СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии (технологическая карта) "Фенотипическая изменчивость", 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологич. карта урока Фенотипическая изменчивость 9 кл»


Биология, 9 класс Технологическая карта урока Тема: «Фенотипическая изменчивость»


1.Тема

Фенотипическая (модификационная) изменчивость

2.Тип урока

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

3.Формы и методы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения.

Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

4.Образовательные ресурсы

Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2019 г. – (Линия жизни), ПК, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагменты, наборы биологических объектов( семена фасоли или листья берёзы, яблони и др.), ресурсы интернета.

5.Цель

Продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства.

6.Задачи


Образовательные: обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая.

Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости.

Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе.

Развивающие: формировать у обучающихся умение сравнивать живые организмы принадлежащие к одному виду, но обитающие в различных условиях, делать выводы, оценивать значение фенотипических изменений для жизнедеятельности организмов.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение, познавательный интерес к предмету, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

7.Планируемые результаты

Личностные: познавательный интерес к изучаемому предмету; ответственное отношение к учению, способности к самообразованию и саморазвитию; развитие мотивации для формирования устойчивых познавательных процессов.

Метапредметные:

1.Личностные УУД: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

2. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока.

3. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение; преобразовывать информацию из одного вида в другой, сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции

4. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, уметь работать индивидуально и в парах; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; формирование представления о модификационной изменчивости; выявление свойств модификационной изменчивости; выявление закономерностей, которым подчиняется модификационная изменчивость,

объяснение роли модификационной изменчивости в практической деятельности человека.



8. Деятельность учителя и обучающихся


Этап урока

Функции, виды и содержание деятельности учителя

Формы и виды и содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей, занимают свои рабочие места.

Личностные УУД: соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам. правильно идентифицируют себя с позиции учащегося.

Регулятивные УУД: оценивают правильность своего поведения на уроке.


Коммуникативные УУД:

воспринимают информацию на слух.

2.Актулизация знаний.

Задает вопросы, дополняет и исправляет ответы учащихся (беседа).

- Что изучает генетика?

- Что такое наследственность?

- Что такое изменчивость?

- Что такое генотип?

- Что такое фенотип?

- С каким видом изменчивости познакомились на прошлом уроке?

- Назовите формы наследственной изменчивости

- В чем сущность комбинативной изменчивости?

- Каковы источники комбинативной изменчивости?

- Что такое мутации?


Проводит тестирование по домашнему заданию (слайд 1- поставить «+», если утверждение верно, «--», если неверно слайд 2 - самопроверка).

Продолжает беседу

- Благодаря постоянному мутационному процессу возникают различные варианты генов, составляющие резерв наследственной изменчивости. Чарльз Дарвин мутационную изменчивость называл неопределенной индивидуальной изменчивостью. Почему? Учитель обобщает ответы учащихся.

- С чем связана наследственная изменчивость?


Отвечают на вопросы.

















Выполняют тестирование.

Выполняют самопроверку.

Оценивают свои работы.

Заполняют листы самооценки (задание 1).






Отвечают на вопрос, делают вывод о связи наследственной изменчивости с изменением генотипа.

Личностные УУД: соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: самоорганизация по выполнению заданий


Познавательные УУД:

строят речевое высказывание в устной форме, адекватно оценивают результаты своей работы.


Коммуникативные УУД: воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя.

3. Мотивация и целеполагание.

Демонстрирует слайд 3 (без подписей к рисункам)

Задает вопросы.

- Перед вами три фотографии с растениями. Как вы думаете, эти растения относятся к разным видам или к одному?

Если к одному, то почему у них разные листья?

Направляет ход мысли обучающихся


- Под действием каких факторов сформировались три разных типа листьев у стрелолиста?

Демонстрирует слайд 3(с подписями к рисункам)

Демонстрирует слайд 4


Демонстрирует слайд 5

- Почему у одуванчиков, имеющих один и тот же генотип (семена от одного растения) сформировалось два разных фенотипа?


