариотам можно отнести представителей царств грибы, растения и животные.   Строение эукариотической клетки различных ядерных организмов сходно. Главные их составляющие – ядро и цитоплазма, которые вместе составляют протопласт. Цитоплазма представляет собой полужидкое основное вещество, или, как ее еще называют, гиалоплазму, в которой находятся клеточные структуры – органеллы, выполняющие различные функции. С внешней стороны цитоплазма окружена плазматической мембраной. Растительные и грибные клетки имеют помимо плазматической мембраны жесткую клеточную оболочку. Цитоплазма клеток растений и грибов содержит вакуоли – пузырьки, которые заполнены водой с различными растворенными в ней веществами. Помимо этого, в клетке находятся включения в виде запасных питательных веществ или конечных продуктов обмена. Особенности строения эукариотической клетки обусловлены функциями включений, находящихся в клетке.

Строение и функции эукариотической клетки:

плазматическая мембрана – это двойной липидный слой с погруженными в него белками. Основная функция плазматической мембраны – обмен веществ между самой клеткой и окружающей средой. За счет плазматической мембраны осуществляется и контакт между двумя соседними клетками.

ядро – этот клеточный элемент имеет двумембранную оболочку. Основная функция ядра - сохранение наследственной информации – дезоксирибонуклеиновой кислоты. Благодаря ядру регулируется клеточная активность, передается генетический материал дочерним клеткам.

митохондрии – эти органеллы присутствуют только в растительной и животной клетках. Митохондрии, как и ядро, имеют две мембраны, между которыми есть внутренние складки – кристы. В митохондриях содержится кольцевая ДНК, рибосомы, множество ферментов. Благодаря этим органеллам осуществляется кислородный этап дыхания клетки (синтезируется аденозинтрифосфорная кислота).

пластиды – имеются лишь в растительной клетке, поскольку их основная функция – осуществление фотосинтеза.

эндоплазматическая сеть (ретикулум) -  это целая система уплощенных мешочков – цистерн, полостей и трубочек. На эндоплазматическом ретикулуме (шероховатом) располагаются важные органеллы – рибосомы. В цистернах сети изолируются и дозревают белки, которые также транспортируются самой сетью. На мембранах гладкого ретикулума осуществляется синтез стероидов и липидов.

комплекс Гольджи – система плоских одномембранных цистерн и пузырьков, прикрепленных к расширенным концам цистерн. Функция комплекса Гольджи – накопление и преобразование белков и липидов. Здесь же образуются секреторные пузырьки, выводящие вещества за пределы клетки. Строение эукариотической клетки таково, что клетка имеет собственный механизм выделения отработанных веществ. лизосомы – одномембранные пузырьки, которые содержат гидролитические ферменты. Благодаря лизосомам клетка переваривает поврежденные органеллы, отмершие клетки органов.

рибосомы – бывают двух типов, но основная их функция – сборка молекул белка. центриоли – это система микротрубочек, которые построены из белковых молекул. Благодаря центриолям образуется внутренний скелет клетки, она может поддерживать свою постоянную форму.

Строение эукариотической клетки сложнее, чем клетки прокариота. Благодаря наличию ядра, эукариоты имеют возможность передавать генетическую информацию, тем самым обеспечивая постоянство своего вида.

Самостоятельная работа

Строение и функции органоидов клетки



Название органоида

Строение

Функция






Вопросы и задания для повторения

  1. Какими основными чертами строения ха­рактеризуется эукариотическая клетка?

  2. Какие структуры клетки называются вклю­чениями? Приведите примеры.

  3. Что лежит в основе структурной организа­ции клетки?

  4. Как устроены мембраны клетки?

  5. Какие функции выполняет наружная ци­топлазматическая мембрана?

  6. Какими путями осуществляется обмен ве­ществ между клеткой и окружающей средой? Что такое пиноцитоз? Что такое фагоцитоз?

  7. Перечислите органоиды клетки и укажите их функции.

  8. В чем различие между гладкими и шерохо­ватыми мембранами эндоплазматической сети?

  9. Какие органоиды клетки способны к само­воспроизведению?


Происхождение Эукариот



Жизнь эукариотической клетки


Коротко о клетках: Прокариотические клетки 


Презентация Эукариотическая клетка Ядро



Цитология. Ядро клетки.



Двумембранные органоиды:,МИТОХОНДРИИ,ХЛОРОПЛАСТЫ,ЯДРО




Ресурсы


В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada


Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!