1. Организационный момент | Проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей, занимают свои рабочие места. | Личностные УУД: соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам. правильно идентифицируют себя с позиции учащегося. Регулятивные УУД: оценивают правильность своего поведения на уроке. Коммуникативные УУД: воспринимают информацию на слух. |
2.Актулизация знаний. | Задает вопросы, дополняет и исправляет ответы учащихся (беседа). - Что изучает генетика? - Что такое наследственность? - Что такое изменчивость? - Что такое генотип? - Что такое фенотип? - С каким видом изменчивости познакомились на прошлом уроке? - Назовите формы наследственной изменчивости - В чем сущность комбинативной изменчивости? - Каковы источники комбинативной изменчивости? - Что такое мутации? Проводит тестирование по домашнему заданию (слайд 1- поставить «+», если утверждение верно, «--», если неверно слайд 2 - самопроверка). Продолжает беседу - Благодаря постоянному мутационному процессу возникают различные варианты генов, составляющие резерв наследственной изменчивости. Чарльз Дарвин мутационную изменчивость называл неопределенной индивидуальной изменчивостью. Почему? Учитель обобщает ответы учащихся. - С чем связана наследственная изменчивость? | Отвечают на вопросы. Выполняют тестирование. Выполняют самопроверку. Оценивают свои работы. Заполняют листы самооценки (задание 1). Отвечают на вопрос, делают вывод о связи наследственной изменчивости с изменением генотипа. | Личностные УУД: соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: самоорганизация по выполнению заданий Познавательные УУД: строят речевое высказывание в устной форме, адекватно оценивают результаты своей работы. Коммуникативные УУД: воспринимают информацию на слух, отвечают на вопросы учителя. |
3. Мотивация и целеполагание. | Демонстрирует слайд 3 (без подписей к рисункам) Задает вопросы. - Перед вами три фотографии с растениями. Как вы думаете, эти растения относятся к разным видам или к одному? Если к одному, то почему у них разные листья? Направляет ход мысли обучающихся - Под действием каких факторов сформировались три разных типа листьев у стрелолиста? Демонстрирует слайд 3(с подписями к рисункам) Демонстрирует слайд 4 Демонстрирует слайд 5 - Почему у одуванчиков, имеющих один и тот же генотип (семена от одного растения) сформировалось два разных фенотипа? Демонстрирует слайд 6 - Известно, что горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В течение их развития окраска меняется. Почему? - Какой вывод можно сделать на основании рассмотренного? - Как можно назвать такую изменчивость? - Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Задачи? Конкретизирует тему и задачи урока - слайды 7, 8. | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают разные точки зрения. Отвечают на вопросы, делают вывод о том, что влияние среды обитания на живые организмы приводит к формированию разных фенотипов. Называют тему и задачи урока. | Личностные УУД: руководствуются значимыми учебными мотивами. Регулятивные УУД: самостоятельно регулируют свою активность и поведение, избегая конфликтов. Познавательные УУД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме, рассматривают биологические объекты и понятия с разных точек зрения, определяют и формулируют цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь учителя и одноклассников. |
4.Этап открытия новых знаний Динамическая пауза (Физминутка) | Учитель даёт задания для самостоятельной работы, контролирует и корректирует самостоятельную работу учащихся. Обращается к учащимся - Давайте попробуем, пользуясь текстом учебника, дать определение фенотипической изменчивости. -Какие признаки чаще всего подвергаются модификациям? - Итак, мы выяснили, что такое модификационная изменчивость (демострирует слайд 9). Обращается к учащимся - А как вы думаете, в каких пределах могут меняться признаки? Чем это определяется? От чего это зависит? Давайте узнаем это из видефрагмента Перед демонстрацией ролика обращает внимание учащихся на выписанные заранее на доску вопросы, на которые нужно будет ответить после просмотра. - Что такое фенотип? - Что такое норма реакции? - Чем определяется норма реакции? - Каково значение нормы реакции для организмов? Демонстрирует видефрагмент 1 «Норма реакции» (ролик демонстрируется с паузами) Задаёт вопросы, записанные на доске: - Что такое фенотип? - Что такое норма реакции? - Чем определяется норма реакции? - Каково значение нормы реакции для организмов? Контролирует правильность выполнения упражнений. Обращается к учащимся - Модификационная изменчивость многих признаков живых организмов подчиняется особым закономерностям. Каким? Выяснить это нам поможет ещё один видефрагмент и лабораторная работа. Демонстрирует видеофрагмент 2 «Вариационный ряд и вариационная кривая» Организует работу «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» по инструкции (стр.80, 81 учебника, слайд 10). Просит одного, двух учащихся зачитать выводы. | Работают индивидуально с учебником (§22, глава «Фенотипическая, или модификационная изменчивость»). Самостоятельно осмысливают и анализируют текст учебника. Записывают определение в тетрадь. Зачитывают свои определения. Отвечают на вопросы. Смотрят видеофрагмент. Во время паузы записывают определение нормы реакции в тетрадь. После просмотра отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем. Смотрят видеофрагмент и выполняют лабораторную работу по инструкции в учебнике (стр.80,81). Делают выводы. Заполняют листы самооценки (задание 2). Зачитывают выводы вслух. | Личностные УУД: правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами. Регулятивные УУД: самостоятельно регулируют свою активность и поведение, избегая конфликтов. Познавательные УУД: Осуществляют поиск информации в тексте учебника, анализируют полученную информацию, Развивают умение строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Коммуникативные УУД: учатся воспринимать информацию визуально и на слух, отвечать на вопросы учителя. учатся выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать различные мнения. Личностные УУД: воспитывают в себе ответственное отношение к собственному здоровью. Регулятивные УУД: развивают умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность. |
5.Первичное закрепление и применение новых знаний | Проводит игру «Узнать за 60 секунд»: предлагает учащимся за одну минуту выбрать из 10-12 фотографий (рисунков) те, на которых представлены примеры модификационной изменчивости. – слайд 11 Демонстрирует слайды №№ 12 - 21____ в течение одной минуты). Организует самопроверку – слайд 22 | Смотрят презентацию и выписывают номера рисунков, на которых представлены примеры модификационной изменчивости в тетрадь. Обмениваются в парах тетрадями, проверяют работы друг друга, оценивают работы друг друга. Заполняют листы самооценки (задание 3). | Личностные УУД: развивают умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам. Регулятивные УУД: развивают умение организовать выполнение заданий учителя, достигать результата в процессе учебной деятельности Познавательные УУД: развивают способности анализировать полученную информацию, умение построения логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: учатся воспринимать информацию визуально и на слух, учитывать различные мнения. |
7. Рефлексия. | Предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку, проанализировать и оценить свою деятельность на уроке слайд - 24 : Сегодня мы изучали … Я узнал… Я научился… Лучше всего у меня получилось… У меня возникали трудности … Я допустил ошибки … Я оцениваю свою работу… Мне понравился (не понравился) урок Подводит итоги урока Благодарит учащихся за работу – слайд 25 | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Заполняют листы самооценки (баллы учителя, итоговая оценка). | Личностные УУД: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Регулятивные УУД: развивают умения анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности Познавательные УУД: учатся рефлексии способов и условий действия, учатся контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнения, учитывать различные мнения. |