Демонстрирует слайд 6

- Известно, что горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В течение их развития окраска меняется. Почему?


- Какой вывод можно сделать на основании рассмотренного?

- Как можно назвать такую изменчивость?

- Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Задачи?

Конкретизирует тему и задачи

урока - слайды 7, 8.




Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают разные точки зрения.

























Отвечают на вопросы, делают вывод о том, что влияние среды обитания на живые организмы приводит к формированию разных фенотипов.


Называют тему и задачи урока.

Личностные УУД:

руководствуются значимыми учебными мотивами.


Регулятивные УУД:

самостоятельно регулируют свою активность и поведение, избегая конфликтов.


Познавательные УУД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме, рассматривают биологические объекты и понятия с разных точек зрения, определяют и формулируют цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя.


Коммуникативные УУД:

слушают и понимают речь учителя и одноклассников.



4.Этап открытия новых знаний










































Динамическая пауза (Физминутка)

Учитель даёт задания для самостоятельной работы, контролирует и корректирует самостоятельную работу учащихся.


Обращается к учащимся

- Давайте попробуем, пользуясь текстом учебника, дать определение фенотипической изменчивости.

-Какие признаки чаще всего подвергаются модификациям?


- Итак, мы выяснили, что такое модификационная изменчивость (демострирует слайд 9).


Обращается к учащимся

- А как вы думаете, в каких пределах могут меняться признаки? Чем это определяется? От чего это зависит? Давайте узнаем это из видефрагмента


Перед демонстрацией ролика обращает внимание учащихся на выписанные заранее на доску вопросы, на которые нужно будет ответить после просмотра.

- Что такое фенотип?

- Что такое норма реакции?

- Чем определяется норма реакции?

- Каково значение нормы реакции для организмов?


Демонстрирует видефрагмент 1 «Норма реакции» (ролик демонстрируется с паузами)

Задаёт вопросы, записанные на доске:

- Что такое фенотип?

- Что такое норма реакции?

- Чем определяется норма реакции?

- Каково значение нормы реакции для организмов?



Контролирует правильность выполнения упражнений.











Обращается к учащимся

- Модификационная изменчивость многих признаков живых организмов подчиняется особым закономерностям. Каким? Выяснить это нам поможет ещё один видефрагмент и лабораторная работа.


Демонстрирует видеофрагмент 2 «Вариационный ряд и вариационная кривая»


Организует работу «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» по инструкции (стр.80, 81 учебника, слайд 10).

Просит одного, двух учащихся зачитать выводы.



Работают индивидуально с учебником (§22, глава «Фенотипическая, или модификационная изменчивость»). Самостоятельно осмысливают и анализируют текст учебника.

Записывают определение в тетрадь.

Зачитывают свои определения.

Отвечают на вопросы.


















Смотрят видеофрагмент. Во время паузы записывают определение нормы реакции в тетрадь.


После просмотра отвечают на вопросы.












Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.




















Смотрят видеофрагмент и выполняют лабораторную работу по инструкции в учебнике (стр.80,81). Делают выводы. Заполняют листы самооценки (задание 2).




Зачитывают выводы вслух.

Личностные УУД: правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами.


Регулятивные УУД:

самостоятельно регулируют свою активность и поведение, избегая конфликтов.


Познавательные УУД: Осуществляют поиск информации в тексте учебника, анализируют полученную информацию, Развивают умение строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.


Коммуникативные УУД: учатся воспринимать информацию визуально и на слух, отвечать на вопросы учителя.

учатся выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать различные мнения.









Личностные УУД:

воспитывают в себе ответственное отношение к собственному здоровью.


Регулятивные УУД:

развивают умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность.

5.Первичное закрепление и применение новых знаний

Проводит игру «Узнать за 60 секунд»:

предлагает учащимся за одну минуту выбрать из 10-12 фотографий (рисунков) те, на которых представлены примеры модификационной изменчивости.

