СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Распространение плодов и семян", 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Распространение плодов и семян", 6 класс»

Конспект урока биологии, 6 класс

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока:

- Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

- Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.

- Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.


Задачи урока:

- сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;

- о значении этого процесса;

- сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;

- продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;

- воспитывать культуру труда;

- осуществлять экологическое воспитание обучающихся.

Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Личностных: формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивных: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.

Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.


Планируемые результаты обучения:

предметные: отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;

личностные: познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов;

метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.

Учащиеся должны знать: - что распространение семян необходимое условие существования растений;

- признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;

- какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;

- растения распространяют плоды с помощью человека и животных.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа.


Ход урока.

1.Организационный этап

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Добрый день, дорогие ребята! - Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, дневник)?

- Сядьте удобно, выпрямите спинки.

- Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Оценивать будете себя в оценочных листах, которые у вас на столах. В конце урока подведем итоги.


- Ребята! На прошлом уроке познакомились с темой плоды, типы плодов. (Давайте вспомним)

Дидактическая игра: разберите плоды и дайте им характеристику.

Работа группой. На столах поднос с плодами

Разберите плоды на 4 группы (ягодовидные, костянковидные, коробочковидные, ореховидные).

На подносе есть лишнее, то, что не относится к плодам, найдите их и объясните, почему эти овощи не относятся к плодам.

1.Каково строение семени?

2. Какое значение имеют семена в жизни растений?

2. Мотивация учебной деятельности.

(на доске – изображение дуба) Слайд 2
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». Слайд 3
-Почему дуб не дождался смены?

-Какой выход?

- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
"Распространение плодов и семян." » Слайд 4

Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.

Ребята, а какие задачи поставим на сегодняшний урок. Слайд 4

3. Актуализация объективного опыта

Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы

- А как вы думаете, зачем растения распространяют плоды? 
- Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян 

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян. Слайд 5

4. Первичное усвоение новых знаний.

Изучаем презентацию и учебник стр.74-79 составляем Таблицу 1

Работа с учебником и таблицей

Распространение с помощью ветра Слайд 6

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков ( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы - мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.


Распространение водой Слайд 7

Плоды некоторых растений распространяются водой. Кувшинка, ольха, кокосовая пальма этому пример.

        Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.

 А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма  растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ  проросток образует 3-4 крупных листа.  Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

    

Распространение саморазбрасыванием Слайд 8

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы (желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг


Распространение при помощи животных и человека

Слайд 9,10,11

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. Под нею семена остаются неповрежденными.

Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно (плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.

         Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.

        Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.

        Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека». А сколько культурных растений, их семена в свое время были завезены в нашу страну?

        Скажите, пожалуйста, какие отношения складываются между растениями и животными? (Взаимовыгодные отношения). 

        Ответьте, для чего семена путешествуют? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить). Каждое растение стремится освоить большую территорию,  чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян и для чего? (чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая).

(Видеофрагмент)

Таблица 1.Распространение семян

Способ распространения

Примеры растений

Приспособление к распространению

















Максимальное количество - 5 баллов

Физминутка

Перед трудной работой надо размяться!

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.


5.Первичная проверка понимания

1. Какими способами распространяются семена.

2. Какие приспособления имеются у растений.

На эти вопросы вы ответите, выполняя тест.

3.Выполняют тест.

Тест. (За каждый правильный ответ 1 балл)

1. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат в) бузина

б) акация г) череда

2. Распространяются ветром плоды:

а) клена в) дуба

б) бузины г) кокоса

3. Назовите приспособления к распространению животными:

а) парашютики б) пушистые волоски

в) загнутые зубчики г) сочная мякоть


Работа в парах.

А давайте поработаем в парах. Перед вами карточки с растениями, которые распространяются разными способами. Подумайте и соотнесите растение со способом его распространения.

4. Таблица 2. Установите соответствие


Признаки плодов и семян

Способ распространения

1. плоды имеют сочную мякоть

А) ветром

Б) водой

В) животными

2. плоды имеют перистые волоски

3. плоды и семена мелкие, легкие

4. плоды имеют крючочки

5. плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

Ответ:

А

Б

В




Количество баллов: 2 балла за каждый правильный ответ

- Запишите домашнее задание: параграф 14, рис.60-63, таблицы

1. Сочинить сказку про плоды и семена. (По желанию)

2. Подготовится к контрольно-обобщающему уроку.


5. Первичное закрепление

Загадки

1.Раскололся тесный домик

На две половинки, 
И посыпались в ладони 
Бусинки-дробинки. (Боб гороха.)


2.Отгадайте: снег ли это

Сыплет с веток 
Среди лета?  (Тополиный пух.)


3.Под кустами у плетня

Не смолкает трескотня: 
Пуля – слева, пуля – справа. 
На кого идет облава? (Саморазбрасывание семян акации.)


4.Что за диво: плод плюется,

Целым в руки не дается?  (Бешеный огурец.)


5.Отцветает быстро,

Изменяет цвет. 
Станет он пушистым, 
Дунь – его и нет. (Одуванчик.)


6.– Смотрите! Из копилки

Посыпались опилки! 
Ну, Ванюша, ты чудак, 
Это не опилки – … . (Мак.)

Рефлексия

Цели поставленной мы достигли?

Что непонятно?

Много узнали? Сравнить по таблице

Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян.

Распространение плодов и семян способствует процветанию видов

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

- Большой ли вы урожай сегодня получили?

Задание.

Закончите предложения

  • Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------, ---------------,------------- и --------------- .

  • Растения имеют ---------------- для распространения семян.

  • У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!