слайд 11


Демонстрирует слайды №№ 12 - 21____ в течение одной минуты).




Организует самопроверку – слайд 22







Смотрят презентацию и выписывают номера рисунков, на которых представлены примеры модификационной изменчивости в тетрадь.


Обмениваются в парах тетрадями, проверяют работы друг друга, оценивают работы друг друга. Заполняют листы самооценки (задание 3).

Личностные УУД: развивают умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.


Регулятивные УУД: развивают умение организовать выполнение заданий учителя, достигать результата в процессе учебной деятельности


Познавательные УУД: развивают способности анализировать полученную информацию, умение построения логической цепи рассуждений


Коммуникативные УУД: учатся воспринимать информацию визуально и на слух, учитывать различные мнения.

6. Домашнее задание.

Озвучивает и поясняет домашнее задание - слайд 23.


§22 изучить,

повторить §20, 21, подготовиться к тесту по формам изменчивости.


Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: воспитывают в себе ответственное отношение к выполнению учебных задач.


Регулятивные УУД: развивают умение планировать свою деятельность

7. Рефлексия.

Предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку, проанализировать и оценить свою деятельность на уроке слайд - 24 :

  • Сегодня мы изучали …

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Лучше всего у меня получилось…

  • У меня возникали трудности …

  • Я допустил ошибки …

  • Я оцениваю свою работу…

  • Мне понравился (не понравился) урок


Подводит итоги урока

Благодарит учащихся за работу – слайд 25


Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Заполняют листы самооценки (баллы учителя, итоговая оценка).

Личностные УУД: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач.


Регулятивные УУД:

развивают умения анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности


Познавательные УУД: учатся рефлексии способов и условий действия, учатся контролировать и оценивать результаты своей деятельности.


Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнения, учитывать различные мнения.





















Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия, имя _________________________ Класс______


Задание 1

(проверка домашнего задания)

Задание 2

(работа над новым материалом)

Задание 3

(закрепление знаний)

Баллы

учителя за устные ответы

Итоговая

оценка











3



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Фенотипическая изменчивость»

Экспресс-тест 1-й вариант 1 . Случайное расхождение гомологичных хромосом при мейозе ведет к мутационной изменчивости  2.Соматические мутации происходят в половых клетках. 3.Комбинативная изменчивость – разновидность генотипической изменчивости. 4.Мутации не проявляются в фенотипе следующего поколения, так как являются рецессивными. 5.Ионизирующее излучение – одна из причин комбинативной изменчивости.  2-й вариант 1. Комбинативная изменчивость является результатом новой комбинации родительских генов в генотипе потомства.  2.Генеративные мутации происходят в половых клетках.  3.Мутации – довольно редкое явление.  4.Новые сочетания генов при комбинативной изменчивости являются причиной появления новых фенотипов.  5.В результате гетерозиса в первом поколении гибридов разных сортов или видов наблюдается массовая гибель потомства от болезней.

Экспресс-тест

1-й вариант

1 . Случайное расхождение гомологичных хромосом при мейозе ведет к мутационной

изменчивости

2.Соматические мутации происходят в половых клетках.

3.Комбинативная изменчивость – разновидность генотипической изменчивости.

4.Мутации не проявляются в фенотипе следующего поколения, так как являются рецессивными.

5.Ионизирующее излучение – одна из причин комбинативной изменчивости.

2-й вариант

1. Комбинативная изменчивость является результатом новой комбинации родительских генов в генотипе потомства.

2.Генеративные мутации происходят в половых клетках.

3.Мутации – довольно редкое явление.

4.Новые сочетания генов при комбинативной изменчивости являются причиной появления новых фенотипов.

5.В результате гетерозиса в первом поколении гибридов разных сортов или видов наблюдается массовая гибель потомства от болезней.

Проверим себя 2-й вариант 1. + 2. + 3. - 4. + 5. -  1-й вариант 1. - 2. - 3. + 4. + 5. -  Всё правильно – 5 баллов 1 ошибка - 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл 5 ошибок – 0 баллов

Проверим себя

2-й вариант

1. +

2. +

3. -

4. +

5. -

1-й вариант

1. -

2. -

3. +

4. +

5. -

Всё правильно – 5 баллов

1 ошибка - 4 балла

2 ошибки – 3 балла

3 ошибки – 2 балла

4 ошибки – 1 балл

5 ошибок – 0 баллов

? Над водой На поверхности воды В толще воды

?

Над водой

На поверхности воды

В толще воды

Фенотипическая (модификационная) изменчивость

Фенотипическая

(модификационная) изменчивость

Задачи урока Узнать: что такое фенотипическая изменчивость , причины её появления, характеристики Научиться: строить вариационную кривую (график изменчивости признака)

Задачи урока

Узнать: что такое фенотипическая

изменчивость , причины её появления,

характеристики

Научиться: строить вариационную

кривую (график изменчивости признака)

Фенотипическая (модификационная) изменчивость – изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов среды и не затрагивающая генотип

Фенотипическая (модификационная) изменчивость – изменчивость организма, возникающая под влиянием факторов среды и не затрагивающая генотип

Лабораторная работа « Изучение закономерностей модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»

Лабораторная работа

« Изучение закономерностей модификационной изменчивости.

Построение вариационной кривой»

Игра «Узнать за 60 секунд» Задание: выписать в тетрадь номера рисунков с примерами модификационной изменчивости.

Игра «Узнать за 60 секунд»

Задание: выписать в тетрадь номера рисунков с примерами модификационной изменчивости.

Шесть пальцев на одной руке 1.

Шесть пальцев на одной руке

1.

Загар 2.

Загар

2.

Появление потомства с признаками обоих родителей 3.

Появление потомства с признаками обоих родителей

3.

Разная форма подводных и надводных листьев 4.

Разная форма подводных и надводных листьев

4.

Полиплоидия 5.

Полиплоидия

5.

Увеличение надоев молока при переводе коров на летнее пастбище 6.

Увеличение надоев молока при переводе коров на летнее пастбище

6.

7. Слон-альбинос

7.

Слон-альбинос

Образовалось большое количество плодов томата после подкормки этих растений удобрениями 8.

Образовалось большое количество плодов томата после подкормки этих растений удобрениями

8.

В одном помёте у щенков разная окраска шерсти 9.

В одном помёте у щенков

разная окраска шерсти

9.

Один из щенков, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.  10.

Один из щенков, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.

10.

Правильные ответы 2, 4, 6, 8, 10

Правильные ответы

2, 4, 6, 8, 10

Домашнее задание §22 изучить, повторить §20, 21, подготовиться к тесту по формам изменчивости.

Домашнее задание

§22 изучить,

повторить §20, 21, подготовиться к тесту по формам изменчивости.

Рефлексия Сегодня мы изучали … Я узнал… Я научился… Лучше всего у меня получилось… У меня возникали трудности … Я допустил ошибки … Я оцениваю свою работу … Мне понравился (не понравился) урок

Рефлексия

  • Сегодня мы изучали …
  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Лучше всего у меня получилось…
  • У меня возникали трудности …
  • Я допустил ошибки …
  • Я оцениваю свою работу
  • Мне понравился (не понравился) урок

Я желаю Вам творческих успехов, урок завершен, спасибо за работу!

Я желаю Вам творческих успехов,

урок завершен,

спасибо за работу!

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №8»  Арсеньевского городского округа Приморского края Фенотипическая (модификационная) изменчивость Автор: Гарбуз Александр Николаевич, учитель I-й категории г.Арсеньев 2020 год

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Арсеньевского городского округа

Приморского края

Фенотипическая

(модификационная) изменчивость

Автор: Гарбуз Александр Николаевич, учитель I-й категории

г.Арсеньев

2020 год